В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО

Альбина Колпакова
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 13240
Краткое описание
Особенность  сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО.docx Скачать

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО


Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия – психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлении на активность, самостоятельность творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний .

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстигнеева, А. и др.

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, сказкотерапией – отрадное явление последнего десятилетия по определению Зинкевич – Евстигнеевой, сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Условия и средства сказкотерапии это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Преимущество сказкотерапевтического метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке , и дальше возможен анализ полученного графического материала.

  1. Обсуждение поведение и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.

  2. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

  3. Использование сказки как притчи – нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

Творческая работа по мотивам сказки(дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Сказки разделяются на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, «Лиса и журавль»); сказки-загадки (история на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями («гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошеска» и т. д.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значение средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Событие сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  1. Активность: от потребности в эмоциональном разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном и выразительном слове – через совместное составления словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

  5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.

  6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представления в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки .

В системе работы по сказкотерапии нами выделено три этапа работы с дошкольниками;

  1. Познавательно – аффективная ориентировка

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятия музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движении сказочного образа.

Игровые приемы: словесно режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

  1. Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, выполнение выразительных движений. И ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнение на релаксацию.

  1. Выражение замещающие потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний, потребностей в играх, фантазии по сказке.

Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста, фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические рисования, пантомимические упражнение на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методиками и приемами. В словесно режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей, в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах, в словесном рисовании – подводят к употреблению умственных языков средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность, чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытание, выпавшие на долю героев, помогают им стать умение, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

  1. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

  2. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащеюся в сказках.

Т. Д. Зенкевич – Евстигнеева предложила систему «сказкотеропевтический психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выводов и различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движения, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Психологическая атмосфера занятий. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с тем, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведение сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой школьникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре драматизации по отдельным эпизодам сказки.

При окончании сказкотерапии осуждение не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связанное сообщение по памяти, ему предлагается просмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мышка, смелая Даша, добрый молодец –защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображает отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффективные, улучшение настроение, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Основные приемы работы со сказкой

  1. Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкции сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершали бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке [18, с. 25].

Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел колобок».

  1. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравиться сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.

Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

  1. Постановления сказок с помощью кукол. Работа с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.

Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведения куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

  1. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления развития личности. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главным ее героям становятся сами дети.

Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

  1. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобное творческое задание рекомендовано для старших дошкольников.

К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам, активно развивается воображение, стимулирование творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы, они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших поде впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, методике музыкального образа, и драматизируют придуманную истории.

  1. Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу.

К этому возрасту, ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубоко понимания эмоционального подтекста сказки.

Состав группы. Программа рассчитана на дошкольников с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. Именное в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут провялятся особенно ярко.

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем связной речи динамизируют ход сказкотерапии. Вместе с тем группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемой ситуации.

Условие пространства и времени. Наиболее удобное место дляпроведение сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещении (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождению лишней мебели, понадобиться лишь стульчики для группы людей и стульчик для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального цента. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятного сказывается на эффект сеансе сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению продолжительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, придумай окончание и т. д.).после некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знаковые задания.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменится, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях когда игра эмоционально захватывает детей, взрослых должен, предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение и расслабление под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (Посмотри на что из сказки похоже?, Сделай кляксу капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и т. д.)

Сказки могут быть подобраны в виде цикла истории, связанных одними и теми же героями, с которыми происходит различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героем, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такого цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешно руководить каждым сеансом.

План проведения занятия может быть произвольным. Однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое осуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего происходит ряд психотерапевтических игр, в зависимости от проблем детей, участвующих в группе. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.




Список используемой литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. Речь, 2000. 310 с.

  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте; М.: Просвещение, 1983. 96с.

  3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. М.: СПб, Речь, 2004. 224 с.

  4. Шорохова О. А. Играем в сказку. МТЦ Сфера, 2006. 208 с.

  5. Вачков И. В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъективного подхода в работе школьного психолога [Электронный ресурс] // Вестник 2010-. №2 (12) Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование). http://www.school.edu.ru/(дата обращение 5.10.2014).



титульный лист — копия.docx Скачать

C:\Users\1\Desktop\публикация\uchmet_120_60 (1).gif








Колпакова Альбина Сергеевна

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

МБДОУ №48 «Малыш»

Воспитатель

Справочная информация

Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос