-
Презентация
опыта
слайд
(слайд)
-
Методы и приемы
(слайд)
-
Предполагаемые результаты
|
-Как
вы думаете, что могут дать особым
детям занятия в сенсорной комнате?
Почему
это стало особенно важным именно
сейчас?
Действительно,
в последние годы наше государство
стало более активно заботиться о
детях, имеющих особенности в развитии.
И этому свидетельство, принятая
Государственная программа РФ «Доступная
среда», призванная сделать доступными
для детей инвалидов и детей с ОВЗ
социальных объектов, и, как следствие,
расширить круг их социального
взаимодействия.
С
другой стороны, в новом государственном
образовательном стандарте для
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья сказано, что
в основу Стандарта для обучающихся
с ОВЗ положен деятельностный и
дифференцированный подходы,
осуществление которых предполагает,
в том числе, «…признание того, что
развитие личности обучающихся с ОВЗ
зависит от характера организации
доступной им учебной деятельности;
<…>развитие личности обучающихся
с ОВЗ в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими
возможность их успешной социализации
и социальной адаптации». На занятиях
с сенсорным оборудованием создаются
условия для формирования здоровой
личности ребенка.
На
мой взгляд, занятия в сенсорной комнате
способствуют развитию не только
физиологически обусловленных
процессов, но и формированию
психологического здоровья детей, в
результате чего повышается
жизнестойкость.
Сенсорная
комната - это
организованная особым образом
окружающая среда, состоящая из
множества различного рода стимуляторов,
которые воздействуют на органы зрения,
слуха, обоняния, осязания и вестибулярные
рецепторы.
Таким
образом, использование в своей работе
с детьми с ОВЗ такого инструмента как
темная сенсорная комната соответствует
не только общечеловеческим гуманным
принципам, но и отражает концепцию
государственной политики РФ в области
образования детей с ОВЗ и детей
инвалидов.
Использование
темной сенсорной комнаты
педагогом-психологом в работе с
особыми детьми может решить следующие
задачи:
-
профилактика
психофизических и эмоциональных
нагрузок;
-
создание
положительного эмоционального
состояния;
-
формирование
восприятия цвета, звука, ритма,
согласование движений собственного
тела;
-
облегчение
состояния тревожности, переключение
энергии тревоги в конструктивное
русло;
-
формирование
адекватной самооценки, преодоление
застенчивости и агрессии;
-
развитие
позитивного общения детей и
взаимодействия друг с другом;
-
развитие
памяти, речи, фантазии, оригинальности
мышления.
Организация
работы сенсорной комнаты
Организуя
работу в сенсорной комнате нужно
помнить о некоторых правилах, которые
обеспечат безопасность как детей,
так и педагога-психолога.
-
Количественный
состав группы не
должен превышать 7 человек .
-
Принцип
комплектования группы:
Добровольное
участие.
-
Противопоказаниями
для
посещения комнаты могут являться
соматические и психоневрологические
заболевания (учитываются специальные
рекомендации невропатолога), аллергия,
инфекционные заболевания.
-
Осторожно
следует подходить к занятиям с детьми,
имеющими следующие проблемы:
• Астенические
проявления
Активная
стимуляция людей с астеническим
синдромом к разнообразной деятельности
часто приводит к быстрому их утомлению,
поэтому занятия с ними нужно заканчивать
до того, как наступил спад активности.
Индивидуальная продолжительность
занятий в данном случае меньше, чем
для людей с нормальной работоспособностью.
Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
• Коммуникативные
нарушения
Рекомендуется
выявить наиболее «приятные»
раздражители, создающие эмоциональный
комфорт, и постараться ограничиться
только ими.
• Синдром
гиперактивности (двигательной
расторможенности)
Для
занятий с такими людьми в сенсорной
комнате необходимо
регламентировано
использовать аудиовизуальные и
тактильные
раздражители.
• Эпилептический
синдром или готовность к эпилепсии
Занятия
с людьми страдающими данными
заболеваниями, проводятся только
после консультации с врачом
психоневрологом.Если врач допускает
возможность её применения, то время
пребывания в ней строго ограничено.
Звуковые и световые сигналы при этом
не должны
быть
ритмичными. Необходимо отказаться
от мелькающих эффектов и не использовать
проекторы с мерцающим светом, например
такие, как зеркальный
шар, проектор «Нирвана», «Меркурий»,
«Брейнскан», Фибероптический модуль
«Грозовая Тучка».
Больные эпилепсией приходят в
помещение, когда один из осветительных
приборов уже включён.
• Психоневрологические
заболевания
Нежелательно
проводить занятия с теми, кто проходит
лечение различными психотропными
препаратами
• Нарушения
зрения
Занятия
с такими людьми требуют особого
подхода. В этом случае опора делается
на более сохранные слуховые анализаторы.
Занятия в тёмной комнате с людьми с
нарушением зрения требуют комплексного
взаимодействия педагога-психолога
и тифлопедагога.
• Нарушение
слуха
Поскольку
система работы ориентирована на
тактильное, зрительное и слуховое
восприятие, людям снарушением слуха
трудно понимать без звукового
сопровождения или словесного пояснения
те или иные зрительные или тактильные
эффекты. Музыкальное сопровождение
занятий становиться для глухих людей
недоступно.Занятия проводятся в
группах по 3-5 человека и индивидуально.
Занятие
в сенсорной комнате
имеет
следующие три основные
части:
• вводная
(ритуал приветствия, разминка);
• основная
(релаксация, игра);
• завершающая
(подведение итогов, ритуал прощания).
Структура
занятия:
1.
Ритуал приветствия.
2.
Комплекс упражнений, направленных
на мышечное расслабление.
3.
Входящая диагностика («мандалы»;
«Домики»Ореховой; наблюдение; беседа).
4.
Релаксация (методы цветотерапии,
музыкотерапии, звукотерапии,
ароматерапии, мышечной релаксации).
5.
Формирование положительной
эмоционально-волевой стабильности;
активизация познавательной деятельности
(игры и упражнения с использованием
оборудования темной сенсорной
комнаты).
6.
Выходящая диагностика («Домики
»Ореховой;; наблюдение, беседа).
7.
Обобщение. Ритуал прощания.
Методы
и приемы
-
Основным
методом деятельности в темной
сенсорной комнате является метод
релаксации, однако различной степени
взаимодействие предполагает, а не
исключает интерактивности(беседа,
анализ чувственных ощущений и т.п.).
-
Отличный
эффект производят элементы само-массажа
и взаимного массажа, который
способствует улучшению не только
физического состояния, но и …
взаимодействию между детьми.
-
Методов
очень много. Рассмотрим их во время
практикума)
В нашей
школе регулярные занятия организованы
в классах коррекции, они в текущем
учебном году один раз в неделю посещают
сенсорную комнату малыми группами(классы
делятся на две части). Так как занятия
происходят во время перемен, они не
отвлекают ребят от учебной деятельности,
а воспринимаются как организованный
отдых, не нарушают привычного режима
учебныхзанятий. Классные руководители
классов коррекции отметили, что после
занятий дети становятся более
спокойными, усидчивыми, с большим
уважением относятся друг к другу.
При
регулярном посещении детьми с ОВЗ и
детьми инвалидами темной сенсорной
комнаты можно увидеть следующие
результаты:
1.Развитие
и гармонизация эмоционально-волевой
сферы детей:
-
снятие
психоэмоционального напряжения;
-
саморегуляция
и самоконтроль;
-
умение
управлять своим телом, дыханием;
-
умение
передавать свои ощущения в речи;
-
умение
расслабляться, освобождаться от
напряжения;
-
формирование
представлений о положительных и
отрицательных эмоциях;
-
уверенность
в себе.
2.Развитие
коммуникативной сферы детей:
-
эмпатические
чувства, желание оказывать друг другу
эмоциональную и физическую поддержку;
-
формирование
мотивации к общению и развитие
коммуникативных навыков;
-
преодоление
негативных эмоций по отношению к
сверстникам (агрессивность).
3.Развитие
психических процессов и моторики
детей:
-
произвольность
внимания, его устойчивость и
переключаемость;
-
память,
мышление, воображение, восприятие
(зрительное, тактильное, слуховое),
умственные способности;
-
развитие
координации, в том числе зрительно-моторной.
|
Ответы:
они почувствуют себя нужными;
Укрепят
психофизиологическое здоровье;
У
них повысится уровень жизнестойкости;
Будут
развиваться коммуникативные способности
и т.д
Потому
что с начала следующего учебного года
начнет действовать закон об инклюзивном
образовании.
Ответы
участников.
|