В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методичекая разработка по теме Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Методичекая разработка по теме Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Елена Тихокина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10924
Краткое описание
Методическая разработка посвящена краткому обзору современных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса для обеспечения психолого-педагогических условий реализации ФГОС ОО. В работе представлены цели, содержание, основные формы консультирования, диагностики, развивающей и коррекционной работы, профилактики, экспертизы, просвещения при осуществлении психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
методразработка.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif












Методическая разработка

«Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса»






Автор:

Тихокина Е.В.

педагог-психолог

высшая категория

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №40»

















Дзержинск, 2016 г.

Введение

Введение новых ФГОС общего образования определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г., и Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП).

Для педагога-психолога, осуществляющего психологическое сопровождение, системообразующей целью деятельности является создание психолого-педагогических условий реализации ООП.

Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения;

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Традиционные формы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ООП ООО в соответствии ФГОС ООО модернизируются в практико-ориентированные технологии, основанные на системно-деятельностном подходе, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Деятельность педагога-психолога становится необходимым элементом образовательной системы школы. Профессиональная компетентность педагога – психолога в своевременном использовании адекватных формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса – основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования.

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные формы деятельности психолога включают в себя решение новых задач психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика направлена на выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития УУД возрастным ориентирам и требованиям ФГОС. Диагностика переходных периодов должна учитывать качества, формирование которых завершается в рамках предыдущего периода, прежней ведущей деятельности. Кроме того, она «прицеливается» к содержанию будущих новообразований. 

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Оценка сформированности УУД школьника должна проводиться педагогом-психологом в течение всего обучения в основной школе как основная часть психологической диагностики развития обучающихся. Диагностика может быть индивидуальной и групповой. Важно помнить, что оценка личностных УУД обучающихся согласно требованиям ФГОС должна осуществляться неперсонифицированно.

В оценке сформированности личностных УУД, возможно применение следующих психодиагностических методик: методика исследования самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн (5 – 9 классы); диагностика личностного роста школьников (сформированность уровня воспитанности) П. Степанова, Д. Григорьева, И. Кулешовой (6 – 8 классы); исследование эмпатии как сопереживания − вариант экспресс-диагностики И. Юсупова (6 – 9 классы), изучение особенностей формирования ценностных ориентаций М. Рокича (8 – 9 классы), методика оценки уровня развития морального сознания – дилеммы Л. Колберга (8 – 9 классы). Для оценки развития толерантности возможно использование теста «Терпимый ли вы человек?» (8 – 9 классы). Для оценки способности к целенаправленной познавательной деятельности возможно применение методик: изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильина (5 – 9 классы); изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева (5 – 6 классы); тест мотивации обучения Д. Журавлева (7 – 9 классы); тест готовности к саморазвитию Т. Шамовой (7 – 9 классы); изучение познавательной потребности В. Юркевич (8 – 9 классы); шкала потребности в достижениях Ю. Орлова (8 – 9 классы), тест школьной тревожности Н. Филипса (5 – 9 классы).

Для диагностики выбора направления профильного образования в 8 – 9 классах традиционно используется карта самооценки склонностей (опросник Е. Климова) и тест «Профессиональный тип личности» Дж. Холланда.

Для психологической диагностики регулятивных УУД в 6 – 9 классах, возможно, использовать методику Е. Ильина «Измерение рациональности», которая предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей. Тест Г. Мюнстерберга позволяет оценить избирательность внимания и помехоустойчивость (6 – 9 классы). Для выявления уровня саморегуляции в 6 – 9 классах возможно использование опросника выявления упорства школьников к умственной деятельности, опросника для оценки своего упорства Е. Ильина, в 8 – 9 классах − тест-опросник уровня субъективного контроля Е. Бажина.

Для диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД на основной ступени обучения могут использоваться результаты социометрии, методики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В.Синявского (7 – 9 класс); методики «Индекс сплоченности» К. Сишора (5 – 9 классы). Методика «Оценка отношений подростка с классом» Н. Бордовской, А. Реана позволяет определить тип восприятия индивидом группы, способность к сотрудничеству (5 – 9 классы).

Психологическая диагностика познавательных УУД может содержать следующие методики: прогрессивные матрицы Дж. Равена (5 – 6 классы); методика «ШТУР» (7 – 9 классы); методику «Исследование активности мышления» И. Лущихиной на вербальную и образную беглость и гибкость мышления (5 – 9 классы) и тест механической понятливости В. Захарова (7 – 9 класс). В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом дополнительно к известным психодиагностическим тестам и опросникам могут быть включены наблюдение, анкетирование родителей и педагогов. Для самооценки развития своих универсальных действий можно использовать анкету для школьников С. Столяровой.

Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам  гуманной диагностики.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Индивидуальное консультирование - оказание индивидуальной помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Формы психологического консультирования по содержанию работы классифицируют:

  • психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций);

  • психологическое консультирование (анализ психологических проблем);

  • социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных социальных условий);

  • психодиагностическое консультирование (психодиагностика личностных качеств, характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами);

  • медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту);

  • консультирование с привлечением методов психокоррекции или без них.

К методам психологического консультирования обычно относят: дискуссионные методы; игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые); сенситивный тренинг.

Коррекционная и развивающая работа

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики с целью предупреждения появления вторичных отклонений в развитии, обеспечения максимальной реализации адаптационного потенциала ребенка.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.

Психолого-педагогические технологии, используемые в коррекционной и развивающей работе: метод социальной пробы; технологии критического мышления (мозговой штурм); технология портфолио; тренинг; игровая технология;  коллективное творческое дело; проектная деятельность; работа в малых группах; моделирование и анализ проблемных ситуаций; групповая дискуссия; ролевые игры; анализ сказок и притч; визуализация; арт-терапия; кинесиологические упражнения «Гимнастика мозга».

Социальная проба способствует отработке на практике полученных теоретических знаний, умений и навыков социального взаимодействия и общения; развитию и коррекции коммуникативных УУД.

Различного вида игры необходимы для развития «эмоционального и социального интеллекта», повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия; формированию и коррекции регулятивных и коммуникативных УУД.

Коллективное творческое дело способствует развитию межличностного взаимодействия, творчества, повышают социальную активность учащихся; способствует развитию и коррекции личностных и коммуникативных УУД.

Технология портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., способствует развитию личностных и регулятивных УУД.

Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эта технология относится к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, способность адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Данная форма работы способствует развитию личностных и метапредметных УУД.

Мозговой штурм предлагается для создания новых идей, направленных на решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята учатся высказывать свои предложения, которые совместно обсуждаются, с тем, чтобы потом выбрать самые лучшие; формирует личностные и коммуникативные УУД.

Ролевая игра создает возможности для получения опыта другого поведения, способствует развитию и коррекции личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития и социализации личности, формирования коммуникативных навыков, оказания помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы учащихся. В зависимости от целей и задач тренинга способствует развитию и коррекции личностных и метапредметных УУД.

В групповой дискуссии обучающиеся учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. Дискуссия способствует развитию и коррекции личностных и метапредметных УУД.

Сказки и притчи являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека, способствуют развитию личностных и коммуникативных УУД.

Арт-терапия основана на искусстве, наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Данная форма работы способствует развитию личностных и метапредметных УУД.

Визуализация дает возможность с помощью самовнушения и саморегуляции создавать в воображении яркие образы, которые способствуют развитию и коррекции личностных и регулятивных УУД.

Комплекс кинесиологических упражнений «Гимнастика мозга» способствует развитию и коррекции познавательных и регулятивных УУД.

При построении коррекционной и развивающей работы могут использоваться следующие программы:

  • Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления/сост. О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008;

  • И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Е.Е. Данилова, Н.Н. Толстых Психология. 6, 7, 8 классы. Гриф Российской Академии образования. – МПСИ. 2007;

  • Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней школе: V-VI классы. - М.: Ось-89, 2001;

  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.- М., Генезис, 2000;

  • Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авторы-составители Голубева Ю.А. и др. - Волгоград: Учитель, 2014;

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Также приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Цель: формирование и повышения психологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса.

В организации просветительской работы с педагогами и обучающимися педагог-психолог использует как групповые, так и индивидуальные активные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), психологическая акция, неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный проект.

К формам психолого-педагогического просвещения родителей относят: Университет педагогических знаний; лекции родительская конференция; практикум; открытые уроки; индивидуальные тематические консультации; посещение семьи; родительское собрание; родительские чтения; родительские вечера; тренинг; родительские ринги.

Психологическая экспертиза

В ходе экспертной и аналитической деятельности психолог анализирует социально-педагогическую среду с целью оптимизации её воздействия на развитие обучающихся, формирование у них личностных и метапредметных компетенций. Педагогу трудно в полной мере оценить психологические последствия реализации тех или иных программ и проектов, обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.

Работа педагога-психолога в рамках данного вида деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

  • психологический анализ и оценка образовательной среды и социальных процессов; материалов, программ, проектов;

  • экспертиза психологической грамотности педагогических воздействий;

  • экспертиза урока с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода и развития УУД;

  • выявление и прогнозирование психологических рисков экспериментальной работы школы.

Необходимым условием проведения экспертизы является обязательное согласование с руководством образовательного учреждения. Принятие управленческих решений по результатам экспертизы находится вне компетенции педагога-психолога. Его задача заключается в информировании администрации и внесении инициативных предложений.

Профилактика

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; противодействие стрессовым влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации человека: поведенческом, личностном, экзистенциальном.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.

I уровень — первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

II уровень — вторичная профилактика направлена на «группу риска», на тех детей, у которых проблемы уже начались. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Вторичная профилактика включает консультации с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему для специального изучения. На этом уровне собственно профилактика осуществляется параллельно с коррекцией.

Существуют разные формы психопрофилактической работы:

организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.

информирование. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность.

активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:

- тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников;

- тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.










Заключение

Данная методическая разработка была посвящена краткому обзору современных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса для обеспечения психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования.

В методической разработке представлены цели, содержание, основные формы консультирования, диагностики, развивающей и коррекционной работы, профилактики, экспертизы, просвещения при осуществлении психологического сопровождения обучающихся административных и педагогических работников, родителей обучающихся (или лиц их замещающих).

Введение ФГОС ООО существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Список информационных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: «Просвещение», 2011.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011. – С.32-34.

  5. Вилкова Н.Н., Зейналова Л.Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога-психолога – №4, 2012. – С. 8 -15.

  6. Деникина Е.В. Методы измерения результатов обучения в логике компетентностного подхода // Материалы VII Всерос. науч.- практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 – С.82-85.

  7. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС// Справочник педагога-психолога. – №4, 2012.— С. 4-7.

  8. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. .— С. 4—7

  9. Узянова И.М., Балакина И.М. План работы педагога-психолога МБОУ на учебный год// Справочник педагога-психолога –№8, 2012. – С.4-15.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос