"Венок русского фольклора"
Песни русские и пляски,
Да частушки озорные,
Да колядки заводные,
Есть обряды, хороводы,
Игры нашего народа…
И в венок фольклор старинный
Сплелся в действе воедино…
Отконова Татьяна Юрьевна;
город Томск, Томская область;
МАДОУ №69;
дошкольное образование;
«Венок русского фольклора»;
подготовительная группа;
продолжительность: 50 минут
Цель: способствовать приобщению детей дошкольного возраста к многовековым русским обрядам и традициям через синтез искусств и различных видов деятельности; воспитание экологической культуры и формирование экологического мировоззрения детей.
Мероприятие создает условия для ознакомления детей с русскими сказками, былинами и пословицами, с обрядами и традициями русского народа, с обрядовыми и игровыми песнями плясками, хороводами;
формирует представление о том, как важно бережно относиться ко всему живому на земле и охранять природные богатства;
способствует развитию умения принимать воображаемую ситуацию и выражать её индивидуально и коллективно через сценическое воплощение,
следить за развитием сюжета самостоятельно и вовремя включаться в него;
создает условия для обогащения речи детей элементами устного народного творчества, устаревшими и вышедшими из обихода словами;
способствует формированию интереса к поэтической стороне родного языка, к прошлому и настоящему родной страны, к историческому и культурному наследию России.
Сценарий представления
Дети в русских костюмах входят под музыку, свободно распределяясь в пространстве зала, и читают стихи
Мы гостям по-русски рады,
И представим вам фольклор
Да старинные обряды,
Что не меркнут до сих пор!
Это – Масленицы краски,
Это – русские блины,
Это – песни, это – пляски
И преданья старины…
Под музыку дети проходят на стулья, один ребенок остается и декламирует
Ой, да вы мои соколики любезные,
Вы со мною запевайте про Россию – мать,
Про ее ли песни дивные, чудесные,
Про ее ли гусли звонкие небесные…
(Т. Богданова)
Выходит гусляр с гуслями, перебирает струны и начинает рассказ
(использованы тексты из былин А. Зубковой):
Песни ветер поёт про дни старинные,
Сказы честные ведёт да былинные.
Поёт ветер про любовь, да про смелость,
Да про дружбу крепкую, да про верность,
Да про Землю нашу Матушку любимую,
Да про мудрость Добра всесильную!
Выбегают девочки с птичками на ложках («театр ложек»)
1 птичка Утро! Ночь прошла, день настаёт!
2 птичка Утро! Над землёю Солнце встаёт!
3 птичка Утро! Утро! Солнышко встаёт! Всему жизнь даёт!
4 птичка Небо чисто! Прекрасна земля!
5 птичка Простор бескрайний вижу я!
6 птичка Землю мою люблю!
Продолжает гусляр
… Каждый день так происходит из века в век: солнце встаёт — наступает рассвет!
Было то — во времена давние, во времена старинные. Родился на Земле нашей Добрыня — силою да добротою наделён невиданной.
Как подрос Добрыня до возраста — собираться стал он в дороженьку, стал просить позволения у матушки:
Добрыня
Дозволь мне, родимая, в путь пуститься: узнать, зачем я родился, зачем на Землю явился, как Землю от зла защищать, как Добру во всём помогать?
Мать
Отпускаю тебя, Добрынюшка, отпускаю родимый. А в напутствие тебе говорю таковы слова: Есть у всех людей одна Матушка — Мать-Земля. Сердце её любящее с моим в один стук бьётся! Землю нашу защищай-оберегай!
Выходит сказительница.
Cказительница
Долго ли, коротко ли идет Добрыня по Земле. Видит Добрыня: не добрый стал народ, старухи ругаются да плачут, молодые их не почитают. Позабыли дéвицы, где души краса, удаль молодецкая на убыль пошла. Детки рождаются редко, да и те — хворые да хилые. Стал Добрыня думать, как беде той помочь, да не придумает никак.
Долго ли, коротко ли идет Добрыня, видит: зайчишка в капкан попался, бьется, а вырваться никак не может. Освободил Добрынюшка зайчишку да приголубил. А зайчишка к нему ласкается, понимает, значит: кто его от смерти спас.
Добрыня
Ступай себе с миром!
Сказительница.
Долго ли, коротко ли идет Добрыня и видит: птаха в силках бьется, из сил выбивается.
Освободил Добрынюшка птичку да на волю выпустил. А птица над ним вьется, песней заливается: понимает, кто ее от неминучей гибели спас.
Добрыня.
Лети себе с миром!
Сказительница.
Идет дальше Добрыня и видит: что такое, шум, брань, толпа народу!.
А то люди на дороге ужика палками да камнями забивают.
Добрыня.
Стойте, люди добрые! За что тварь Божию безобидную убиваете?
Мужики
Да, как его, проклятого не бить? Гад он ползучий!
Добрыня.
Вот вам 100 рублей отдайте его мне! А ты ползи в лес, раны залечивай!
Открывается занавес
Сказительница.
А тем временем, жили-были старик и старуха (выходят, имитируют работу, используя крестьянские орудия труда).
Было у них три дочери. Старшая и средняя дочки – злюки, кривляки, а третья – добрая да скромная. У старших дочерей сарафаны пестрые, каблуки точеные, бусы золоченые. А у Машеньки сарафан темненький, да глазки светленькие. Вся краса у Маши - русая коса, до земли падает, цветы задевает. Старшие сестры - белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера все с работой: и дома, и в поле, и в огороде: грядки полет, коровушек доит, уточек кормит.
Старшая
(зацепилась за ветку дерева)
Ах, ты, пнина корявая! Сарафан новый испортила!
(ломает березу, Машенька подвязывает веточку)
Средняя
Ах, ты, тварь прыгучая, испугала до смерти! Вот тебе!
(давит кузнечика каблуком, Машенька берет кузнечика в руки и дует на него)
Старшая
(стреляет из рогатки) Глянь-ка, сестрица: птица хромая!
Средняя
Твоя правда: вот умора! (смеются)
(Машенька перевязывает крыло ласточке)
Мужик:
Дочери вы мои милые, поеду я на ярмарку: сена продать. Каких вам гостинцев купить?
Старшая
Купи мне, батюшка, шелку на сарафан!
Средняя
А мне купи алого бархату!
Мужик
А ты что молчишь, тебе чего купить, Машенька?
Машенька
А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко.
Старшая
Ай да, Маша, ай да. дурочка!
Средняя
Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят кормить?
Машенька
Нет, сестрички. Стану я катать яблочко по блюдечку да заветные слова приговаривать.
Мужик
Ладно! Каждой по сердцу подарок куплю.
Сказительница.
Близко ли, далеко ли, мало ли, долго ли был он на ярмарке, сено продал, гостинцев купил (слова сопровождаются сценическим действием). Одной дочери привез шелку синего, другой бархату алого, а Машеньке серебряное блюдечко да наливное яблочко.
Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, поет-приговаривает:
Машенька
Катись, катись, наливное яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне луга и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.
Сказительница.
(Звон колокольчика) Вдруг раздался звон серебряный: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все леса и луга видны, и гор высота, и небес красота. Загляделись сестры, а самих зависть берет.
Старшая.
Эка невидаль! Лес-то с лугом и в окно видать! А пускай твое блюдечко Зиму-Матушку покажет!
Машенька.
Катись, катись, наливное яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне Зиму-матушку.
Сказительница
(Звон колокольчика) Вдруг раздался звон серебряный и по комнате полетели, закружились снежинки (пробегают девочки со снежинками).
(ребятишки толпой с мешком идут к ширме и поют)
« Колядки»
Матреша выходит и бросает гостинцы в мешок
Затем девочки встают в круг
Святочная игра «Хоронение золота»
Матреша
Масленица едет! (Гурьбой дети везут на санях Масленицу и поют)
«Едет Масленица», русская народная песня
Средняя
Подумаешь: что хорошего в Зиме, злой да холодной! Пускай покажет Весну-Красну!
Машенька
Катись, катись, наливное яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне Весну-Красну!
Матреша
(хлещет детей вербой и приговаривает ) «Верба хлест – бей до слез!», «Как вербочка растет, так и ты расти!»
Раздается колокольный звон, дети христосуются и целуются. Потом бьются крашеными яйцами. Матреша собирает яйца в корзину.
Матреша
Внимание, внимание! Пасхальное гуляние!
Посту – конец! Готовь ложки на варенец!
«Танец с ложками»
Матреша
Молодцы-удальцы! Девицы-красавицы! Ярило-Солнце на поле зовет - Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, плетень заплетать!
Дети по очереди: Красну Горку! Плетень завивать! Серу утицу! Нет, Калину! (встают в хоровод)
«Калина», русская народная песня
Старшая
Хоть весна красна, зато голодна! Ты нам лето покажи!
Машенька
Катись, катись, наливное яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне Лето Красное!
