Обобщающий урок по теме "Уравнения с параметрами" . 7класс.
«Решение уравнений с параметрами»
7 класс
Солдатова Светлана Анатольевна
учитель математики первой категории
МОУ Угличский физико-математический лицей
2017 год
Цели и задачи:
-
Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки необходимые при решении линейных уравнений с параметрами с применением алгоритма.
-
Воспитательная: воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания; формирование личностных качеств: сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность
-
Развивающая: развивать познавательные интересы в процессе решения нестандартных задач, умения владеть математической терминологией, правильно и четко выражать мысль.
Ход урока:
. Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Уравнения с параметрами», а именно над решением линейных уравнений с параметрами. Наша задача: хорошо отработать алгоритм решения и применять его при выполнении разнообразных заданий.
. Устный упражнения:
–Несколько устных упражнений окажут вам помощь при решении уравнений с параметрами, напомнят их суть и способ решения.
а) При каком условии имеет смысл выражение:
1) ()
2) ()
3) ()
- Почему при данных значениях переменных выражение не имеет смысла?
(знаменатель обращается в нуль, а на нуль делить нельзя)
б) Решить уравнения:
1) ()
2) ()
3) ()
4) ()
в) Найти множество корней уравнения:
1) ()
2) ()
3) ()
Как можно назвать два последних равенства?
Какое равенство называется тождеством?
г) Укажите множество значений переменной , при которых обращается в истинное высказывание следующее предложение:
1) ()
2) ()(
Решение линейных уравнений с параметрами.
а) Повторение алгоритма решения
– Что значит решить уравнение с параметром? (для каждого значения параметра указать множество решений уравнения)
– Какой вид имеет линейное уравнение? ()
– Что является решением данного уравнения относительно с параметрами и ?
если , то
если , , то
если , , то
- Вышесказанное можно оформить в виде таблицы, которая представляет алгоритм решения линейных уравнений с параметрами.
, ,
б) Решить уравнения (устно):
1)
2)
3) .
в) Сравнение решения уравнений:
1) .
Решение: Если и , то можно выполнить деление обеих частей уравнения на коэффициент при , т.е. ; если , то уравнение принимает вид ; если , то уравнение принимает вид ..
Ответ: при и ,
при или .
2)
Решение: Если и , то можно выполнить деление обеих частей уравнения на коэффициент при , т.е. ; если , то уравнение принимает вид ; если , то уравнение принимает вид
Ответ: при и ,
при .
при .
-В обоих уравнениях при коэффициент при обращается в нуль. Почему в первом случае уравнение не имеет решений, а во втором случае имеет бесконечное множество решений? (В первом уравнении при левая часть равна нулю, а правая отлична от нуля, а во втором уравнении при левая и правая части равны нулю при любом )
г) Решение уравнений, требующих предварительных преобразований для приведения их к виду .
1)
Решение:
Если и , то ;
если , то ;
если , то .
Ответ: при и ;
при
при
2)
Решение:
Если , то ;
если , то ;
Ответ: при ;
при
. Cамостоятельная работа.
1 вариант:
2 вариант:
(2 человека работают за доской с последующей проверкой)
. Рефлексия.
Из перечисленных ниже уравнений выбрать те, в которых
а) каждому значению параметра соответствует единственное значение параметра ; (1, 4)
б) при любом значении параметра уравнение не имеет корней; (2, 7)
в) уравнение не имеет корней при ; (5, 8)
г) при каком-то одном значении параметра было корнем любое действительное число, а при остальных значениях параметра решений не было. (3, 6)
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) .
. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Решить уравнения с параметрами:
1)
2) .
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»