Использование здоровьесберегающих мероприятий. Из опыта работы.
-сохранение здоровья, как физического так и психического;
-проведение здоровьесберегающих мероприятий, обучение детей конкретным приемам, укрепляющих их здоровье;
-создание благополучного психологического климата, обстановки доброжелательности и доверия.
Использование здоровьесберегающих мероприятий
(из опыта работы)
Дегтяренко Елена Фанилевна
Воспитатель
Здоровье детей – актуальная проблема нашего детского сада. Какие же задачи стоят перед по укреплению здоровья наших воспитанников? По своему содержанию они очень многогранны. Выделю основные:
-сохранение здоровья, как физического так и психического;
-проведение здоровьесберегающих мероприятий, обучение детей конкретным приемам, укрепляющих их здоровье;
-создание благополучного психологического климата, обстановки доброжелательности и доверия.
Обеспечение результативности этих задач мы начали с создания условий, т.к. эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Нашими руками и фантазией создан физкультурный уголок, создавая его мы учитывали инновационные требования к его организации. Все оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей. Оборудование и пособия разместили так, чтобы они не загромождали полезную площадь групповой комнаты, чтобы дети могли свободно подойти взять или поставить любой предмет на место. Здесь есть массажные дорожки, следочки, мешочки с разными наполнителями, связанные ободочки и сделанные из пробок и т.д.
Наша группа называется «Полянка», раскладывая пособия для занятий физическими упражнениями, приглашаем детей на «сказочную поляну»:
Расцвели у нас цветы небывалой красоты,
Все здесь есть для упражнений,
Для здоровья и движений!
Все на нем для физкультуры!
Подходите, не стесняйтесь
И здоровья набирайтесь!
Яркое оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательную активность, улучшает эмоциональное состояние.
Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики. Комплексы имеют сюжетную основу и соответствуют лексическим темам. Гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений. Эти комплексы обеспечивают тренирующий эффект, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние дошкольников. Они с радостью откликаются на приглашение заниматься утренней гимнастикой.
А приглашаем мы их такими словами:
Чтобы на день сил набраться,
Зарядкой нужно заниматься.
За мною быстро становись!
И зарядкою займись!
Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Занятия построены на сюжетной основе, насыщены игровыми приемами. Параллельно мы проводим работу по воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям и приглашаем их в зал такими словами:
В физкультурный зал пойдем, клад здоровья там найдем!
Предлагают поросята игры разные ребятам
Погремушками стучать, с ленточками поиграть,
И листочков целый воз для ребят Наф-наф привез,
И с флажками на «ура» поиграет детвора-
Ведь здоровье с физкультурой неразлучные друзья!
Важным
здоровьесберегающим мероприятием
считаем проведение разминки после сна
с использованием различных упражнений,
сюда включаются упражнения на формирование
правильной осанки, на формирование
свода стопы, на развитие мелкой моторики.
Пока дети спят, готовим условия для
контрастного закаливания детей: готовим
комнату, температура в ней снижается с
помощью проветривания. Пробуждение
детей происходит под звуки плавной
музыки, громкость которой медленно
нарастает.
Гимнастика в постели
направлена на постепенный переход детей
ото сна к бодрствованию.
Начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. При проведении гимнастику в постели включаем такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Стараемся придерживаться главного правила - исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
В процессе проведения гимнастики после сна мы используем «дорожки здоровья», «следочки» и др.
Мы используем в работе с детьми много интересных форм оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, обучаем детей точечному массаж.). Эти формы мы проводим на занятиях всех видов деятельности, в режимных моментах, на прогулках в форме двигательных минуток.
В целях снижения уровня нервно-психического напряжения проводим минуты «тишины», которые организуем после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий, иногда во 2 половине дня для того, чтобы детей переключить на другой вид деятельности. Они организуются с музыкальным сопровождением (используем элементы релаксации, аутотренинга).
С помощью различных игровых приемов мы переключаем внимание детей с одного вида деятельности на другой в течение всего дня между всеми режимными моментами, используем художественное слово – зазывалочки, считалки, стихотворения (авторские и народные); используем элементы театрализации (знакомый детям герой (мишка, зайка…)вносит новый атрибут для занятий физическими упражнениями), создаем проблемные ситуации и т.д.. Данные приемы позволяют сохранить положительный эмоциональный фон, что способствует укреплению психоэмоционального здоровья детей.
Обязательным оздоровительным моментом в нашей работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку. Нередко мы проводим прогулки, деятельность на которой объединена единым сюжетом (например, идем в гости к Мишке, и с ним играем, занимаемся физкультурой и т.д.). Но для того, чтобы прогулки стали еще более насыщенными, интересными нам необходимо приобрести некоторые пособия и изготовить атрибуты. И здесь большую помощь нам могут оказать родители.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Знакомя молодых пап и мам с программой физического воспитания и ее требованиями, мы нередко вначале наталкивались на недоверие с их стороны. Некоторые заявляли, что дети маленькие и были против спортивной формы, а простудные заболевания объясняли тем, что детей в осенне-зимний период выводят на прогулку. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в детском саду.
Каждое утро мы начинаем с мини-бесед с родителями о физическом и эмоциональном самочувствии ребенка вчера вечером, сегодня утром; о соответствии одежды ребенка погодным условиям дня и т.п.
Учебный год начинаем с родительского собрания, на котором знакомим родителей с задачами воспитания, с программами, по которым работаем, знакомим с физкультурно-оздоровительной работой в детском саду. Проводим консультации по темам: «Особенности физического развития детей», «Организация занятий физической культурой в детском саду и в семье», «Проведение подвижных игр и занятий физической культурой». Знакомим родителей с рекомендациями по закаливанию, выпускаем стенгазеты, оформляем папки-передвижки и тематические выставки «Одежда и здоровье детей», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», а также даём советы по проведению физкультурных занятий в субботние и воскресные дни. В плане показ видеофрагментов физкультурных занятий, открытые физкультурные занятия с приглашением родителей, оформление фотостенда «Мы на прогулке», «Занимаемся физкультурой», «Учимся плавать» и др.
Отмечая то, что дети стали более ловкими, быстрыми, умелыми, познакомившись с диаграммой их роста и прибавления веса за год, родители убедились, что систематические занятия физкультурой приносят большую пользу.
После проведенной нами работы родители стали более внимательно прислушиваться к нашим рекомендациям, предлагать свою помощь в изготовлении оборудования: изготовили «дорожки здоровья», приобрели спортивный мат, мячи.
Участие родителей в оборудовании спортивного уголка вызвало у детей чувство гордости, способствует повышению их интереса к физкультурным занятиям. Считаем важным, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивных досугов, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках презентаций семейного опыта. Это даст возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, побудит заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям. И это направление работы мы планируем включить в свою деятельность.
Число заболеваний за год составил 57 случаев, это достаточно высокий показатель, и свою работу в следующем учебном году мы большое внимание уделим проведению мероприятий, способствующих проведению благоприятной адаптации. Ведь маленьким детям нелегко оторваться от привычной домашней обстановки или сменить привычную обстановку – перевод в новую группу. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и детский сад не должен быть источником стресса для детей. План мероприятий мы продумываем уже сегодня: это обогащение предметно-игровой среды группы раннего возраста, подготовка анкет «Индивидуальные особенности моего ребенка», изготовление памяток «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша утром в группе», «Распорядок дня» и пр.
Приложение
Памятка для родителей по здоровьесбережению детей
Долгое время считалось, что здоровье детей улучшиться, если улучшить медицинское обслуживание. Но опыт и время показывает, уважаемые родители, что здоровье детей в наших с вами руках. Так давайте с вами вместе будем все делать для того, чтобы в стенах наших домов слышался только веселый звонкий смех детей. А для этого необходимо выполнять очень простые правила:
1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
2.Старайтесь соблюдать режим дня.
3.Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4.Любите своего ребенка, он – ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
5.Почаще обнимайте своего ребенка.
6.Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7.Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.
8.Солнце, воздух и вода – естественные факторы закаливания.
9. Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
10.Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.
Гимнастика после сна.
ЦЕЛЬ: Улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствовать профилактике нарушений осанки и стопы.
ОКТЯБРЬ.
-
Разминка в постели. Дети лежа на спине поверх одеяла выполняют упражнения общеразвивающего воздействия.
-
Повороты головы вправо, влево (мышцы шеи)
-
Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток (самомассаж)
-
Разведение и сгибание рук
-
Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их (для мышц живота и ног)
-
Поднимание и опускание обеих ног (для ног, туловища)
-
Движение ногами, как при езде на велосипеде.
-
После выполнения упражнений в постели, дети встают и выполняют ходьбу на месте.
-
Затем переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 17 – 19t.
-
В групповой комнате дети выполняют произвольные танцевальные упражнения.
-
Заканчивают комплекс дыхательным упражнением «Чей паровоз лучше гудит?» (у – у – у). Цель: вырабатывать целенаправленную струю.
НОЯБРЬ.
-
Разминка в постели «Моё тело». Методика Лазоревой.
Головушка – совушка Лобик – бобик Носик – абрикосик Щёчки – комочки Губки- голубки Зубочки – дубочки Бордушка – молодушка Глазки – краски Реснички – сестрички Ушки – неслушки Шейка – индейка Плечики – кузнечики Ручки – хватушки Пальчики – мальчики Грудочка – удочка Пузик – арбузик Спинка – тростинка Коленки – поленки Ножки - сапожки |
Гладить (1 раз) Потереть пальчиком Потереть пальчиком Погладить (2 раза) Вытянуть Поклацкать Погладить Вытаращить Моргать Потереть Погладить Поднять Обхватить Пошевелить Погладить Погладить по кругу Выпрямить Сгибать – разгибать ноги в коленях. |
-
Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег в групповой комнате.
