В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Работа по формированию общеречевых навыков у детей младшего школьного возраста в классах «Особый ребенок»

Работа по формированию общеречевых навыков у детей младшего школьного возраста в классах «Особый ребенок»

Татьяна Литвиненко
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 5740

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Культура речи.doc Скачать












Доклад на методическом объединении по теме:

Работа по формированию общеречевых навыков
у детей младшего школьного возраста в классах «Особый ребенок»










Автор-составитель:

Литвиненко Т.А.











Санкт – Петербург

2014



1. Понятие звуковой культуры речи

1.1 Определение понятия ЗКР

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает в себя произносительные качества, которые характеризуют звучащую речь (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

1.2 Составные компоненты звуковой культуры речи

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу младшего школьного возраста у детей данной группы речевой аппарат практически сформирован и незначительно отличается от речевых органов взрослого, функционирует и фонематический слух. Но в зависимости от возрастного периода и особенностей у обучающихся имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, что рассматривается в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

В данном периоде у данной категории детей отмечается неправильное произношение отдельных звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Такие особенности не всегда являются патологическими и объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Тут важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, качества, формирование которых происходит постепенно. Есть особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вздохами, без пауз. Обычно, эти особенности встречаются в младшем школьном возрасте у обучающихся в классах «Особый ребенок».

Недостатки звуковой культуры речи могут, неблагоприятно, отразится на личности ребенка. Они могут вызывать замкнутость, резкость, отсутствие усидчивости, может пропасть любознательность. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте.

Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. В задачи учителя должны входить помощь в овладении детьми правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением всех слов, умением пользоваться голосом, приучение детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

1.3 Основные компоненты звуковой культуры речи

Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).

Интонация – совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения, сообщающие фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяющих говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает в себя следующие элементы: мелодику (повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе), ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса), темп (скорость произнесения речи), тембр речи (эмоциональная окрашенность высказывания, достигаемая путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении) и логическое ударение (смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения).

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух (такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение), основные качества голоса (силу и высоту), речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

Работая над развитием правильной, хорошо звучащей речи, учитель и воспитатель должны иметь представления об основных нарушениях речи, с целью проведения совместной работы с учителем-логопедом, а также решать следующие задачи при работе с детьми, в том числе и имеющих нарушения речи:

  1. Воспитывать речевой слух детей через развитие слухового внимания, фонематического слуха, способности воспринимать данный темп и ритм.

  2. Развивать артикуляционный аппарат.

  3. Работать над речевым дыханием, то есть воспроизводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, для развития фразовой речи.

  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, то есть работать над дикцией.

  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

  8. Формировать нормальный темп речи, то есть умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, то есть умению точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

2. Формирование у детей речевого слуха

2.1 Развитие речевого слуха

Развитие речевого слуха в начальный период формирования речи происходит неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети начинают узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, то есть его акценто-слоговую структуру в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошее развитие речевого слуха служит основой четкого, ясного и правильного произношения всех звуков родного языка, способствует правильной регуляции громкости произнесения слов, умеренности темпа и интонационной выразительности.

Наличие фонематического слуха достаточно для практического общения, но мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха – звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. Данное умение достаточно сложно, оно предполагает наличие способности вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Речевой слух и его развитие тесно связано с развитием ощущений, которые возникают при движении органов артикуляционного аппарата.

Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску.

Работа по формированию речевого слуха проводится во весь период обучения. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, то есть умения слышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.

2.2 Развитие артикуляционного аппарата

Под артикуляцией понимается правильное положение и движение органов речи, необходимое для произнесения данного звука. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которых зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Так, если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хорошо развит речевой слух, то, в большинстве случаев, он сам способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка наблюдаются несовершенства движения артикуляционного аппарата, то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой и смазанной речи.

В связи с этим перед учителем стоят задачи по развитию подвижности языка, губ, умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Решение данных задач важно для правильного произношения звуков.

2.3 Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание является произвольным. При этом воздушная струя, выходящая из легких, проходит через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, следует пауза и выдох замедлен, плавный.

Правильное речевое дыхание необходимо для нормального звукообразования, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкости в соблюдении пауз, сохранности плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности организма ребенка или наличием соматических заболеваний.

Также несовершенство речевого дыхания может быть вызвано неумением рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, что в свою очередь может быть обусловлено неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых.

Вычислить таких детей достаточно легко. Их речь, как правило, тиха, им затруднительно произносить длинные фразы, нарушается плавность речи, так как на середине фразы возникает необходимость добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы переходят на шепот. Иногда, чтобы закончить фразу они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому при работе над развитием речевого дыхания, перед учителем и учителем-логопедом ставятся такие задачи как использование специальных игровых упражнений для выработки свободного, плавного, удлиненного выдоха, через подражание речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать речевое дыхание, то есть произносить небольшие фразы на одном выдохе.

2.4 Работа над голосом

В работе над голосом следует уделять большое внимание развитию высоты (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот), силы (произнесение звуков в определенной громкости (громко - нормально – тихо) и тембра (качественная окраска голоса: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой).

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Почему же могут возникнуть нарушения голоса? Причин этому может быть несколько: неправильное использование голоса ребенком (перенапряжение голосовых связок, вызванное постоянно громкой напряженной речью, неправильное использование тона голоса), перенесенные заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдение во время заболевания или после него щадящего режима для голоса, особенности личности ребенка, неправильное воспитание (подражание речи взрослых, говорящих на повышенных тонах), вынужденное использование детьми громкого, напряженного голоса (при постоянном шуме в помещении).

В таком случае, в своей работе учитель ставит задачи по развитию качества (силы и высоты) голоса в играх и игровых упражнениях, приучение детей говорить без напряжения, выработке у них умения пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

2.5 Формирование правильного произношения всех звуков родного языка

Младший школьный возраст благоприятен для формирования правильного произношения всех звуков родного языка.

Как говорилось выше, правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом, имеют хорошо развитый речевой слух, который обеспечивает самоконтроль, а самопроверка побуждает к самосовершенствованию.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата, недостаточной подвижностью органов артикуляции, снижением физического слуха, небрежным отношением к своей речи, усвоение неправильной речи окружающих.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звуков, замене одного звука другим, искаженного произношения звуков. Своевременная работа с детьми, у которых выявлены данные нарушения, очень важна, потому что данные особенности и нарушения произношения могут проявиться в письменной речи, а их исправление будет носить более сложный и длительный характер.

Также следует помнить о том, что нарушения звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения.

2.6 Работа над дикцией

Дикция – четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом. Хорошая дикция формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. При работе над дикцией осуществляется тесная взаимосвязь по формированию правильного произношения всех звуков родного языка.

При интенсивном развитии всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но надо помнить и о том, что при недостаточно развитом речевом слухе, недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, неумении владеть своим голосом, добиться хорошей дикции по средствам подражания невозможно.

На формирование дикции ребенка влияет развитие особенности психических процессов ребенка. Нечеткая дикция свойственна детям с неустойчивым вниманием, легко возбудимым, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль.

Для совершенствования дикции используются чистоговорки (ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения) и скороговорки (труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками). Их цель – тренировка дикционного аппарата, которая определяет методику преподнесения ее детям на занятиях.

Улучшение дикции становится возможным с постепенным воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с развитием речевого дыхания, артикуляции, с овладением голосом.

Учитель и воспитатель класса служат образцом грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучает обучающихся внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

2.7 Работа над орфоэпией

Звуковое оформление в речи должно быть единым, для того чтобы люди понимали друг друга. Поэтому учителю необходимо не только самому соблюдать правила устн6ой речи, но и приучать к этому детей.

Часты в употреблении речи детей местный говор, ошибки просторечия, неправильное ударение, «буквенное» произношение слов.

В задачи учителя по данному вопросу входит постоянное осуществление контроля за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременное исправление их ошибок, подача образца правильного произношения. Также к задачам учителя на данном этапе работы следует отнести повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематическое использование различных пособий, словарей при подготовке к урокам.

2.8 Работа над темпом речи

Темп речи – скорость протекания речи во времени. Детям младшего школьного возраста свойственно говорить в ускоренном темпе, чем замедленном, что отрицательно отражается на внятности, четкости речи, происходит ухудшение артикуляции, происходит выпадение отдельных звуков, слогов, а иногда и слов. Особенно часто эти отклонения имеет место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом учителю помогают индивидуально направленные приемы: замечания (просьба повторить), сопряженная речь. Лучший прием – проведение хороводов, проведение подвижных игр с напевным текстом, и при этом - сопровождение речи движениями.

2.9 Работа над интонационной выразительностью

Под интонацией понимают сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, который включает в себя мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи оттенки и помогает избежать монотонности, формируют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе), темп (ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками), ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов или отдельных слов в зависимости от смысла высказывания, тембр речи (звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи.

Для передачи в собственной речи различные чувства и переживания ребенок должен уметь правильно использовать интонацию. Роль учителя при этом быть образцом эмоциональной и интонационно окрашенной речи, так как работа над развитием интонационной речи ведется в основном путем подражания.

Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. В их основе лежит работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал. И с учетом психо-соматических особенностей обучающихся формирование звуковой культуры речи можно распределить на три этапа.

1 этап. Ему характерно бурное развитие словаря. Артикуляционные движения уточняются и становятся более устойчивыми. За счет развития способности ребенка осознано подражать произнесению целого слова, учитель, совместно с воспитателем получают возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи. Основой работы по звуковой культуре речи на данном этапе является использование различных звукоподражаний.

2 этап. На этом этапе происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Совершенствуются более трудные артикуляционные движения, за счет чего у ребенка появляется возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на данном этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

3 этап. Является завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи в период обучения в начальной школе. К началу этапа наиболее трудные по артикуляции изолированные движения уже сформировались, но тут требуется четкость в различении звуков, близких по артикуляционным или акустическим признакам. Работа над дифференциацией способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей.

Воспитание звуковой культуры речи строится сейчас на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью.

2.10 Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения и приобретает его в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого. Такой звук – смыслоразличитель называется фонемой. Звуки различаются по артикуляционным (разница в образовании) и акустическим (разница в звучании) признакам.

Звуки речи - это результат сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата (3 отдела: дыхательный (легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань), голосообразующий (гортань с голосовыми связками и мышцами) и звукообразующий (полость рта и носа)).

Благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования возможна взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата, которая регулируется деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

3. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы.

Достаточно большая часть времени на уроке отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хоро­воды, праздники и развлечения.

На уроках эффективна речевая гимнасти­ка (1—2 мин артикуляционных упражнений в начале урока).

Широко практикуется и работа с мини группами детей в удоб­ное для педагога время (дидактические игры, шутки - чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день следует предусмотреть работу по звуковой культуре речи.

Какие же методы типичны для воспитания звуковой куль­туры речи? Это дидактические игры («Чей домик?», «Ор­кестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.). В младших классах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе учителя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочета­ния, чистоговорки - песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушин­ки» и др.

Пользуясь указанными методами, учитель и воспитатель применяют раз­нообразные приемы, непосредственно влияющие на произноси­тельную сторону речи детей.

Ведущим приемом является образец правильного произно­шения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зача­стую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объ­яснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произ­ношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекоменду­ется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Часто используется образное назы­вание звука или звукосочетания (ззз — песенка ко­мара; туп-туп-туп — топает козленок).

Показ и объяснение артикуляции часто вклю­чается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повто­рения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой куль­туры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед от­ветом ребенка («Мне кажется, что, колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, забот­ливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные прие­мы, основанные на имитации, как совместная (сопряжен­ная) речь ребенка и учителя или воспитателя, а также отражен­ная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-об­разца).

В процессе отработки и закрепления произносительных уме­ний ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит пра­вильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или дейст­вия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назой­ливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ре­бенка.

На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благода­ря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновре­менно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут ку­рочки).

Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ арти­куляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует до­полнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал; служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Список литературы

  1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М., Просвещение, 1984.

  2. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1984.

  3. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., Просвещение, 1989.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров