Тематический день «Птицы – наши друзья»
Приложение
Презентация «Птицы»
Презентация содержит 10 слайдов, выполнена Power Point. Цель презентации: узнать голоса птиц и посмотреть, как выглядят птицы. Слайд с изображением птицы открывается тогда, когда дети отгадали, какая птица поет.
1 слайд – название презентации «Птицы»
2 слайд – картинка Лесовичка и слова: «Спасибо, вам ребята, за помощь! Птицы вернулись в наш лес и повсюду слышны их голоса. Это птицы благодарят вас за помощь. Отгадайте, какая птица поет, и я вам ее покажу.»
3 слайд – картинка: воробей
4 слайд – картинка: ворона
5 слайд – картинка: сорока
6 слайд – картинка: соловей
7 слайд – картинка: кукушка
8 слайд – картинка: дятел
9 слайд – картинка: скворец
10 слайд – картинка: жаворонок
Рамзаева Ирина Васильевна
г. Балаково Саратовская область
МАДОУ детский сад № 64
Тема: Тематический день «Птицы – наши друзья»
Средняя группа
Пояснительная записка
Мною представлен конспект тематического дня в средней группе, который охватывает все образовательные области и обеспечивает развитие игровых, коммуникативных, познавательных и творческих навыков у дошкольников.
В нашей группе проводится проект о зимующих и перелетных птицах.1 апреля отмечается Международный день птиц. Мы решили провести тематический день «Птицы – наши друзья». В основу положен прием погружения детей в тему, которая дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести им педагог. Тема дня является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать интересными, максимально полезными для детей. Игровая мотивация является ведущей в течении дня.
Цель: Обеспечить закрепление знаний детей о птицах.
Задачи: углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках; способствовать развитию интереса у детей к жизни птиц, развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей; обеспечить развитие творческих способностей; пробудить доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование развивающей среды: альбомы: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «В мире птиц» (развивающие задания о птицах); дидактическая игра «Собери птичку»; палочки Кюизенера, фонограмма звукоподражание совы, силуэт (или игрушка) совы, «волшебная книга»; лист бумаги А3, карандаш простой, ластик, свеча, акварель, стаканчик для воды, восковые мелки, пластилин; перышки с цифрами и заданиями; карточки с изображением птиц, птичка из бумаги с разной величиной крыльев (большое туловище, маленькие крылья; маленькое туловище, большие крылья); сказка В. Бианки «Первая охота»; кормушка, лист зеленого картона, макеты деревьев, фигурки птиц; разрезные картинки с изображением птиц; карточки с изображением различных видов корма для птиц; маски зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки; презентация; раскраски с изображением птиц; мягкая игрушечная птичка; музыка: «Жаворонок» муз. М. Глинки.
Утро: Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «В мире птиц» (развивающие задания о птицах).
Ритуал приветствия «Перышко»: Воспитатель говорит: «Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Маша. Я рада тебя видеть.» Теперь Маша берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Таня, я так рада тебя видеть» и так далее.
Пальчиковая гимнастика «Птички». Цель: развитие моторики, умения выполнять действия в соответствии с текстом.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
Д/и. «Собери птичку». Цель: развивать логическое мышление.
Дети собирают птичку из частей (голова, туловище, хвост, крылья) и называют какая птичка у них получилась (снегирь, воробей, ворона, синица).
Игра с палочками Кюизенера «Скворечник» с Лизой Р., Ульяной Л. Цель: обеспечить закрепление знаний чисел в пределах 5, умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.
Когда пришли все дети в группу воспитатель загадывает загадку:
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
Угадали? Это...(птицы).
1 апреля отмечался Всемирный день птиц. Традиция проявлять заботу о птицах зародилась у нас давным-давно. Птицы украшают землю. Без них природа мертва. Их весёлая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Наверно не случайно этот праздник отмечается весной. Ребята, а как называют птиц, которые возвращаются к нам из теплых краев весной? (перелетные) Каких перелетных птиц вы знаете? Птицы приглашают вас на зарядку.
Утренняя гимнастика по теме: «Птицы».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним потешку «Сорока – белобока кашу варила» и я вас приглашаю покушать кашу.
После завтрака: Включается фонограмма звукоподражание совы. Ребята, угадайте по голосу, кто к нам летит?
Дети: Сова.
Воспитатель:
К нам в гости прилетела мудрая сова.
Заколдовала её злая Баба Яга.
Видите ли, птичьи трели ей надоели.
Говорит: «Бесполезные вы существа
С вами природе морока одна».
И решила всех птиц извести.
А сову памяти лишила.
Умоляет нас сова: «Помогите, детвора,
Память мне верните, птиц не погубите»!
Поможем ребята?
Воспитатель: Сейчас я открою волшебную книгу и посмотрю, как мы можем помочь сове. В волшебной книге говорится, чтобы вернуть память сове нужно нарисовать ее портрет. Нарисуем, ребята?
НОД: Художественно - эстетическое развитие «Рисование».
Цель: Формировать
умение создавать изображения совы.
Задачи:
расширить
и уточнить знания детей о совах (внешний
вид, образ жизни);
способствовать
развитию умения построению рисунка
простым карандашом, аккуратно обводить
рисунок по нарисованным контурам,
аккуратно закрашивать изображение;
обеспечить
знакомство с техникой рисования восковыми
мелками и акварельными красками;
развивать умение красиво располагать
рисунок по центу листа,
пробудить
интерес к изобразительной деятельности;
вызвать желание помочь сове.
Оборудование: лист бумаги А3; карандаш простой, ластик; акварель, кисть; стаканчик для воды; восковые мелки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Сова очень умная и загадочная птица.
Совы днем спят, а ночью выходят на охоту.
Они имеют великолепное зрение и хороший
слух. Живут совы в самых разных местах
нашей большой страны, но гнёзд своих не
строят. Гнездятся в дуплах деревьев, и
в брошенных другими птицами гнездах,
норах.
Давайте
вспомним с вами потешку про сову:
Совушка— сова, большая голова (руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На
суку сидела (не
убирая рук с головы, покрутите ею из
стороны в сторону),
Головой
вертела.
Во
траву свалилася (уроните
руки на колени),
В
яму провалилася (уберите
руки с колен и, уроните их «в яму») .
Воспитатель предлагает нарисовать сову, показывает приемы рисования. Дети рисуют сову. После того, как дети нарисовали сову, воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Сова».
Воспитатель: Ребята, портрет совы готов. Интересно, сумели ли мы с вами расколдовать сову?
Сова: Спасибо, ребята! Память ко мне вернулась. Я, как только узнала, что Баба Яга хочет извести всех птиц, сразу же полетела к старичку Лесовичку. Лесовичок дал мне вот эти перышки птиц и сказал, что помочь мне могут ребята из вашего детского сада. На перышках написаны задания, как только все они будут выполнены, птицы вернуться в лес и Баба Яга ничего им не сможет сделать плохого. Об этом узнала Баба Яга, и сделала так, чтобы я ничего не помнила. Ребята, вы помогли мне, я вам за это очень благодарна, может быть вы поможете и другим птицам? Вот эти перышки, которые мне передал старичок Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, поможем вернуть птиц в лес? (Да) Ну что ж, сова, давай нам перышки. Посмотрите, они под номерами.
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 1 и читает задание: Баба Яга наколдовала и птицы разучились летать. Помогите птицам, выясните, почему они умеют летать.
Опыт «Почему птицы летают»
Цель: Определить строение и приспособление птиц к окружающему миру.
Материал: карточки с изображением птиц, птичка из бумаги с разной величиной крыльев (большое туловище, маленькие крылья; маленькое туловище, большие крылья).
Перед опытом дети рассматривают иллюстрации с изображением диких и домашних птиц. Определяют части тела: туловище лапки, голова, хвост, клюв, крылья.
Опыт:
Воспитатель: Возьмите бумажную птичку, соедините крылья скрепкой и пустите в воздух. Что произошло? (птичка упала) Почему? (у нее не раскрылись крылья)
Возьмите бумажную птичку с маленьким туловищем и большими крыльями и пустите в воздух. Что произошло? (птичка летит) Почему? (крылья раскрылись, и они ей помогают лететь)
Возьмите птичку с большим туловищем и маленькими крыльями и пустите ее в воздух. Что произошло? (она чуть – чуть пролетела и упала) Почему? (туловище тяжелое, а крылья маленькие)
Рассмотрите домашних птиц: куры, утки. Почему они не могут летать?
Итоги: Птица с нераскрывшимися крыльями упала. Птица с большими крыльями и маленьким туловищем полетела. Птица с большим туловищем и маленькими крыльями чуть – чуть пролетела и упала.
Почему? Потому что птица летает, если у нее есть крылья и они раскрываются. Крылья должны быть больше, чем туловище. Туловище должно быть не тяжелым.
Вывод: Птицы могут летать, потому что у них есть большие крылья и туловище не очень тяжелое.
Сова: Молодцы, ребята! Теперь птицы вспомнили почему они летают. Давайте прочитаем следующее задание.
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 2 и читает задание:
Воспитатель: Вам нужно отправится на прогулку и понаблюдать за птицами, сравнить их: чем похожа и чем отличаются; назвать отличительные признаки птиц.
Прогулка I: Цель: уточнить и расширить представления о разнообразии птиц; способствовать развитию умения видеть особенности в их строении и поведении; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам; пробудить интерес к самостоятельным наблюдениям.
Обратить внимание на гомон птиц в солнечный весенний день. Птицы радуются окончанию зимы и приходу теплых, солнечных дней. Понаблюдать за различными птицами, прилетевшими на деревья и кустарники участка детского сада. Пока листвы нет, птиц хорошо видно на ветках. Сравнить их по внешнему строению, поведению, повадкам. Чем отличаются птицы от других представителей животного мира? Назвать отличительные признаки. (Умение летать, наличие крыльев, клюва, перьев, обтекаемая форма тела.) Попросить назвать зимующих и перелетных птиц. Спросить, почему и как люди заботятся о птицах.
Загадать детям загадку:
Детки домик смастерили
И
на дерево прибили.
Поселился в нем
певец...
Как зовут его? ... (Скворец)
Приметы: Увидел скворца – знай: весна у порога. Если стаи скворцов пасутся на полях, значит, в ближайшее время погода будет хорошей.
Рассмотреть с детьми скворечник.
Дидактическая игра «Что это за птица»
Цель: Формировать умение описывать птиц по характерным признакам. Задачи: уточнять и расширять представления о жизни птиц; развивать память; пробудить заботливое отношение к птицам.
Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цель: обеспечить закрепление знаний о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке – прививать чувство удовлетворения от результата труда.
Индивидуальная работа с Арсением Д., Павликом Б., Семеном Н. – прыжки вверх с места – развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
«Птички
и кошка» (бег)
Цель:
Развивать
у детей решительность, упражнять в беге
с увертыванием.
Оборудование:
шнур, маска кошки.
Ход
игры: На
земле чертится круг или кладется шнур
со связанными концами. Воспитатель
выбирает ловишку, который становится
в центре круга. Это кошка. Остальные –
птички, находятся за кругом. Кошка спит,
птички влетают за зернышками в круг.
Кошка просыпается, видит птичек и ловит
их. Все птички вылетают из круга. Тот,
кого коснулась кошка, считается пойманным
и идет на середину круга. Когда поймают
2-3 птичек – выбирается новая
кошка.
Правила: Кошка
ловит птичек только в кругу. Кошка может
касаться птичек, но не хватать их.
«Перелетные птицы»
Цель: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц); прививать любовь к природе, ко всему живому (к птицам).
Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова: Потянулся караван,
Прямо к нам из жарких стран.
Дети идут по кругу на последнем слове останавливаются. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц, указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга.
Аист, цапля, трясогузка,
Чайка, ласточка, кукушка,
Жаворонок, дрозд, скворец.
Кто запомнил - молодец!
Утка, лебедь, соловей,
Кто ты есть, ответь скорей?
Ребенок называет перелетную птицу, которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.
После прогулки: Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» - способствовать развитию умения внимательно слушать рассказ, обеспечить знакомство детей со способами птиц спасаться от врагов; пробудить интерес к животному миру.
Дидактическая игра «Кто из птиц улетел».
Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть подлетевших к кормушке птиц и запомнить их. Можно птиц назвать и показать. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из птиц. Когда дети откроют глаза, воспитатель предлагает угадать, кто из птиц улетел. Можно убрать нескольких птиц.
Или создать игровую ситуацию «Что изменилось». При этом, наоборот, не убрать, а добавить птицу или нескольких птиц на кормушку.
II половина дня: Гимнастика после сна «Прилетели воробьи» (с элементами дыхательной гимнастики)
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
– Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица)
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 3 и читает задание:
Воспитатель: Баба Яга порвала фотографии птиц, помогите собрать их.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: расширить представление детей о птицах; способствовать развитию умения собирать целое из частей; обеспечить развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук.
Оборудование: На картоне распечатываются картинки птиц; каждая из них разрезана на много частей.
Ход игры: Детям необходимо сложить картинки с птицами и назвать какая птица изображена на ней.
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 4 и читает задание:
Воспитатель: Птицы все перепутались. Нужно разделить птиц на зимующих и перелетных.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: Обеспечить закрепление умения у детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Оборудование: фигурки зимующих и перелетных птиц, кормушка, картон зеленого цвета, макеты деревьев.
Ход игры. Детям предлагается разместить зимующих птиц на кормушки, а перелетных на полянку в лесу.
Физминутка «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 5 и читает задание:
Воспитатель: Птицы проголодались, накормите птиц.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: Обеспечить закрепление знание детей о питании птиц.
Ход игры: На столе расположены фигурки вырезанных птиц (зимующие «сидят» в кормушке, перелетные на лугу (зеленый картон)) и карточки с изображением различных видов корма: семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк и другие. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: Способствовать развитию двигательных навыков; закреплять представление о поведении птиц.
Оборудование: маски зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Сова: Ребята, вы выполнили все задания Лесовичка. Я думаю, что птицы уже вернулись в лес. Давайте сейчас свяжемся со старичком Лесовичком и узнаем, как в лесу дела.
Показ презентации.
На мониторе появляется старичок Лесовичок, он благодарит детей за помощь и сообщает, что птицы вернулись в лес и предлагает узнать птиц по голосам. Звучат голоса птиц, дети отгадывают какая птица поет, на мониторе появляется изображение птицы.
Сова прощается с ребятами и отправляется в лес, оставляет ребятам в подарок раскраски с изображением птиц.
Прогулка II: Наблюдение за голубями у голубятни. Цель: расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания; формировать реальные представления о жизни птиц.
Прочитать стихотворение В. А. Леонова
В городе хозяева,
Под небесным куполом,
Кружатся летая,
Голуби воркуя.
Сизые и белые,
Пёстрые кружат,
Видом и присутствием,
Радуют наш глаз!
Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы: Как называют эту птицу? Какого окраса она может быть? Какого размера? Голубь — перелетная птица? Какую пользу приносят голуби? Где они вьют свои гнезда?
Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.
Подвижная игра «Догони голубя». Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).
Индивидуальная работа с Денисом П., Ярославом Л., Рафаэлем К. – упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Вечер: Этюд «Маленькая птичка». Детям дать в руки пушистую, мягкую игрушечную птицу. Воспитатель говорит: «Прилетела к вам птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так боится коршуна. Подержите ее успокойте.» Дети берут птичку, гладят ее, говорят добрые слова.
Музыкальная дидактическая игра «Птички летают» - развивать у детей умение слышать смену частей мелодии, реагировать на изменения сменой движений (на громкую музыку дети выполняют движение «Птички летают», на тихую музыку «Птички спят в гнёздышках»).
Упражнение в употреблении глаголов с Викой М. Настей В. Ромой Ф. – воспитатель показывает и меняет на магнитной доске расположение птиц по отношению к дереву: птица на дереве, под деревом, за деревом, перед деревом, около дерева, над деревом, в дупле дерева и т. п.
Пластилинография «Птицы наши друзья» - развивать мелкую моторику рук. Игры детей в настольные игры.
Список литературы:
1. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009
2. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
3. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. - Волгоград: Учитель, 2013
4. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011
5. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
6. Интернет ресурсы:
http://xn--80aaiflkn.su/stihi-pro-golubja/
http://montessoriself.ru/zimuyushhie-i-pereletnyie-ptitsyi-kartinki-s-nazvaniyami-dlya-detey/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»