"Кузьминская вечорка"
Отконова Татьяна Юрьевна;
город Томск, Томская область;
МАДОУ № 69;
дошкольное образование;
«Кузьминская вечерка»;
подготовительная группа;
продолжительность: 20 минут
Пояснительная записка
Цель:
приобщение детей дошкольного возраста к многовековой традиции празднования дня Кузьмы и Демьяна, девичьего праздника - «Кузьминок».
Мероприятие формирует представление о старинном девичьем обряде – «Кузьма-Демьянской вечеринке», «Курячьих именинах»;
способствует обогащению речи детей элементами устного народного творчества, устаревшими и вышедшими из обихода словами;
создает условия для формирования эмоционально - эстетического восприятия, внимания, памяти, мышления;
формирует представление о том, как важно бережно относиться к обычаям и преданиям родной земли;
способствует развитию интереса к самобытной поэтической стороне родного языка;
создает условия для появления и развития интереса к историческому и культурному наследию России, к народным традициям и обрядам.
Сценарий мероприятия
В зал хороводным шагом под музыку входят девочки.
Девочки говорят все вместе:
Кузьминки – девичий праздник!
Девочки по очереди произносят поговорки про день Кузьмы и Демьяна :
Первая девочка:
«Кузьминки – об осени поминки!»
Вторая девочка:
«Кузьма закует, а Михайло раскует!»
Третья девочка:
«Кем Кузьма и Демьян в народе слывут кузнецами!»
Четвертая девочка:
«Кузьма и Демьян – покровители ремесел!»
Пятая девочка:
С Кузьмы-Демьяна пора за зимнюю пряжу приниматься!
Шестая девочка:
Батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними!
Дети исполняют русскую народную песню «Прялица»
Уж ты прялица, кокорица моя,
Пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясти - попрядывати,
По беседушкам похаживати!
Я стояла на угорочке,
Сарафан с косой оборочкой!
Сарафанчик раздувается,
Ко мне Ваня приближается.
Я заметила заметочку:
Что на нем - рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на бегу,
Что пришить карманчик Ване помогу!
Из колодца воду черпала
Уронила в воду зеркало!
Уронила - не разбилося,
Обещанье не забылося!
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти - попрядывати
По беседушкам похаживати!
Первая девочка:
Кузьма и Демьян! Приходите к нам кашу хлебать!
Вторая девочка:
Устроим посиделки да ссыпчину!
Третья девочка:
На Козьмодемьяна – курицу на стол!
Четвертая девочка:
Зароди, Господи, чтоб писклятки водились!
Пятая девочка:
Сегодня я – хозяйка! Вот почетное угощение! Угощаю всех куриной лапшой!
Шестая девочка:
Да, чур, косточки не ломать, чтобы цыплята здоровыми были!
Девочки говорят все вместе:
Полно чужое варить,
Пора свое затевать!
Дети заводят хоровод «Царь за городом гуляет»
Царь за городом гуляет,
Царь за городом гуляет,
Открываются ворота,
Открываются ворота,
Царь во городе гуляет,
Царь во городе гуляет,
Он царевну выбирает,
Он царевну выбирает.
Девочки говорят все вместе:
Пришла пора поцелуйные игра разыгрывать!
Дети исполняют русскую народную песню «Подушечка»
Подушечка, подушечка,
Моя пуховая!
Молодушка, молодушка
Моя молодая!
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую,
Пуховую подушечку
Тому подарую!
Игра «Старец»
Вокруг кельи хожу,
Уж я старца бужу!
Келья новенькая,
Вся сосновенькая!
Уж ты, старец, встань,
Ты лежать устань!
Уж к заутрене звенят,
И к обедне всем велят!
Не могу я встать,
Головы поднять!
Голова моя болит,
Сердце ретиво щемит!
Уж и встать бы мне,
Поплясать бы мне!
Для милых гостей
Растрясти костей!
Дети водят хоровод вокруг «старца». Затем поет и выполняет движения по тексту песни «старец». В конце песни дети разбегаются, а старец их догоняет.
Девочки говорят все вместе:
Нынче - Курьи именины!
Первая девочка:
Пойдем за перышками?
Несколько девочек:
Пойдем!
Остальные девочки:
А мы – петушиные бои смотреть!
Девочки под музыку убегают в разные стороны.
Литература: Круглый год, русский земледельческий календарь/Сост. А.Ф. Некрылова.- М.: Правда, 1989.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС