"На Руси - два праздника: Семик да Троица!"
Оно дает возможность детям поучаствовать в старинном обряде чествования центрального персонажа праздника – березки.
Отконова Татьяна Юрьевна;
Город Томск, Томская область;
МАДОУ №69;
дошкольное образование;
«На Руси - два праздника: Семик да Троица!»;
старшая группа;
продолжительность: 30 минут
Пояснительная записка
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к многовековой русской традиции празднования семика и троицы - «зеленой недели», «русальной недели», «зеленых святок».
Мероприятие создает условия для развития у детей познавательных и художественно-творческих способностей;
способствует обогащению речи детей элементами устного народного творчества, устаревшими и вышедшими из обихода словами;
создает условия для развития интереса к самобытной поэтической стороне родного языка и формирования представления о том, как важно бережно относиться к обычаям и преданиям родной земли;
способствует формированию и развитию интереса к историческому культурному наследию России;
создает условия для приобщения детей к народным традициям;
формирует у детей представление о старинном народном обряде.
Мероприятие дает детям возможность стать участниками обряда, способствует раскрепощению, созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей: художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития, что соответствует федеральному государственному стандарту построения современной системы дошкольного образования.
Сценарий обряда
Дети входят в зал, украшенный березовыми ветками и усыпанный травой, под колокольный звон;
их встречает Бабка-позыватка, на голове у нее – березовый венок, в руке – березовая ветка.
Бабка-позыватка
Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости! Я – Бабка-позыватка! Всех на праздник созываю! Нынче - «зеленые святки»! Все на гульбище спешите!
Все к березке приходите!
Хоровод «А ты радуйся, береза!»
Бабка-позыватка
Березе украсим мы косы:
В них яркие ленты вплетем!
А после под этой березой
Большой хоровод заведем!
Дети украшают деревце лентами
Бабка-позыватка
У ворот береза
Зелена стояла,
Зелена стояла,
Ветками махала,
Детки ленты брали,
Ветки украшали,
А под той березой
Парочку сажали!
Усаживание Семика и Семичихи – фигурок, сделанных из травы
Бабка-позыватка
Честной Сёмик, тетушка Семичиха, вы сегодня хозяева на празднике!
Удобно ли вам? Всё ли видно? Всё ли слышно? Тогда смотрите да слушайте!
Дети повторяют по строчке
Береза моя, березонька!
Береза моя кудрявая!
Стоишь ты берёзонька
Осередь долинушки!
На тебе, березонька,
Листья зеленые!
Под тобой, березонька
Трава шелковая!
Близ тебя, березонька,
Красны девицы песни поют!
Под тобой, березонька,
Красны девицы венки плетут!
Хоровод «А кто у нас белая?»
Бабка-позыватка
Есть такой старинный семико-троицкий девичий обряд – кумление. Подружки целовали друг друга сквозь кольцо завитой березки. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась крепкой, они никогда не ссорились! А сейчас мы завьем венки у березки, и девочки покумятся.
Девочки говорят попарно по очереди:
«Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобой – не браниться,
Вечно дружиться!»
(девочки целуются сквозь венки)
Бабка-позыватка
Еще вам подрасти
Да побольше расцвести!
Песня «Кумушка-голубушка»
Бабка-позыватка
Кумушки, кумитеся!
А уйдете - не бранитеся!
Бабка-позыватка
А еще с давних пор существовал такой обычай: тут же под деревом ели яичницу или яйца, творог со сметаной, пироги, куличики, каравай.
Разложив угощения вокруг завитой березы, все брались за руки и водили хоровод.
Пропев раз, рассаживались около яичниц, съедали несколько ложек и снова водили хоровод.
Бабка-позыватка
Подымайтесь, не ленитесь,
Крепче за руки беритесь:
Хоровод мы заведем,
Вкруг березоньки пойдем!
«Пошли детки во зелену рощу»
Дети говорят:
Береза, березонька!
Завивайся, кудрявая!
К тебе детки пришли,
Пироги принесли
Со яичницею!
Трапеза под березой под русскую народную музыку
Бабка-позыватка
Мы тебя, березонька, хвалили,
Хороводы вкруг тебя водили,
Будем для тебя теперь плясать,
Каждый свою выходку казать!
Парная пляска «Ехал мальчик молодой»
Бабка-позыватка
А теперь, березонька, мы тебя позабавим!
Игра «Скажи, скажи, воробышек»
Бабка-позыватка
Пришла пора в игры играть, ребятишек потешать! Смотри на нас, березонька да радуйся!
Игра «Как пойду, молоденька»
Бабка-позыватка
Наигралась детвора,
Всем домой идти пора!
Мы к тебе береза
В Троицу придем,
Ленточки и косы
Твои разовьем!
А пока, до свидания!
Звучит русская народная музыка, дети уходят и машут руками березе.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС