Урок математики в 5 классе "Арифметические способы решения текстовых задач"
Урок математики в 5 классе
по теме
«Арифметические способы решения текстовых задач»
Солдатова Светлана Анатольевна
учитель математики первой категории
МОУ Угличский физико-математический лицей
Цели и задачи:
-
Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать приёмы решения текстовых задач арифметическим способом.
-
Воспитательная: формировать личностные качества: сосредоточенность и внимание; настойчивость в достижение цели.
-
Развивающая: развивать познавательные интересы в процессе решения нестандартных задач, умения владеть математической терминологией, правильно и четко выражать мысль.
Ход урока:
. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи. Они будут различны по типу, но объединять их будет то, что для решения будет отдано предпочтение арифметическому способу. А так как тема предыдущего урока –«Среднее арифметическое», то на уроке будут разобраны задачи на эту тему.
. Устный упражнения:
–Несколько задач я предлагаю вам решить устно, т.к. для их решения не требуется сложных вычислений, а способы решения вам уже знакомы.
а) (Задача-шутка) Шёл старик в Москву, повстречал 7 старушек: у каждой из них было по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
б) (Старинная индийская задача) Из четырёх пожертвователей второй дал вдвое больше первого, третий – втрое больше второго, а четвёртый - вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132 монеты. Сколько монет дал первый?
132 монеты (на доске краткая запись задачи)
- Что удобно принять за 1 часть?
- Сколько всего монет частей приходится на 132 монеты? (1+2+6+24=33)
132:33=4 (м) – у первого жертвователя.
в) У Олега и Димы вместе72 марки. Сколько марок у каждого, если у Олега на 6 марок меньше?
- Определите тип задачи. (Нахождение двух чисел по их сумме и разности)
- Назовите все возможные способы решения данной задачи.
1способ: – у Олега.
- у Димы.
(используется понятие «удвоенное меньшее число»)
2 способ: - у Димы.
- у Олега.
(используется понятие «удвоенное большее число»)
3 способ: - у Олега.
- у Димы.
(используются понятия «полусумма» и «полуразность», так называемый «старинный способ»)
Решение задач по теме «Среднее арифметическое».
а) Настя и Ксюша поделили грибы поровну. У каждой стало по 22 гриба. Сколько грибов набрала каждая, если первоначально у Насти было на 8 грибов больше?
- Какие способы решения вы предлагаете?
- Какой способ самый рациональный по вашему мнению? (среднее арифметическое – это полусумма для двух чисел).
Решение:
1) (г.) - полуразность.
2) 22+4=26(г.) - у Насти.
3) 22-4=18(г.) – у Ксюши.
Ответ: 26 грибов, 18 грибов.
б) Среднее арифметическое трёх чисел 0,43. Первое число в 1,5 раза больше второго, а третье в 1,8 раза больше второго. Найдите первое число.
Решение:
1) (г.) – приходится на сумму трёх чисел.
2) – число.
3) – число.
Ответ: 0,45.
. Задачи на «предположение»
а) (Старинная китайская задача). В клетке находятся 35 фазанов и кроликов. Известно, что у них 94 ноги. Узнайте число фазанов и число кроликов.
- Предположим, что в клетке сидели бы только фазаны. Сколько ног имели бы 35 фазанов? (дети записывают решение в тетради, а учитель на доске)
1) 235=70(н.) – если бы было 35 фазанов
- Почему ног больше? (Среди них есть кролики, у которых 4 ноги).
- Если мы одного фазана заменим на кролика, на сколько увеличится количество ног?
2) 4-2=2(н) - на столько ног больше у одного кролика, чем у одного фазана.
- А на сколько ног всего больше?
3) 94-70=24(н.) на столько всего больше ног.
Как узнать количество кроликов?
4) 24:2=12 - кроликов.
5) 35-12=23 – фазанов.
Ответ: 12 кроликов, 23 фазана.
-Есть очень интересное рассуждение, найденное в старых источниках. Представьте, что на верх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положим морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки.
- Сколько ног в этот момент будут стоять на земле?
- 70 ног.
- А где остальные?
- Подняты вверх?
- Сколько их?
- 24.
- Сколько же кроликов?
-12.
- А фазанов?
- 23.
- Сравните наше рассуждение с записью решения в тетради.
- А теперь попробуйте самостоятельно решить следующую задачу.
б) В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе
-
19 голов и 46 ног?
-
30 голов и 74 ноги? (по вариантам, 2 человека у доски с последующей проверкой)
Решение:
1 вариант:
1)219=38(н.) – если бы все были куры.
2) 46-38=8(н) - на столько ног больше.
3) 8:2=4(шт.) - овец.
4) 19-4=15(шт.) – кур.
Ответ: 4 овцы, 15 кур.
2 вариант:
1)230=60(н.) – если бы все были куры.
2) 74-60=14(н) - на столько ног больше.
3) 14:2=7(шт.) - овец.
4) 30-7=23(шт.) – кур.
Ответ: 7 овец, 23 куры.
1) (г.) – приходится на сумму трёх чисел.
2) – число.
3) – число.
Ответ: 0,45.
. Разные задачи (старинные)
а) Лошадь вместе с седлом стоит 235 р., лошадь вместе со сбруей стоит 250 р., сбруя вместе с седлом стоит 135 р. Сколько стоит лошадь, сколько сбруя и сколько седло?
Л.+ Сб.= 250 р.
Л.+ Сед.= 235 р.
Сб.+ Сед.=135 р.
1) 250+235+135=620(р.) - стоят 2 лошади, 2 сбруи и 2 седла.
2) 620:2 =310(р.) – стоит лошадь, седло и сбруя.
3) 310-235=75(р.) – стоит сбруя.
4) 250-75=175(р.) – стоит лошадь.
5) 235-175=60(р.) – стоит седло.
Ответ: 175 р., 75.р., 60 р.
б) Крестьянин хочет купить лошадь и для этого продаёт рожь. Если он продаст 15 ц ржи, то ему не хватит для покупки лошади 80 р., а если он продаст 20 ц ржи, то у него останется 110 р. Сколько стоит лошадь?
1) 20-15=5(ц)
2) 80 +110=190(ц) стоят 5ц ржи.
3)190:5=38(р.) стоит 1ц ржи.
4) 38 20-110=650(р.) – стоит лошадь.
Ответ: 650р.
. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Решить задачи:
1) На лугу паслось несколько коров. У них ног на 24 больше, чем голов. Сколько коров паслось на лугу?
2) Старинная задача. За 1000 р. Я купил 44 коровы – по 18 р. и по 26 р. Сколько тех и других?
Шевкин А. В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. – М.: Галс плюс,1998.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»