Путешествие в стану Грамматику
НОД по познавательно-речевому развитию
в подготовительной группе
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Морозова И.С.
Москва, 2016г.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
-
Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
-
Закрепить графический образ букв.
-
Закреплять навык чтения слогов и слов.
-
Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие цели:
-
Развивать фонематическое восприятие.
-
Развивать память и внимание.
-
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
-
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
-
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
-
Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались
все дети в круг
Я твой друг и ты мой
друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг
другу улыбнёмся.
II. Сообщение темы занятия.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав все лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
III. Закрепление изученного материала.
Воспитатель: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:
– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны и вам откроется сундук, там будет транспорт на котором вы и попадете в волшебную страну:
Один
мягкий и свистит
Другой твёрдый и
шипит
Третий вовсе как запоёт
Хоть
кто его произнесёт… (звук).
Черные
птички на белой страничке
Молчат,
ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала
я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой
первый… (слог).
Звук я к звуку
подберу
И его произнесу
Если буквы
в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
Много
слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным
будет изложение
То получу я …(предложение).
Воспитатель: ребят вот мы и открыли сундук, а там посмотрите ковер-самолет на нем то мы с вами и отправимся в Звуковое царство Буквенное государство на помощь царице Грамматики.
Звучит волшебная музыка.
(садимся на ковер-самолет и заводим моторчики: проводится дыхательная гимнастика на звукоподражание): д-д-д-р-р-р, летим- ж-ж-ж-ж, делаем вираж-у-у-у, садимся: л-л-л-л.
Воспитатель: Ребята смотрите вот мы и подлетаем к Звуковому царству Буквенному государству. Давайте возьмем свои бинокли и посмотрим, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).
А вот и первый лепесток с буквой и с заданием.
Первый лепесток.
Вы
загадки разгадали и на ковре самолете
В
волшебную страну попали
Но смотрите
впереди очень мощные замки.
Чтобы
лепесток забрать сумей замок ты открывать.
Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.
Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Второй лепесток.
Если
коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы
пойдёте.
Первый звук определяйте
Фишки
с толком выбирайте.
На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам надо по первым звукам разгадать здесь спрятанные слова, давайте попробуем. Например: лом, мел, шар, пир.
Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Третий лепесток.
«Зашифрованное слово»
Цифры
по порядку быстро расставляйте
Полученное
слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Воспитатель. Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Четвёртый лепесток.
Впереди
гора стоит,
Она из слов вся
состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет
путь тогда открыт.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.
Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Пятый лепесток.
Чтобы
слово вам узнать
Цветочки нужно
собирать.
Цветок срывается
Слог на
нём читается
Цветы по цвету собирайте
И
словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
Здесь
ветер сильный погулял
И слова все
разбросал.
Вы их вместе соберите и
предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
Воспитатель: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?
(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).
Звучит волшебная музыка.
Выходит Царица:
«Спасибо
вам ребята, что вы спасли мою страну и
её жителей.
Я желаю вам друзья делать
добрые дела
И дружить и дорожить
И
добро друзьям дарить»
Танец « Доброта» Барбарики.
Царица благодарит детей, дарит сувениры и прощается.
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Что ж нам пора возвращаться домой.
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире
наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой
друг.
Влево, вправо повернись
И друг
другу улыбнись.
Закрываем глазки : «Повертелись покружились в детский сад мы возвратились.
Воспитатель: Что вам больше запомнилось в нашем путешествии? Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно? Какие задания запомнились? (Ответы детей)
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»