Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников путем развития понятийного логического мышления
Южакова Елена Валерьевна
муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Золотая рыбка», педагог-психолог.
Оренбургская область, г.Кувандык.
Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников путем развития понятийного логического мышления.
Развитие предпосылок учебной деятельности является одним из требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. «Исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.»[2, c.2]
Развитие дошкольника осуществляется в игре, а учебная деятельность станет ведущей только в начальном звене обучения, но развивать ее нужно на ранних этапах развития. « В дошкольном возрасте при осуществлении ребенком игровой деятельности у него возникают потребности и мотивы учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, когда она и «наполняется» соответствующим операционным содержанием. ..." [4, с.11]. « Учебная деятельность начинает формироваться при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Поэтому проблема зарождения ее потребности связана с такими особенностями игры, которые к концу дошколльного возраста вызывают у ребенка нужду в теоретическиом отношении к окружающему миру» [1, с.194]. Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду, будут в дальнейшем востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, умственных действий, в самостоятельной оценке своих результатов.
Проблемой развития учебной деятельности в свое время занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. С точки зрения этих ученых, «учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции» [1, с. 248].
Изучением данной проблемы так же занимались Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимова , А.П.Усова и ее сотрудники, А.Л. Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова и др. Позиции ученых были различны, но все они сошлись в том, что между формированием учебной деятельности в детском саду и начальной школе должна существовать преемственность. В настоящее время в корне меняются подходы, взгляды на дошкольное воспитание, которое должно выйти на более качественный уровень, с учетом этого педагогам дошкольного образования предстоит большая творческая работа.
Содержание образовательного процесса в нашем дошкольном общеобразовательном учреждении осуществляется основной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Выбор данной общеобразовательной программы обусловлен тем, что она представляет собой программу, в которой комплексно представлены основные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, а так же умение их применять, искать новые, развивать полученные.
Согласно ей выпускник дошкольного учреждения должен приобрести определенные интегративные качества, одно из которых - овладение предпосылками учебной деятельности, с учетом возрастных особенностей:
- в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) необходимо сформировать у детей способность по словесному описанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру; отвечать на простейшие вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»; выполнять простейшие поручения взрослого; проявлять интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций.
- в возрасте 4-5 лет дошкольник должен уметь выполнять индивидуальные и коллективные поручения; проявлять предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремиться хорошо его выполнить; удерживать в памяти несложные условия выполнения каких-либо действий; описать предмет, картину, составлять рассказ по картине, пересказывать отрывки из произведений.
- старший дошкольник (5-6 лет) должен владеть навыками культурного поведения; проявлять ответственность при выполнении трудовых поручений, стремиться к проявлению хороших поступков.
-
в возрасте 6 - 7 лет у ребенка необходимо
сформировать умение работать по правилу
и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции.
Формировать
предпосылки учебной деятельности
педагог должен с учетом ее основных
компонентов. Деятельность
его
должна быть направлена на организацию:
-процесса активного усвоения детьми знаний, навыков, умений;
-развития у ребёнка познавательного интереса;
- потребности в учении;
- мотивации к обучению.
Развивая внутреннюю мотивацию у ребенка, следует акцентировать его внимание не только на достижениях, но и на самой деятельности и ее эффективности. При этом внешним стимулом послужат слова подкрепления: «У тебя получится!», « Ты справишься, ведь ты такой внимательный», «Ты же хотел узнать что-то новое» и т.д.
Педагогу в процессе игровой, образовательной деятельности, нужно продумать варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли и воли в поиске решения. Для этого необходимо использовать методы и приемы, инициирующие активность детей, побуждающие их к познанию, к практической деятельности. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цель в процессе деятельности, самостоятельно находить способ ее осуществления. Педагогу необходимо вовлекать детей в ход своих рассуждений. Для этого детям предлагать различные комбинации вопросов: «С чего стоит начать работу?», « Как ты будешь действовать?», «Что тебе пригодится для выполнения задания?». Такие вопросы (рефлексивные) учат детей осмысливать и оценивать проделанную работу, формировать навык самоконтроля.
Таким образом, у детей в младшем возрасте формируется способность к постановке цели собственной деятельности, ребенок учится осваивать различные способы деятельности. Начиная со среднего возраста дошкольника, деятельность приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения; выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию образовательной деятельности; поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности в школьном возрасте.
Как отмечает Л. А. Ясюкова, «любой вид деятельности для своего осуществления требует вполне определенных способностей, умений или навыков» , то есть «необходимо выяснить, в чем заключаются сущностная и организационная стороны учебной деятельности или, другими словами, ответить на вопрос о том, какие психические процессы и личностные свойства детей должны быть задействованы для ее реализации» [5, с.6]. Практика показывает, что формирование учебной деятельности тесно связано с интеллектуальными, познавательными способностями, так как невозможно разбираться в окружающей жизни, ориентироваться в ней, найти свое место, действовать, созидать, творить без овладения общими приемами, принципами и методами анализа, познания. «Постепенно старшие дошкольники начинают нуждаться в более обширных источниках знания, чем им может предоставить повседневная жизнь и игра. Дошкольник занимает новую жизненную позицию и приступает к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Эти интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у него потребности в усвоении теоретических знаний» [1, с.156]
Таким образом, формирование учебной деятельности на сегодняшний день по – прежнему актуально и начинать это нужно с дошкольного возраста, путем развития предпосылок учебной деятельности. Это длительный процесс, в результате которого формируются отдельные её элементы, характерные каждому возрастному этапу. Формирование учебной деятельности тесно связано с интеллектуальными, познавательными способностями ребенка.
Средствами
осуществления являются интеллектуальные
действия, мыслительные операции (анализ,
синтез, обобщение, классификация).
В
своей практической деятельности, при
определении степени готовности
старших дошкольников к школьному
обучению, мною было отмечено, что у детей
достаточно сформированы познавательные
процессы ( внимание, память, речь.),
предпосылки учебных действий (мотивация,
произвольность поведения, активность,
самостоятельность, инициативность,
умение работать по образцу, работать в
группе.). Формируя предпосылки учебной
деятельности у детей необходимо научить
ребенка самостоятельно обобщать,
выявлять закономерные связи. Но у
большинства дошкольников недостаточно
развито мышление, а именно понятийное
логическое, которое, «характеризует
способность ребенка учиться. Благодаря
этому типу мышления ребенок понимает
суть правил, законов, формул, видит зону
их применения и может использовать их
на практике, то есть может действовать
в соответствии с заложенным в них
алгоритмом»
[5, с.115]
В ходе обследования детей подготовительных к школе групп в начале года, были получены следующие результаты:
-56% детей показали уровень развития понятийного логического мышления ниже нормы,
- 44% детей показали норму,
- отсутствие хорошего и высокого уровня.
А это значит, что дети еще плохо умеют работать по правилу: они могут его запомнить, но не всегда умеют применять и поэтому делают ошибки. Они могут использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способны выполнять аналогичные задания. Такие дети часто оказываются беспомощными при выполнении домашних заданий, так как не умеют самостоятельно мыслить и нуждаются в постоянной помощи взрослых. Знания, приобретаемые в школе, в этом случае могут остаться поверхностными для ребенка, потому что он не может связать их со своим внутренним опытом, не видит в них личного смысла. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Таким образом, важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления, которое способствует формированию навыков учебной деятельности: развивает способность детей анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать в зависимости от получаемого результата. При этом главной задачей педагогов является правильный выбор педагогических технологий, методов и форм образовательной деятельности. Опыт работы показывает, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности наблюдается у детей в ситуациях совместного действия со сверстниками и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. «Некоторые данные свидетельствуют, что к концу младшего школьного возраста ребенок может полноценно выполнять учебную деятельность только вместе с другими детьми. Это говорит о том, что собственно индивидуальная учебная деятельность у него еще не сформировалась» [1, c. 271].
Целью моей работы, как педагога-психолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Золотая рыбка» г. Кувандык, является оказание помощи в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Поэтому я считаю необходимым, уделить особое внимание формированию предпосылок учебной деятельности, в данном случае - развитию понятийного логического мышления, которое является одним из показателей способности ребенка обучаться. В своей практической деятельности я опиралась на програмы Шарохиной В.Л., Севостьяновой Е.О., которые направлены на групповые формы работы с детьми. В дополнение к ним я посчитала необходимость создания проекта «Развитие понятийного логического мышления дошкольника». Проект предназначен для детей со слабым уровнем развития понятийного логического мышления.
Тип проекта: средней продолжительности, расчитан на 2 месяца.
Форма работы: групповая (4-5 детей)
Цель проекта : экспериментально доказать эффективность использования игр, упражнений, задач для развития понятийного логического мышления детей, при этом участниками развивающей деятельности являются дети, педагоги и родители.
Были поставлены следующие задачи :
1. Проанализировать научную литературу о структуре понятийного логического мышления дошкольников.
2. Подобрать систему игр, упражнений, задач способствующих развитию у дошкольников понятийного логического мышления.
3. Разработать стратегию совместной деятельности педагогов и родителей.
4. Создать необходимые условия для развивающей работы с детьми.
5. Проанализировать итог проделанной работы, на основе сравнения результатов диагностики до и после развивающей работы.
Предполагаемый результат:
1.Создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности дошкольника.
2. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)
3. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
4. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
Реализация проекта состояла из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Подготовительный этап реализовывался в течение одной недели. Были выделены 10 детей, чей уровень развития понятийного логического мышления ниже нормы, по результатам первичного исследования. Далее, определены цель и задачи проектной деятельности, составлен перспективный план работы с детьми. Была проведена подборка задач, упражнений для развивающей деятельности психолога с детьми, а так же для совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми. В течение недели был изготовлен наглядный материал для работы.
Основной этап включил в себя работу по трем направлениям:
1. Работа с родителями.
Был организован Клуб для родителей «Хочу всё знать», где они были ознакомлены с целью, задачами, этапами и сроками реализации проекта. В течение шести недель работы Клуба родители получали методическую помощь, а так же информацию по результатам работы с конкретным ребенком. Была проведена консультация на тему «Подготовка детей к школе», изготовлены буклеты «Готовим ребенка к школе» и «Развиваем понятийное логическое мышление у старших дошкольников», в которых были раскрыты основные вопросы готовности к школе; что именно должен знать ребенок при поступлении в школу; памятка для родителей по развитию речи ребенка, а так же даны упражнения и задания для совместной развивающей деятельности родителей с детьми. Индивидуальные консультации с родителями проводились 1 раз в неделю в течение семи недель.
В уголке для родителей периодически выставлялся материал на темы : «Что значит «ребенок готов к школе»?», «Что вмещает в себя понятие "умение учиться"?» и т.д.
На заключительной стадии этапа был объявлен семейный конкурс «Изучаем мир, играя», где дети и родители представили ребусы, головоломки, задачки по развитию мышления. Родителям было предложено оформить свои работы в двух видах: настольной игры , где ребенок может самостоятельно работать или в виде пособия для педагога, которое он может использовать в групповой форме работы с детьми. В конкурсе участвовали все родители, были отмечены лучшие работы. Материал конкурсных работ был внедрен в совместную деятельность воспитателей с детьми, что вызвало большой интерес, а так же пополнение дидактического материала группы. Детям понравились новые игры, задания, которые они с радостью выполняли. Но главное – дети делились тем, как они вместе с родителями занимались, готовили наглядный материал и гордились, что этим пользуются все дети в группе.
Организуя работу с родителями, мы расширили их знания по подготовке ребёнка к школе, убедили их в необходимости проведения упражнений, решения задач не только в детском саду, но и дома, сформировали активность и инициативность родителей в совместной работе семьи и детского сада.
2. Работа с детьми.
В течение шести недель было проведенино 8 развивающих мероприятий с детьми со второй по седьмую недели, включающих в себя различные задания на развитие понятийного логического мышления. Работа проводились в групповой форме (5 человек в группе). Каждая встреча начиналось с разминки, например, дополнить фразу, продолжить предложение и т.д. В процессе развивающей работы очень важно научить каждого ребенка делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует его развитию, упрочению формальных логических связей. Для активизации мыслительной деятельности на протяжении всей развивающей работы детям предлагались логическая задача или сказка, загадка, упражнение логического характера, а также упражнения для профилактики нарушений зрения или предупреждения переутомления. Использование загадок, нелепиц помогают развить у ребенка аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира. Развитию познавательной активности способствует такая организация работы, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Главное, нужно не забывать, что чем больше новый материал связан с имеющимся его личным опытом, тем интереснее он для него. Групповая форма работы детей помогает формировать общую культуру, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность детей. В коллективной деятельности ребенок обучается навыкам взаимопомощи, умению слушать и самому высказывать свое мнение.
3. Работа с воспитателями.
В начале реализации основного этапа был проведен педагогический практикум с воспитателями, где были доведены рекомендованные психологом игры и упражнения для работы с детьми по развитию понятийного логического мышления. Работу в группах рекомендовано проводить в групповой форме.
Реализуя работу с педагогами, удалось расширить кругозор педагогов, активизировать знания по развивающей работе.
Последним этапом нашего проекта был заключительный этап.
Одним из критериев результативности являются полученные данные повторной диагностики 10 детей : из 100% детей со слабым уровнем данного типа мышления на начало года, после развивающей деятельности 70% (7детей) показали средний уровень ( норму) развития, 20% (2 ребенка) - хороший уровень и 10% (1 ребенок) - слабый результат, но, несмотря на это, у него наблюдалась устойчивая положительная динамика в развитии речи, пополнении словарного запаса, в умении устанавливать связи между понятиями.
Большинство дошкольников (90%) научились самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, искать пути их рационального решения. Пусть еще не четко, но осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности. В решении логических задач дети научились выдвигать различные гипотезы, проявили попытки их доказать или оспорить.
Работая над проектом, мы убедились, что перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость в самостоятельном поиске решения, использовали свои личные знания экспериментальным путем, а не только подачей готовых решений от взрослых.
Таким образом, результаты проектной деятельности свидетельствуют о том, что уровень развития понятийного логического мышления достиг нормы у большинства дошкольников после развивающей совместной работы всех участников процесса, по сравнению с начальными показателями. Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу
Данный проект на тему «Развитие понятийного логического мышления дошкольника » может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может использовать его по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Литература
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М : ИНТОР, 1996, 544с.
2.Проект «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», под руководством Н. Ф. Виноградовой [Электронный ресурс] http:// n-shkola.ru›files/repos_2/58_4.pdf
3. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп.- М: Мозаика – Синтез,2006.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды труды. – М.: Педагогика, 1989, 560с.: ил. – ( Труды д.чл. и чл.- кор. АПН СССР)
5. Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблемы обучения в начальной школе. Методическое руководство. С.- П.: ИМАТОН, 2003, с.163
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.