Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка
Тема опыта: Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка.
Автор:
учитель-дефектолог
Ростокина Галина Георгиевна,
воспитатель
Ростокина Марина Владимировна
Учреждение:
Государственное
казенное учреждение здравоохранения
«Волгоградский областной специализированный
дом ребенка для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики».
Актуальность
опыта:
Эффективность коррекционно – развивающей
работы с детьми Дома ребенка определяется
четкой организацией системы
скоординированных занятий учителя –
дефектолога и воспитателей.
В основе такой четкой организации находит отражение планирования различных видов деятельности, осуществляемое как в перспективных целях, так и для ежедневной работы с детьми по составленному календарному плану.
Именно планирование позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого ребенка с учетом его уровня развития.
Мы приводим образец занятий для составления календарного планирования, разработанные с учетом ряда особенностей детей Дома ребенка: повышенной истощаемостью и утомляемостью, отставанием в развитии не только внимания, речевых функций, памяти, мышления, но и недоразвитием в двигательной и эмоциональной сферах.
Мы постарались выделить приоритетные направления с учетом преемственности в работе и учителя – дефектолога, и воспитателей с детьми с уровнем развития второго года жизни. Это выделение носит, бесспорно, условный характер, т. к. оно будет определяться в каждом конкретном случае.
Выделенные приоритетные цели могут и должны использоваться специалистами в качестве ориентиров для определения главного направления в коррекционной работе.
Предложенные цели отражают определенную последовательность в формировании различных видов деятельности у детей, имеющих неврологические нарушения.
Но именно характер и степень этих нарушений и будет определять соотношение уровней развития детей и целевых установок.
В данной работе мы предлагаем серию занятий, иллюстрирующих систему работы по различным направлениям представленного планирования.
Дни недели |
1 занятие 9 час. 15 мин |
2 занятие 10 час. 30 мин. |
3 занятие 16 час. 15 мин. |
4 занятие 17 час. 15 мин. |
||
ПОНЕДЕЛЬНИК |
Музыкальное |
Выполнение поручений |
Развитие речи (картинки) |
Ориентировка в величине |
||
ВТОРНИК |
Развитие речи « Кто в домике живёт?» |
Развитие движений |
Подражание звукам |
Развлечение |
||
СРЕДА |
Действия с предметами |
Развитие речи (картинки) |
Ориентировка в форме |
Показ инсценировки |
||
ЧЕТВЕРГ |
Музыкальное |
Выполнение поручений |
Развитие движений |
Подражание звукам |
||
ПЯТНИЦА |
Развитие речи «Волшебный мешочек» |
Экскурсия по группе |
Занятие со строительнымматериалом |
Развлечение |
||
СУББОТА |
Действия с предметами |
Развитие речи (картинки) |
Развитие движений |
Ознакомление с окружающим |
||
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Развитие речи (показ предметов)
|
Экскурсия по группе |
Ориентировка в схеме тела 4 |
Развлечение |
||
У Р О В Е Н Ь Р А З В И Т И Я Д Е Т Е Й |
||||||
9 мес. – 1 год 1 подгруппа |
1 г.3 мес. – 1 г.6 м. 2 подгруппа |
1 г.6 мес. – 1 г.9 м 3 подгруппа |
1 г.9 мес. – 2 года 4 подгруппа |
С Е Т К А З А Н Я Т И Й Н А Н Е Д Е Л Ю
В
И Д Ы З А Н Я Т И Й |
Занятие 1 Музыкальное Занятие 2 Выполнение поручений Занятие 3 Развитие речи (картинки) Занятие 4
РАЗВИВАЕМ,
ФОРМИРУЕМ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ! |
П О Н Е Д Е Л Ь Н И К
Музыка в Сердцах детей.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничной личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки с первых месяцев жизни обладает свойством вызывать активные действия ребенка.
Музыка оказывает благотворное влияние на формирование детской нервной системы. Известно, что восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга. Поэтому в процессе прослушивания происходит усиление межполушарного взаимодействия. Это способствует формированию новых нейронных связей. Проще говоря, музыкальная деятельность напрямую влияет на развитие человеческого мозга, и не зря же существует целое направление – музыкотерапия.
На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность, которая обогащает и расширяет сферу чувств и переживаний ребенка, а вслушивание в смену высоты, длительности, тембра и силы звучания обогащает его сенсорную сферу.
Таким образом, музыкальное воспитание совершенствует мышление, активизирует эмоциональные проявления, формирует умение переживать и чувствовать, воспитывает любовь к прекрасному, что жизненно необходимо для наших малышей в условиях социальной депривации.
Поручения как одна из форм организации трудовой деятельности.
Поручения - важное средство воспитания нравственно-волевых качеств, которые проявляются и формируются в тесной взаимосвязи.
Это первая форма организации трудовой деятельности способствует формированию достижений определенных целей.
Ребенку присущ интерес к деятельности. Постепенно, шаг за шагом он учится планировать свои действия, их последовательность, достигая конечного результата.
Индивидуальные и коллективные трудовые поручения после многократных упражнений вырабатывают привычку к повседневному трудовому усилию. Дети постепенно привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.
Дети раннего возраста нуждаются в постоянном контроле. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки, видеть свои успехи и неудачи.
Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждает его к действию.
Поэтому очень важно отмечать достижения ребенка, хвалить за то, что он добросовестно выполнил своё поручение.
З А Н Я Т И Е 1.
« П о ё м и п л я ш е м »
Приобщение детей к музыкальному искусству в доме ребенка осуществляется как музыкальным, руководителем, так и воспитателем на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.
Зрительно - слуховое восприятие активизируется показом взрослого и наглядными пособиями, необходимыми не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.
Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке, выполнять движения, эмоционально отзываться на мелодию, а ребенок, подражая взрослому, учится подпевать отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки. Дети приобретают умения согласовывать движения под музыку, по разному реагировать на высоту, силу звучания, дифференцировать разный характер музыкальных произведений.
З А Н Я Т И Е 2.
« Н а ш и п о м о щ н и к и »
Цель.
Формировать понимание речи – названия знакомых игрушек, предметов мебели, бытовых приборов, их назначение и использование.
Активизировать доступные речевые и неречевые средства общения при обращении за помощью к взрослым для получения поставленной цели.
Развивать эмоционально – волевые качества для достижения конечного результата.
Методические рекомендации.
Одно – двух ступенчатые словесные поручения. Помощь, поощрения.
Воспитатель дает поручения с учетом возрастных индивидуальных возможностей ребенка.
Виды поручений:
действия с игрушками в соответствии с их функциональными назначениями;
наведение порядка в игровой зоне (расположение игрушек, деталей одежды, обуви, детской мебели в отведенное для них место );
посильная помощь взрослым в уборке помещения / протереть столы, помочь застелить кроватки, собрать отрывки бумаги… /
З А Н Я Т И Е 3.
Первая подгруппа. «Куколка Ляля»
Цель.
Знакомить детей с изображением игрушки на картинке;
Вызывать и поддерживать интерес к персонажу в плоскостном изображении.
Материал.
Предметная картинка с изображением куклы.
Методические рекомендации.
Картинка должна всегда находиться на одном и том же месте, в зоне активного бодрствования ребенка.
Воспитатель подносит ребенка к картинке, сосредотачивая его взгляд на изображении.
Водит пальчиком малыша по контуру объекта, комментируя: «Вот куколка – Ляля!»
Обговаривает совместные с ребенком действия, показывая: «Вот у Ляли глазки, носик, ротик, а вот ручки, ножки. Куколка Ляля поёт песенку: «Ля-ля-ля…».
Пауза. «А где куколка - Ляля?». В ответ на свой же вопрос воспитатель поворачивает малыша к картинке и рукой показывает на изображение: «Вот она куколка, Ляля».
Повторить показ картинки с более дальнего расстояния от ребенка.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО