В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты - одно из условий формирования жизнестойкости детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты - одно из условий формирования жизнестойкости детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Ольга Коряковцева
Тип материала: другое
просмотров: 4372
Краткое описание
Проект мастер-класса, цель которого: познакомить с опытом формирования жизнестойкости школьников с ОВЗ и детей инвалидов посредством использования оборудования темной сенсорной комнаты; знакомство  с работой психолога в сенсорной комнате.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты - одно из условий формирования жизнестойкости детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Коряковцева Ольга Владимировна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

города Новоалтайска Алтайского края»

Проект мастер-класса

Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты - одно из условий формирования жизнестойкости детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов


Цель: познакомить с опытом формирования жизнестойкости школьников с ОВЗ и детей инвалидов посредством использования оборудования темной сенсорной комнаты;знакомство с работой психолога в сенсорной комнате.

Задачи:

  • Раскрыть актуальность темы мастер-класса;

  • Обобщить и представить опыт работы по теме "Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие формирования жизнестойкости детей с ОВЗ и детей инвалидов";

  • Показать и прокомментировать последовательность действий, методов, приемов и форм психолого-педагогической деятельности;

  • Совместнос участниками мастер-класса отработатьметодические подходы и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • Провести рефлексию продемонстрированного профессионального опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: показ программы деятельности, отдельных методов работы; психолого-педагогический практикум.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;

  • оборудование темной сенсорной комнаты (пучок фиброоптического волокона с боковым свечением «Звездный дождь», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной; пуфики-кресла «Груша»; зеркальный шар, сухой бассейн, музыкальный центр, светящийся шар);


этапы

деятельность мастера

деятельность участников

  1. Знакомство. Актуальность темы











слайд «Тема мастер-класса»




Добрый день, я педагог-психолог школы №1 нашего города, Коряковцева Ольга Владимировна. Мой стаж в должности педагога-психолога составляет чуть менее 4 лет, и все эти годы я осуществляю сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.

- С какими ожиданиями Вы сегодня пришли на мастер-класс? Почему выбрали именно этот мастер-класс?



- Сегодня я хотела бы поделиться с вами приемами и методами формирования жизнестойкости учащихся посредством использования оборудования темной сенсорной комнаты. (слайд «Цель мастер-класса»)

Дети – это дети, к какой бы категории их не относили, только особым детям нужно больше ресурсов для осуществления простых для здоровых людей вещей. Актуальность работы с целью формирования жизнестойкости школьников с ОВЗ и детей инвалидов обозначена для нас программой «Доступная среда». Пополнить запасы жизненной энергии помогают занятия в сенсорной комнате, оборудование для которой было предоставлено нашей школе в 2014 году по программе «Доступная среда».

Во многих школах края открыты такие комнаты. Важной задачей для нас является научиться использовать её возможности эффективно. В первую очередь уметь это правильно делать нужно нам, школьным психологам.

Поэтому предлагаю следующий план работы:

  • актуальность темы мастер-класса;

  • опыт работы по теме "Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие формирования жизнестойкости детей с ОВЗ и детей инвалидов";

  • практикум: последовательность действий, методов, приемов и форм психолого-педагогической деятельности психолога;

  • рефлексиямастер-класса.


Приветствуют











Отвечают (фронтальная работа)

  1. Презентация

опыта









































































































































слайд





































(слайд)

- Методы и приемы



(слайд)















- Предполагаемые результаты

-Как вы думаете, что могут дать особым детям занятия в сенсорной комнате?































Почему это стало особенно важным именно сейчас?















Действительно, в последние годы наше государство стало более активно заботиться о детях, имеющих особенности в развитии. И этому свидетельство, принятая Государственная программа РФ «Доступная среда», призванная сделать доступными для детей инвалидов и детей с ОВЗ социальных объектов, и, как следствие, расширить круг их социального взаимодействия.

С другой стороны, в новом государственном образовательном стандарте для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья сказано, что в основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положен деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает, в том числе, «…признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; <…>развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации». На занятиях с сенсорным оборудованием создаются условия для формирования здоровой личности ребенка.

На мой взгляд, занятия в сенсорной комнате способствуют развитию не только физиологически обусловленных процессов, но и формированию психологического здоровья детей, в результате чего повышается жизнестойкость.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.



Таким образом, использование в своей работе с детьми с ОВЗ такого инструмента как темная сенсорная комната соответствует не только общечеловеческим гуманным принципам, но и отражает концепцию государственной политики РФ в области образования детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Использование темной сенсорной комнаты педагогом-психологом в работе с особыми детьми может решить следующие задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

  • создание положительного эмоционального состояния;

  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Организация работы сенсорной комнаты

Организуя работу в сенсорной комнате нужно помнить о некоторых правилах, которые обеспечат безопасность как детей, так и педагога-психолога.

  1. Количественный состав группы не должен превышать 7 человек .

  2. Принцип комплектования группы:

Добровольное участие.

  1. Противопоказаниями для посещения комнаты могут являться соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

  2. Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления

Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Коммуникативные нарушения

Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности)

Для занятий с такими людьми в сенсорной комнате необходимо

регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные

раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии

Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом.Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны

быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Нирвана», «Меркурий», «Брейнскан», Фибероптический модуль «Грозовая Тучка». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён.

Психоневрологические заболевания

Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

Нарушения зрения

Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха

Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям снарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.Занятия проводятся в группах по 3-5 человека и индивидуально.



Занятие в сенсорной комнате

имеет следующие три основные

части:

вводная (ритуал приветствия, разминка);

основная (релаксация, игра);

завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).



Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

3. Входящая диагностика («мандалы»; «Домики»Ореховой; наблюдение; беседа).

4. Релаксация (методы цветотерапии, музыкотерапии, звукотерапии, ароматерапии, мышечной релаксации).

5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования темной сенсорной комнаты).

6. Выходящая диагностика («Домики »Ореховой;; наблюдение, беседа).

7. Обобщение. Ритуал прощания.



Методы и приемы

  • Основным методом деятельности в темной сенсорной комнате является метод релаксации, однако различной степени взаимодействие предполагает, а не исключает интерактивности(беседа, анализ чувственных ощущений и т.п.).

  • Отличный эффект производят элементы само-массажа и взаимного массажа, который способствует улучшению не только физического состояния, но и … взаимодействию между детьми.

  • Методов очень много. Рассмотрим их во время практикума)

В нашей школе регулярные занятия организованы в классах коррекции, они в текущем учебном году один раз в неделю посещают сенсорную комнату малыми группами(классы делятся на две части). Так как занятия происходят во время перемен, они не отвлекают ребят от учебной деятельности, а воспринимаются как организованный отдых, не нарушают привычного режима учебныхзанятий. Классные руководители классов коррекции отметили, что после занятий дети становятся более спокойными, усидчивыми, с большим уважением относятся друг к другу.

При регулярном посещении детьми с ОВЗ и детьми инвалидами темной сенсорной комнаты можно увидеть следующие результаты:

1.Развитие и гармонизация
эмоционально-волевой сферы детей:

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • саморегуляция и самоконтроль;

  • умение управлять своим телом, дыханием;

  • умение передавать свои ощущения в речи;

  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

  • уверенность в себе.

2.Развитие коммуникативной сферы детей:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3.Развитие психических процессов и моторики детей:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Ответы: они почувствуют себя нужными;

Укрепят психофизиологическое здоровье;

У них повысится уровень жизнестойкости;

Будут развиваться коммуникативные способности и т.д





Потому что с начала следующего учебного года начнет действовать закон об инклюзивном образовании.

































































Ответы участников.












































  1. Практикум



























Световой модуль «Тучка», звуковое сопровождение «Шум дождя»















«Сухой бассейн»









проектор «Морская волна» с жидким диском неповторяющегося рисунка)















Воздушно-пузырьковая колонна с рыбками


 В сегодняшнем практикуме структура будет несколько нарушена, так как достижение цели своего мастер-класса в большой степени вижу в трансляции многообразия способов работы с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в темной сенсорной комнате.

Ход занятия

Приветствие.

«Дружный круг»

Знакомство.

«Мячик по кругу»

- Предлагаю присесть всем на ковер и закрыть глаза.

Упражнение 1.

Упражнение «Жгутики»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Включаю «звуки дождя» и «облако»

- Ребята, посмотрите, у нас в комнате пошел волшебный дождь, подойдите поближе и полюбуйтесь какой он красивый.

- Осторожно возьмите в руки несколько дождинок, чувствуете какие они мягкие, длинные т.п. Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте заплетем тучке косы». Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается коса. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон. Тучка залюбовалась собой и перестала проливаться дождем. Но посмотрите вниз, она налила целое бездонное море, которое бурно пенится.

Упражнение 2.

Сядьте на дно, обопритесь руками, подтяните ноги к себе – вытяните (3 раза). Побулькайте ногами в «воде».

А сейчас я предлагаю вам переместиться в подводную лодку и отправиться в путешествие по бездонному океану.

Упражнение 3.

«Бездонное море»

Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают

глаза. Далее говорится, что сейчас все отправятся к берегам бездонного океана, где смогут полюбоваться морскими пейзажами. Включается проектор «Морская волна», участники открывают глазки и любуются переливами цвета; идет обсуждение.

Упражнение 4.

«Золотая рыбка»

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

В нашем море живут чудо-рыбки, если поймать взглядом одну из них и смотреть на неё 1 минуту, то можно загадать желание. Участники устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и погружением рыбок под воздействием пузырьков воздуха. Создается соревновательная обстановка.

Рефлексия

Ритуал прощания

«Жемчужина пожеланий»

Все участники садятся вокруг светящейся жемчужины, муз сопровождение «Йога». По очереди кладут кончики пальцев на «Жемчужину» и говорят свои пожелания группе.(Пояснение:В реальном занятии с детьми ритуал прощания лучше проводить после включения света.)

«Ритуал включения света»















Участники выполняют упражнения

































































Участники выполняют упражнение сидя на пуфах или на ковре.



















Для выполнения упражнения участники сами выбирают для себя комфортное место.

4.Рефлексия

- Подошел к концу наш мастер-класс, в ходе которого я старалась познакомитьвас с методами и приемами формирования жизнестойкости школьников с ОВЗ и детей-инвалидов посредством использования оборудования темной сенсорной комнаты;познакомить с работой педагога-психолога в сенсорной комнате.

- Каждый из вас пришел сегодня с определенной целью. Ответьте себе, достигли ли Вы этой цели? Какие чувства вызвал у Вас этот мастер-класс?Прошу заполнить листы обратной связи!










Ответы участников

Заполнение листов обратной связи.











ЛИТЕРАТУРА


  1. Колмогорова Л.С. Психологическое здоровье и психологическая культура школьников. Учебное пособие/ Л.С.Колмогорова, О.Г.Холодкова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 293с.

  2. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  3. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате.Методическое пособие/ «ООО МисэН» сенсорные и релакс комнаты.

  4. Темная сенсорная комната — мир здоровья. Учебно-методическое пособие /под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://tolkru.com/http://www.coolreferat.com/

  2. http://festival.1september.ru/

  3. http://ppms22.ru/

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос