Коммуникативные игры как средство социализации детей младшего дошкольного возраста.
Шаройко Ольга Владиленовна
Республика Карелия, г. Петрозаводск
МДОУ «Финно – угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
Коммуникативные игры как средство социализации детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. [5;67]Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации.Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Процесс социализации дошкольников является одним из актуальных проблем современной педагогики. Социализация - процесс, в ходе которого дети усваивают ценности, представления, модели поведения и роли, присущие данному конкретному обществу. [2;8] По мнению Ф.А.Мустаевойсоциализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.Л.В.Мардахаев определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).Наше мнение более приближено к пониманию социализации как процесса и результата усвоения и активного воспроизводства социального опыта в деятельности, путем коммуникации детей.
Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,изучая данную проблему, говорят, что одним из важных условий развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности, являются -коммуникативные способности, т.к. в общении реализуются межличностные и общественные отношения детей.По мнению А. В. Запорожеца, Д. Б. Эльконина и др.главнейшим показателем готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми, являются егосформированные коммуникативные способности. Наличие этих способностей позволяет детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Важным фактором развития коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника является совместная деятельность детей.
Играпредставляет собой совместную деятельность детей. Вэтом возрасте игра является ведущим видом деятельности, а также является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом:
• активно вступать в диалог,
• задавать вопросы,
• слушать и понимать речь,
• строить общение с учетом ситуации,
• легко входить в контакт,
• ясно и последовательно выражать свои мысли,
• пользоваться формами речевого этикета,
• регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. [4;200]
Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу общественного воспитания ребёнка, как «арифметику социальных отношений». Действительно, данная характеристика Л.С. Выготского подходит к описываемому в этой статье возрасту детей. Так как в 3-4 года дошкольники уже умеют слушать наставления, рекомендации воспитателя. Все их игры и занятия носят целенаправленный характер. Внимание детей этого возраста уже более устойчиво, но непроизвольно, т. е. вызывается изменениями в окружающей обстановке.Совершенствуется память детей, с развитием речи воспоминания вызываются через слово. В игре ребенок придает воображаемое значение любому предмету (палочка вместо термометра, которой он лечит заболевшую Настю; кубик вместо мыла, которым он купает «маленькую Таню»). Чтобы выполнять требуемые действия, ребенок все время ведет диалог и с воспитателем, и со сверстниками, со своими родными. В связи с этим словарный запас детей этого возраста увеличивается. В своей речи ребенок уже может употреблять распространенные и сложные предложения, он с легкостью повторяет на память небольшие стихи, песенки, сказки. В возрасте 3 лет ребенок понимает смысл речи, слова, значения, относящиеся к тому, что его окружает, что касается его лично, что связано с его переживаниями. С ним можно говорить не только о данном предмете или явлении, но и о прошлом, и о будущем: поинтересоваться, куда он пойдет с родителями в воскресенье, что он будет делать сегодня со своей сестренкой, вспомнить зимой о том, где он отдыхал летом, и т. д. Изменения в психике детей четвертого года жизни отражаются их взаимоотношениях со сверстниками: речь для детей этого возраста становится основным средством общения с другими детьми. Взрослый с помощью речи может управлять развитием и поведением ребенка, а именно: формировать у него понятия, вызывать воспоминания, направлять действия, изменять его эмоциональное состояние. [3;37]
Учитывая данные новообразования возраста, именно коммуникативные игры имеют большое значение для социализации ребенка, являются средством социально-личностного развития ребенка, предполагают формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.
Важное значение для закрепления положительных взаимоотношений со сверстниками у детей 3—4 лет имеет образовательная деятельность с коммуникативными ситуациями. Именно на таких обучающих ситуациях дети постепенно усваивают правила поведения, необходимые как для игровой деятельности, так и для повседневного общения. Общее коммуникативное правило поведения детей в игре формулируется так: бережно относиться к игре, постройке, рисунку сверстника; уметь уступить игрушку или найти ей замену, вежливо просить нужную вещь и терпеливо ждать, когда ее дадут, соблюдать очередность. Когда дети обучатся всему этому на занятиях, можно предложить им совместно поиграть без присмотра воспитателя.[1;51]
Игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных умений детей.Общение дошкольника 3-4 летразворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом, можно сказать что игра имеет социальную основу, т.к. в ней формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.
Список используемой литературы:
-
Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б.1. Социальная педагогика: курс лекций./Галагузова М.А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
-
Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 84
-
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. - 192 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
-
Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб./ О. Е. Смирнова. — СПб.:Питер, 2009. 304 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
-
Толмачева А. А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания. 2006. – 67 с
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
Материал не соответствует заявленному типу.