Рабочая программа по исследовательской деятельности 10 класс
Рабочая программа
по исследовательской деятельности 10 класс
Разработал:
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ «Верещакская СОШ»
С. Верещаки, Новозыбковский р-он, Брянская обл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Исследовательская деятельность» 10 класс составлена на основании федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования, , образовательной программы МБОУ «Верещакская СОШ» и изменениями и дополнениями к ней, утвержденными приказом от 31.08.2016 года № 114, с использованием авторской программы А.В. Масленниковой «Основы исследовательской деятельности учащихся».
В соответствии с Уставом школы, предусматривающим 35 рабочие недели в учебном году, тематическое планирование составлено на 35 часов (1 час в неделю).
Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Данный курс решает следующие задачи:
-
знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
-
формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
-
формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
-
развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
-
развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
-
формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
-
формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
-
развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.
Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).
Электронные и технические средства обучения:
-
Учебный мультимедиа комплекс:
-
компьютер,
-
интерактивная доска
-
Интернет-класс
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
-
о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
-
о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
-
о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
-
об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
-
об эффективных способах презентации результатов исследования.
Учащийся имеет навыки:
-
работать в библиотеке;
-
находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
-
конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
-
ставить цели и задачи исследования;
-
подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
-
работы с различными информационными ресурсами
-
анализа и конспектирования литературы
-
постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
-
определения целей и задач исследования
-
самостоятельной организации исследовательской деятельности
-
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
-
публичной защиты результатов собственного исследования
Содержание программы
-
Введение – 3 часа.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
-
Методология научного творчества – 7 часов.
Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.
-
Работа над основной частью исследования (13ч.)
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
-
Оформление исследовательской работы – 3 часа.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.
-
Представление результатов научно-исследовательской работы – 9 часов.
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
УМК:
1. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 51-60.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.- 48с.
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Календарно – тематическое планирование по предмету исследовательская деятельность 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во ча-сов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Элементы дополнитель-ного содержания |
Домаш-нее задание |
Дата проведения |
||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||||
Введение (3ч.) |
||||||||||||||||||||
1 |
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. |
1 |
УИНМ |
Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности |
Знать Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности |
Исследование, проектирование |
|
|
|
|||||||||||
2 |
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад. |
1 |
УИНМ |
Признаки проектной деятельности. Особенности иссл. Деятельности |
Типология методов иссл. |
|
|
|
||||||||||||
3 |
Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. |
1 |
КУ |
Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. |
Виды проектирования |
|
|
|
||||||||||||
Методология научного творчества (7ч.) |
||||||||||||||||||||
4 |
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования. |
1 |
УИНМ |
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. |
Знать правила написания. Уметь обосновывать актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. |
Путь к услеху |
|
|
|
|||||||||||
5 |
Общая схема хода научного исследования: определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов |
1 |
КУ |
объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования |
Знать методы исследования. |
Классификация проектов |
|
|
|
|||||||||||
6 |
Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор. |
1 |
КУ |
объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования |
Знать такие понятия, какгипотеза, идея, ключевое слово, обзор, предмет и объект исследования |
Как распределять время |
|
|
|
|||||||||||
7 |
Основные понятия исследовательской работы: объект исследования, предмет исследования, проблема |
1 |
УИНМ |
объект, предмет исследования |
Поиск информации |
|
|
|
||||||||||||
8 |
Методы научного познания: наблюдение, сравнение. |
1 |
Урок-практикум |
Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования |
Знать и уметь применять методы научного познания: наблюдение, сравнение. |
|
|
|
|
|
||||||||||
9 |
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная). |
1 |
КУ |
Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации) |
Уметь работать с литературой и отбирать источники |
|
|
|
|
|
||||||||||
10 |
Методы поиска информации. |
1 |
КУ |
Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации) |
Знать и уметь применять методы поиска информации |
|
|
|
|
|
||||||||||
Работа над основной частью исследования (13ч.) |
||||||||||||||||||||
11 |
Выбор темы. Обоснование её актуальности. |
1 |
Урок-практикум |
Опытно-экспериментальная работа. |
Уметь создавать себе комфортные условия Уметь формулировать тему и цель проекта Формулировать цели исследования
|
|
|
|
|
|
||||||||||
12 |
Формулировка цели исследования. |
1 |
практикум |
Опытно-экспериментальная работа. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
13 |
Формулировка конкретных задач исследования. |
1 |
практикум |
Опытно-экспериментальная работа. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
14 |
Определение объекта исследования. |
1 |
практикум |
Опытно-экспериментальная работа. |
Знать и уметь определять объект и предмет исследования |
|
|
|
|
|
||||||||||
15 |
Определение предмета исследования. |
1 |
практикум |
Опытно-экспериментальная работа. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
16 |
Составление индивидуального плана. |
1 |
практикум |
План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. |
Уметь применять советы руководителя |
|
|
|
|
|
||||||||||
17 |
Составление индивидуального плана. |
1 |
практикум |
План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. |
Уметь составлять индивидуальный план |
|
|
|
|
|
||||||||||
18 |
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. |
1 |
практикум |
источники и литература, |
Уметь находить источники и литературу, уметь отбирать фактический материал. Знать где найти и уметь применять научную литературу и периодические издания |
|
|
|
|
|
||||||||||
19 |
Сбор первичной информации, её организация. |
1 |
практикум |
первичная информации, её организация. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
20 |
Работа с научной литературой. |
1 |
практикум |
Работа с научной литературой и с периодическими изданиями в библиотеке |
|
|
|
|
|
|||||||||||
21 |
Работа с периодическими изданиями |
1 |
практикум |
|
|
|
|
|
||||||||||||
22 |
Индивидуальные консультации. |
1 |
практикум |
Консультация учителя |
Уметь находить источники информации
|
|
|
|
|
|
||||||||||
23 |
Заключение. Результаты работы. |
1 |
практикум |
Консультация учителя |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Оформление исследовательской работы (3ч.) |
||||||||||||||||||||
24 |
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников. |
1 |
УИНМ |
Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации |
Уметь оформлять исследовательскую работу
|
|
|
|
|
|
||||||||||
25 |
Цитирование. Ссылки. Сноски. |
1 |
КУ |
составление библиографии по теме исследования.
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
26 |
Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки |
1 |
КУ |
формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Представление результатов исследовательской работы (8ч.) |
||||||||||||||||||||
27 |
Составление тезисов (краткое содержание работы). |
1 |
КУ |
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
|
Уметь самостоятельно составлять тезисы и аннотацию к работе |
|
|
|
|
|
||||||||||
28 |
Аннотация. |
1 |
практикум |
|
|
|
|
|
||||||||||||
29 |
Подготовка к презентации работы. |
1 |
практикум |
Уметь исправлять недочеты |
|
|
|
|
|
|||||||||||
30 |
Требования к докладу. |
1 |
практикум |
Уметь представить результат в различных формах |
|
|
|
|
|
|||||||||||
31 |
Требования к электронной презентации. |
1 |
практикум |
Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада, в том числе и с использованием ИКТ-технологий. |
Знать эффективные способы презентации результатов исследования. |
|
|
|
|
|
||||||||||
32 |
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. |
1 |
практикум |
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. |
Уметь анализировать свою деятельность
|
|
|
|
|
|
||||||||||
33 |
Индивидуальная работа. |
1 |
практикум |
Анализ выполнения проекта |
Уметь анализировать свою деятельность
|
|
|
|
|
|
||||||||||
34 |
Защита работы. |
1 |
практикум |
Выступление учащихся |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
35 |
Подведение итогов |
|
Кр. стол |
Выступление учащихся |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.