Конспект мероприятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Права и обязанности детей».
Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.
Конспект мероприятия по правовому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«Права и обязанности детей».
Подготовила Самойленко Наталия Михайловна,
Воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Будённовск 2017
Цель: Развивать интерес дошкольников к изучению правовых вопросов, показать единство прав и обязанностей.
Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.
Ход мероприятия.
Ребёнок. (Читает книгу «Конвенция о правах ребёнка»). Ребята, вот это да! Оказывается у нас, детей, тоже есть права.
Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился - ты получил свои права:
Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки, права на озорных друзей.
Права на игры и желанья, права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех.
Права на улице гулять, права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев, права заботиться о всех.
Но есть один
большой урок - во всех правах и смыслах
их -
Ты должен быть самим собой и уважать
права других! (Матюхина
Рината)
(Входит Баба Яга).
Баба Яга. Дай – ка, посмотреть. (Читает по слогам) Кон – вен –ци – я о пра – вах ре – бён – ка. Ой –ой –ой! Выросли, умные какие стали. Маленькие ещё такие книги читать и о правах своих заявлять!
Воспитатель. Бабушка Яга, мы с тобой не согласны. В «Конвенции о правах ребёнка», сказано, что каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. А еще прописано, что уже при рождении ребёнок имеет право на имя и гражданство.
Баба Яга. Имя? Зачем малышам имя? Все дети маленькие, их и отличить – то сложно.
Воспитатель. С именем человек рождается, оно даёт ключик к его характеру, приносит удачу. «По имени – и житие» - гласит пословица. Каждое имя что – то обозначает. Давай поближе познакомимся с нашими ребятами.
Игра «Моё имя».
(Дети передают по кругу мяч. Тот у кого мяч, называет своё имя, рассказывает, что оно обозначает. Александр – защитник, Галина – спокойная, Ирина – несущая мир, Марина – морская, Юрий – земледелец, Юлия – пушистая и т.д.)
Баба Яга. Так и быть, согласна. Есть такое право у детей – право на имя!
Будь всегда достоин имени своего.
Будь справедлив и спокоен, с честью носи его!
Ох и проголодалась же я. Сейчас выберу самого толстого, самого упитанного ребёночка и съем.
Воспитатель. Хитрая ты, бабушка, сначала попробуй догнать ребят.
Подвижная игра «Бабка Ешка, костяная ножка».
Воспитатель. Бабушка Яга, право на полноценное питание есть у всех, только не нужно кушать наших ребят. Коль ты проголодалась, мы тебя угостим.
Хороводная игра «К нам гости пришли».
Баба Яга. Такие маленькие, а уже столько прав.
Воспитатель. И все эти права записаны вот в этом документе «Конвенция о правах ребенка». Ребята, расскажем бабушке, какие еще права у нас есть.
(Ответы детей). Молодцы! У детей есть право на воспитание в семье, право на личную жизнь, право на образование, право на отдых и досуг.
Баба Яга. (Падает). Ой, довели старуху. Голова моя заболела и вся я заболела.
Воспитатель. Если заболело ухо, если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач!
Мы тебе поможем. Все люди имеют право на охрану здоровья, на бесплатную медицинскую помощь. (Зовём на помощь медицинского работника детского сада, он проводит осмотр бабушки. По окончании осмотра выносит решение – бабушка абсолютно здорова).
Медсестра. Здоровье нужно беречь. Солнце воздух и вода – наши верные друзья! Необходимо обязательно соблюдать режим, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.
Баба Яга. Я хочу здоровой быть – буду с лыжами дружить.
Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой. Буду сильной, крепкой!
Ритмическая гимнастика.
(По выбору музыкального работника).
Воспитатель. А ещё наши дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на любовь и защиту своих близких. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Зачем люди создают семью? (Ответы детей). Правильно люди создают семью, чтобы вместе жить, поддерживать друг друга, растить детей.
Ребёнок. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель. Мы все очень разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей. Вот почему ты, бабушка, такая злая бываешь? Наверное, никто тебя не любит. Никто о тебе не заботится. Отныне мы будем о тебе заботится. Мы принимаем тебя в члены нашей большой, дружной семьи. Давайте подарим бабушке теплоту своих сердец.
Песня про доброту.
(По выбору музыкального руководителя).
Ребёнок.
В жизни можно по-разному жить, в горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать, вовремя делать гадости.
А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.
(Сергей Островой).
Воспитатель. И главное, у ребят есть много разных прав, но не бывает прав без обязанностей. У каждого человека есть обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
Баба Яга. А ну – ка, назовите мне свои обязанности.
Игра «Права - обязанности».
(Ребята находят с помощью сюжетных картинок соотношение прав и обязанностей. Свой выбор аргументируют. Право на медицинскую помощь порождает обязанность вести здоровый образ жизни, право на любовь и заботу близких – порождает обязанность заботиться о них, и т.д.)
Воспитатель. Ребята, запомните основные правила:
-
Недостаточно написать права на бумаге, надо, чтобы сам человек научился их защищать.
-
Права действительны только в том случае, если они не нарушают права других.
-
Каждое право порождает обязанность.
Баба Яга.
Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте, хорошими людьми вырастайте!
Воспитатель. Ребята, давайте создадим книгу о правах и обязанностях, бабушке Яге её подарим.
(Ребята с помощью рисунка изображают права и обязанности. Листы скрепляют. Полученную книгу дарят бабушке Яге).
Баба Яга.
Ох и загостилась я в детском саду. Хорошо у вас! А у меня избушка не убрана, не топлена. Пора мне домой.
(Ребята прощаются с бабушкой Ягой, возвращаются в группу).
Литература.
-
Антонов В. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.
-
Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М., Сфера, 2009.
-
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.
-
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.
-
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.
-
Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – М., Сфера, 2009
Интернет – ресурсы.
-
https://happy-school.ru/publ/v_zhizni_mozhno_po_raznomu_zhit/11-1-0-13526
-
http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-viktorovna-bagrova/stihotvorenie-o-pravah-rebenka.html
-
https://tdkarusel.ru/pechatnaya-produktsiya/obuchayushchie-plakaty/plakat_deti_imeyut_pravo/
-
http://talovskijdetskijsad4.uxp.ru/user-images/Слайд2_3.JPG.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»