-
Ритмические движения рук и ног.
-
Дыхательные упражнения «Ветер».
ДЕКАБРЬ.
1. Поднялись игрушки – забавные зверюшки
Детям моим шлют поклон зверюшки
Детям моим вставать тоже пора
Ждёт их давно озорная игра
Для ручек, для ножек,
Головки и спинки.
Готовы ли вы к разминке?
Головушка – совушка Лобик – бобик Носик – абрикосик Щёчки – комочки Губки- голубки Зубочки – дубочки Бордушка – молодушка Глазки – краски Реснички – сестрички Ушки – неслушки Шейка – индейка Плечики – кузнечики Ручки – хватушки Пальчики – мальчики Грудочка – удочка Пузик – арбузик Спинка – тростинка Коленки – поленки Ножки - сапожки |
Гладить (1 раз) Потереть пальчиком Потереть пальчиком Погладить (2 раза) Вытянуть Поклацкать Погладить Вытаращить Моргать Потереть Погладить Поднять Обхватить Пошевелить Погладить Погладить по кругу Выпрямить Сгибать – разгибать ноги в коленях. |
2. Ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящим на бег.
3. Погладим наши ручки, проснулись наши ручки – похлопаем
Погладим наши ножки, проснулись наши ножки – потопаем.
4. Дыхательное упражнение «Тик – так».
и. п. – стойка ноги врозь, руки опущены.
1 – мах руками назад «тик»
2 – мах руками вперёд «так»
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ.
-
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Самый первый встаёшь,
Голосисто поёшь,
Разбуди моих ребят,
Очень крепко детки спят
Ку – ка – ре – ку!
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
-
Разминка «Моё тело»
Головушка – совушка Лобик – бобик Носик – абрикосик Щёчки – комочки Губки- голубки Зубочки – дубочки Бордушка – молодушка Глазки – краски Реснички – сестрички Ушки – неслушки Шейка – индейка Плечики – кузнечики Ручки – хватушки Пальчики – мальчики Грудочка – удочка Пузик – арбузик Спинка – тростинка Коленки – поленки Ножки - сапожки |
Гладить (1 раз) Потереть пальчиком Потереть пальчиком Погладить (2 раза) Вытянуть Поклацкать Погладить Вытаращить Моргать Потереть Погладить Поднять Обхватить Пошевелить Погладить Погладить по кругу Выпрямить Сгибать – разгибать ноги в коленях. |
-
Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег по коврикам.
-
Ритмичные движения.
-
Покружились как снежинки
Ветер на них дунул:
Снежинки полетели
И тихо на землю «сели»
6. Дыхательное упражнение «Дуем на ладошки»
МАРТ
1. Потягушки – потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся – потянемся
Вот ухе растём, растём, растём.
2. Разминка в постели:
-
Поворот головы вправо – влево
-
Разведении и сгибание рук
-
Поднимание и опускание поочерёдно обеих ног
-
Сгибание обеих ног, прижимание к животу, выпрямление.
3. Ходьба по массажным, с постепенным переходом на бег.
4. Игровое упражнение.
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше»
5. Упражнение на дыхание «Паровоз»
«Пых – пых» (вдох – выдох)
6. Танцевальные движения под музыку.
АПРЕЛЬ.
-
Тормошилка:
Тимка – Тимошка, глянь – ка в окошко
Вышло солнышко гулять
И тебе пора вставать
Просыпайся скорей, Тимофей!
-
Повороты головой вверх, вниз (машут головы)
-
Разведение и помахивание руками (полетели, как птички)
-
Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.
-
Движения ногами (поехали на велосипеде)
-
Ходьба по массажным дорожкам и постепенный бег в группу.
А теперь всем детям встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вверх и так стоять
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
7. Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»
МАЙ.
-
Кто спит в постельке сладко?
Давно пора вставать
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать
2. Лежа в постели на спине
Головушка – совушка Лобик – бобик Носик – абрикосик Щёчки – комочки Губки- голубки Зубочки – дубочки |
Гладить (1 раз) Потереть пальчиком Потереть пальчиком Погладить (2 раза) Вытянуть губы Поклацкать зубами |
Используемая литература.
-
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-
Н. В. Коломеец. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград, издательство "Учитель", 2011
-
Н.С. Голицына ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. Москва, издательство "Скрипторий 2003", 2010
-
Н.М. Метенова. День открытий. Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Ярославль, ИПК "Индиго", 2014
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
было бы весьма неплохо, если бы Вы добавили пример одного из мероприятий по указанной технологии. Также прошу Вас включить в текстовый документ список использованной при подготовке разработки литературы.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.