Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников
Обобщение опыта.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.
Ванюкова Светлана Леонидовна
Воспитатель
Без квалификационной категории
МБДОУ Петрозаводского городского округа
«Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
2017
… Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля.
Антуан де Сент-Экзюпери
В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окружающей среде? Когда нужно начинать узнавать экологические правила и нормы?
Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо приступать воспитывать с раннего возраста. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. [2, с. 3]
Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.[3, с. 61]
У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией. Несомненным условием является отбор, обработка и упрощение информации об окружающем мире. А процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоциональную радость от получения новых сведений о природных явлениях.
Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры.
По мнению известного психолога С. Л. Рубинштейна, игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. [4, с. 393]
Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, актуализацию уже имеющихся экологических знаний, уточнению представлений, полученных в процессе наблюдений в природе, воспроизведение событий, прочитанных в литературе.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжете раскрывается содержание игры. Таким образом, эта творческая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Экологическая сюжетно-ролевая игра подчинена тем же самым требованиям. Педагог выбирает несложный, понятный для дошкольников, краткий сюжет игры, который должен быть построен на уже имеющихся природоведческих знаниях у детей. Используемые в игре атрибуты должны полностью соответствовать задуманной образовательной цели, так же как и организованное ситуативное пространство. Воспитатель участвует в игре, показывая в игровой форме образцы поведения в ситуации, тем самым незаметно для ребенка руководит игрой. Постепенно дети научаются самостоятельно играть, развивать сюжет с собственной точки зрения, учатся взаимодействовать между собой, решают задачи экологического характера, проблемные ситуации.[1, с. 6]
Сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование правильных представлений о взаимодействии с природой в дошкольной практике, существует достаточное количество. Приведем примеры некоторых из них.
Все дети любят играть с игрушками, обыгрывая различные ситуации, взяв за основу эту истину, педагог может разработать игру с игрушками-животными, так, например, сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в зоопарк». Игра начинается с того, что выбираются игрушки-животные, которые будут проживать в зоопарке. Из конструктора, кубиков или других материалов строятся клетки для животных, выбираются дети-смотрители за животными. Воспитатель может взять на себя роль экскурсовода, рассказывая детям, приехавшим на экскурсию в зоопарк, об образе жизни животных, о бережном отношении к ним, можно упомянуть Красную Книгу, если животные, занесенные в нее содержаться в зоопарке. В качестве усложнения игры можно расширить количество ролей: дворник, кассир, водитель, привезший еду для животных. По аналогии с описанной игрой организуется игра «Экскурсия в цирк».
Еще одной игрой с игрушками-животными может быть сюжетно-ролевая игра «На ферме». С помощью нее можно закрепить знания детей о домашних животных, способах ухода за ними, о профессиях людей, ухаживающих за животными (фермер, пастух, животновод, птичница, доярка). В процессе развития игры можно ввести новые роли: тракторист, привезший сено, траву для животных, водитель, который привозит корма и увозит молоко в магазин или детский сад, тем самым расширяя взаимосвязь между фермой и окружающим миром.
Наподобие животноводческой фермы педагогу можно организовать игру «Сад-огород», «Плодоовощная ферма». Из подручных материалов организуется игровое пространство (грядки), отбираются предметы-заместители, необходимые для работы (лопаты, грабли, ведра, лейки, ножницы и т.д.). Обыгрывая сюжет, дети расширяют, закрепляют знания об овощах и фруктах, о том, как за ними ухаживать, оберегать от вредителей, актуализируют знания о профессиях, востребованных для работы в саду и огороде, формируется навык сбора урожая. Для развития и усложнения сюжета можно связать эту игру с сюжетно-ролевыми играми «Выходной на даче», «Овощная ярмарка», «Магазин овощей и фруктов», «Ресторан», «Кафе», «Столовая», «Семья готовит обед».
Продумывая сюжетно-ролевую игру «Строим город», нужно не забыть про экологические составляющие в городе, помимо построек домов, улиц, существуют зеленые насаждения вдоль улиц, аллеи, лесные парки. Можно оборудовать в сквере пруд с водоплавающими птицами, тем самым формируя знания о том, как нужно вести себя в зеленой зоне города, о бережном отношении к растениям и животным. Для расширения сюжета в городе можно построить зоомагазин, обыгрывая с детьми покупку нового домашнего питомца, связывая с другой игрой в «Семью», или постройка ветеринарной клиники, для формирования у дошкольников отзывчивости и ответственного отношения к своим питомцам. Педагог может подвести детей к тому, что в построенном городе живет много животных, которые попали в беду, исходя из этого, организуется игра «Служба спасения животных».
Не стоит забывать об использовании игр-путешествий для воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Для развития устойчивого интереса к игре можно ввести литературного героя, посредством него ставится проблемная ситуация, в ходе разрешения которой и происходит развитие доброжелательного отношения между детьми и природой. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» - герой приглашает детей на морскую прогулку, с его помощью совершенствуются знания детей об обитателях моря, какая угроза может нависнуть над животными. Как дети найдут выход из ситуации? Они возьмут на себя роль взрослых (капитан корабля, матрос, кок, врач-ветеринар, сигнальщик, экскурсовод, аквалангисты, ученый), тем самым доказывая взаимосвязь о действиях человека и состоянии природы.
Еще одной игрой-путешествием может стать идея спасения животных в лесу, например, «Пожар в лесу». Для оказания помощи животных дети принимают на себя роли пожарных, врачей, спасателей, водителей. В ходе игры устанавливается влияние человека на природную целостность и безопасность, расширяются представления о бережном отношении к животному миру. По аналогии с такой игрой строится сюжетно-ролевая игра «Поход в лес». Дети выбирают водителя, который везет их на автобусе в лес, в ходе развития сюжета возникают различные природные проблемные ситуации, решаемые ребятами, принявшими на себя роли спасателей, врачей, экологов и т.д., тем самым у дошкольников актуализируются знания о правилах поведения в лесу, заботливому отношению к живой и неживой природе. Проблемные ситуации могут быть различными: «Спасти птенцов с горящего дерева», «Освободить утку из рыболовной сети», «Помочь зайцу, сломавшему ногу», «Как правильно развести костер в лесу», «Расчистить родник с питьевой водой» и др.
В ходе сюжетно-ролевой игры дети актуализируют уже имеющиеся сведения о природе, овладевают новыми знаниями о разных формах жизни, накапливаются эмоциональные впечатления о природе, расширяется кругозор. В процессе таких игр педагог видит отношение ребенка к окружающей действительности, при этом имеет возможность своевременно реагировать и направлять действия и поведение дошкольника в нужное русло. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в случае постоянной систематической организации игровой деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, одним из таких способов можно считать игру, как форму деятельного творческого отражения детьми окружающей среды, взаимосвязях в ней между живыми и неживыми объектами, и человеком. [5]
В дошкольный период в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях, человек, как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.[2, с. 4]
Какими будут наши дети – зависит только от нас. Если мы, педагоги, создадим максимально благоприятные условия для развития осознанно-правильного отношения к окружающей действительности, возбудим интерес к природным явлениям, и поддержим, сохраним его в детях, то увидим эмоциональный отклик у дошкольников на красоту живого и неживого природного окружения, который, возможно, приведет, в свою очередь, к тому, что дети научатся любить природу, беречь нашу планету.
Список литературы
-
Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов н/Д.:Феникс, 2014. – 251 с.
-
Николаева, С. Н. Парциальная программа система работы «Юный эколог» в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 208 с.
-
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
-
Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»