Девочки встают в хоровод
«Пойдем, девки, во зелену рощу», русская народная песня
Идут к березе, завязывают ленточки, кумятся, усаживаются под березой развязывают узелки с едой, отмахиваются от пчелы
Девочки
Кыш! Кыш! Прочь!
Подбегают мальчики, прогоняют пчелу, встают все свободно и поют песню
«Пчёлочка златая», русская народная песня
Матреша
Нынче Иванов день! Ай-да костер разжигать! А-ну, несите сухой травы да хворосту! (сооружают костер, девочки с алыми платочками танцуют
«Танец огня»
затем бросают платки на хворост, дети под музыку с визгом по очереди прыгают через костер)
Матреша
Развеселые подружки,
А не спеть ли нам частушки?
Девочка
Без гармошки не хочу!
Гармониста покричу!
Девочки хором
Гармонист, гармонист!
Хромовы сапожки!
Поиграй нам, гармонист
Скучно без гармошки!
«Частушки о временах года»
Средняя
Легко показать то, что было! Пусть покажет, то, что еще впереди – осень сытую!
Машенька
Катись, катись, наливное яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне Осень Сытую!
Пробегают девочки с желтыми листьями, Дети встают в хоровод - змейку
«Перевейся ты, хмель», русская народная песня
Матреша
Все на ярмарку спешите
И друзей с собой зовите!
Матреша
У нашего Якова –
Товару всякого!
Вот платочки шелковые
Алые до лиловые!
«Хоровод с платками»
Кукольный театр на ширме
Фома Здравствуйте! Честной народ!
Ерема Мы пришли к вам оба:
Вместе: Фома и Ерема!
Фома Низко поклонились –
Ерема Колпаки свалились!
Кланяются, колпаки падают, Матреша надевает
Фома Колпак одеваем –
Ерема Снова начинаем!
Фома Начинай! (толкается)
Ерема Нет, ты начинай! (толкается)
Фома Я буду играть! (берет балалайку)
Ерема Нет! Я буду играть!
Матреша
Эх, Фома! Эх, Ерема! Сидели б вы дома!
Вот у нас в селе ребяты – балалаечники знатны!
Матреша берет у них балалайку и задвигает шторы на ширме
Коробейник
Балалайка трень да брень!
Покупай, кому не лень!»
«Танец с балалайками»
Коробейник
А вот ложки золотые, ложки расписные!
Выбирай, котору хошь, а то с голоду помрешь!
«Ложкари»
Матреша
Шел с товаром удалец,
То – наш Ваня – молодец!
Катеринушка – душа!
Стоит, не дыша!
Посмотри: как хороша!
Танец «Коробейники»
Сказительница.
Загляделись сестры, а самих зависть берет. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Стали ее сестры в лес зазывать:
Cтаршая
Душенька-сестрица, в лес по ягоды пойдем!
Средняя
Матушке с батюшкой землянички принесем!
Сказительница.
Пошли сестры в лес, привязали Машеньку к березке, оставили волкам на съеденье, блюдечко с яблочком себе взяли и домой пришли (слова сопровождаются сценическим действием).
Зашумела, зашелестела листьями березонька, застрекотал кузнечик, запела птица, закружила над лесом. Услыхал зайчишка, выскочил на дорогу, лег перед Добрынюшкой. А тут ужик, откуда ни возьмись, по ногам вьется. Понял Добрынюшка, что кто-то в беде, на помощь поспешил. Впереди заяц бежит, уж стелется, над ними птица летит – дорогу показывают. Нашел Добрынюшка Машеньку, освободил ее, отвел к родителям. А там уж сестрицы плачут – каются, прощенья просят.
Простила их Машенька, ибо только добром можно зло победить.
Добрыня
Блюдечко твое серебряное, ну а сердце – золотое!
Сказительница
И устроили они пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали; так танцевали, что полы поломали…
(дети на сцене исполняют свободную пляску, занавес медленно закрывается).
Вот и сказка вся...
«А вы, детушки, думайте: что здесь правда, что кривда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставление!» (В. Одоевский)
Будьте же и вы благодарны Земле, на которой живете, за то, что дарует она вам свою любовь, не требуя ничего взамен: дарит вам пение птиц, таяние снегов, восход солнца!
Любите свою Землю и все, на ней живущее, от бед оберегайте, добру во всём помогайте!
«Хороводы Руси», музыка и слова О. Атаманова
Водят хороводы по Святой Руси
Девицы прекрасные, добры молодцы
И плетут весенний родовой венок,
И от сердца к сердцу вяжут ручеёк!
Ой, Рада! Ой, Рада! Русь-царевна молода!
И красива и светла! Всем на счастье расцвела!
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО