Обобщение опыта воспитательной деятельности по теме: «Героико -патриотическое воспитание школьников»
Героико-патриотическое воспитание школьников.
Усцова Наталья Ивановна
Высшая квалификационная категория
Г. Волгоград, Волгоградская область
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Созвездие»
Классный воспитатель
В данной работе обобщен пятилетний опыт воспитательной деятельности по героико–патриотическому воспитанию детей в условиях школы – интерната.
Актуальность темы:
Задача воспитания чувства любви к Родине, уважения к семье, старшему поколению, семейным традициям – одна из главных задач современного воспитательного процесса.
Героико – патриотическое воспитание школьников всегда было одним из главных направлений воспитательного процесса. Однако, особую роль оно стало играть в сложившихся современных условиях.
Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться.
Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью получения исторических знаний невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в активном вовлечении ребенка в социальную деятельность и сознательное участие в ней. В связи с этим эффективны такие формы организации деятельности детей, как поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми.
Одной из первых таких работ, стал социально – педагогический проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Тема проекта актуальна для настоящего времени, ребята были вовлечены в реальную деятельность, совершенствовали свои личностные качества, была целенаправленно создана ситуация, когда дети переживают гордость за близких, свою семью, Родину.
Этапы реализации проекта:
1.Постановка задачи.
2.Сбор и оформление материала.
3.Расширение знаний через посещение библиотеки, музейных экспозиций, экскурсий.
4.Итоговые мероприятия: проведение классных часов, оформление списка памяти, оформление печатного материала.
Перед детьми, а затем и родителями была поставлена задача: найти материал об участии их семей в Великой Отечественной войне. Записывались рассказы старших родственников, помнящих о тех годах, разыскивались сохранившиеся фотографии.
Удивительным был тот факт, что сами родители, еще довольно молодые люди, многого не знали из истории семьи. И наша работа подтолкнула их к более глубокому изучению интересных семейных страниц.
Какой героический и интересный материал был собран в итоге. В классе практически у всех детей прадеды воевали, многие дошли до Берлина, участвовали в его штурме. Несколько участников войны сражались в битве под Сталинградом, некоторые имели высокие военные звания, был даже прадедушка адмирал флота.
Героические прабабушки служили военврачами, медсестрами, сражались в партизанском отряде, работали в колхозах, снабжая армию продовольствием.
Интересной оказалась и личная жизнь прадедов. Одни ушли шестнадцатилетними на фронт в Сталинграде и, только вернувшись с войны, создали свои семьи. Другие встретились со своей половинкой на фронте, женились, вместе дошли до Берлина. Одну семейную пару женил по окончании войны в Потсдаме сам маршал Г.К. Жуков.
О некоторых прадедах удалось вспомнить немногое: ушел на фронт в 19 лет, пропал без вести под Смоленском, умер от тяжелого ранения в голову…
После получения первоначального материала стало интересно изучить героические страницы прошлого более подробно. Для этого осуществили две экскурсии. Первая была проведена в музей-панораму «Сталинградская битва», где ребята ознакомились с экспозицией, посвященной судьбе прадеда, прошедшего ад концентрационного лагеря «Дахау», сумевшего выжить и стать известным врачом и собирателем уникальной коллекции фотографий родного города. Вот воспоминания его правнучки: «С детских лет мой прадедушка увлекался фотографией, снимал довоенный Сталинград, как будто чувствуя, что его родной город будет сметен с лица земли страшной войной. За годы жизни он собрал уникальную коллекцию фотографий, благодаря которым после войны были восстановлены многие здания».
Также ребята посетили музей «Дети Сталинграда», прослушали рассказ одноклассника о его дедушке. Двенадцатилетним мальчиком он проживал во время войны в Сталинграде и пережил ужас бомбежки 23 августа 1943 года.
Весь материал с фотографиями, страницами воспоминаний оформили в печатном виде и опубликовали в школьном печатном издании. Провели классный час, оформили список памяти прадедов класса в электронном и печатном виде.
Работа продолжалась. Приходили вновь поступившие дети со своими рассказами о страницах семейной истории. Список памяти пополнялся.
Закономерным итогом социального проекта явилось проведение урока мужества при совместном участии с детьми 7-го и 10-х классов. Общему вниманию был представлен список памяти героических прадедов учащихся класса.
Интересной для детей стала поисковая работа «Их именами названы улицы» о женщинах – героях Сталинградской Битвы. Дети послали письма жителям частного сектора с рассказом о подвиге героинь, чьими именами были названы их улицы. Материал был представлен на школьном стенде и в общей презентации в электронном виде на конференции, посвященной юбилею победы в Великой Отечественной войне. Была проведена экскурсия к образцам военной техники, на которой летала одна из героинь поисковой работы летчица М.Раскова.
В рамках общешкольного проекта «Города - герои» была проведена поисковая работа по городу-герою Смоленску. В течение года ребята занимались изучением исторического прошлого города, его воинской славы, нынешнем Смоленске. Оформили школьный стенд, на котором собранный материал был предложен вниманию детей школы и их родителей.
Провели классный час «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». На нем ребята познакомились со знаменитым стихотворением поэта А.Твардовского, геральдикой города – героя Смоленска, произведениями известных смоленских поэтов, Заключительным этапом проведенных мероприятий стало оформление презентации по городу герою Смоленску, которая вошла в коллективную работу школы с созданием соответствующего интернет- сайта www/gorodageroi.jimdo.com.
В результате работы ребят по теме «Битва за Крым» в рамках общешкольного проекта «Великие битвы войны» был собран материал об одной из самых продолжительных и значимых битв Великой Отечественной войны, ее значении, героях и потерях. Накопленная и переработанная информация по данной теме в количестве 16 печатных листов была представлена на школьном стенде для общего обозрения. Подготовлена информация о творчестве художника А.Дейнеки и его запоминающейся картине «Оборона Севастополя».
Работа класса «Герои Черноморской битвы», участвуя в ХII международном конкурсе «Новые горизонты », получила диплом победителя 2 степени в номинации «Конкурс патриотической направленности «С чего начинается Родина».
Интересным для детей является такой вид деятельности, как экскурсии. Каждый проект, поисковая работа не осуществлялись без их проведения. Город Волгоград – город, овеянный воинской славой и в нем много интересных и памятных мест, выставок, музеев. Ребята побывали практически во всех музеях города, связанных с его военным прошлым, посетили выставки, военные экспозиции.
Запоминающимся для ребят стал коллективный творческий проект: «Волгоград сквозь годы ». Тема, изучаемая классом, - «Волгоград 1965-1971 г.» В рамках проекта дети померялись силами в общешкольной викторине по истории города «Царицын –Волгоград- Сталинград», побывали на экскурсиях по памятным местам Волгограда и любимым улицам города. Был собран материал об историческом прошлом города, его воинской славе, нынешнем Волгограде. Накопленная и переработанная информация по данной теме в количестве восьми печатных листов размещена на школьном стенде для общего обозрения и оформлена в презентацию. Коллективная общешкольная работа «Волгоград сквозь годы» представлена на школьной научно-практической конференции.
2016 год стал юбилейным годом для знаменитого человека, нашего земляка, уроженца г. Камышина А.П.Маресьева. К 100-летию со дня его рождения был проведен классный час «Жизнь, как песня», посвященный подвигу героя. Оформлен стенд с необходимой информацией.
Школа носит имя Тимура Фрунзе. И стоило собрать разрозненную информацию о герое, имевшуюся у детей, в единый материал. На классном часе ребята рассказали об истории создания памятника Тимуру Фрунзе, его жизни и подвиге.
Время идет, работа по героико - патриотическому воспитанию продолжается. Мы не должны быть « Иванами, не помнящими родства». Ребенок, выросший патриотом, не бросит мусор на улице родного города и не станет человеком, забывшим свои корни и истоки и предавшим родину в годы тяжелых испытаний.
Литература.
1.И.Арисова, Хранитель времени – история, запечатленная объективом фотокамеры/ Хорошая газета. -2008.-№ 4.-С.2
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей