Теоретические основы изучения развития детей дошкольного возраста
Педагогическая теория
на тему:
Теоретические основы изучения развития детей дошкольного возраста
26.11.2016
ДГПУ г.Махачкала
Гаджибалаева
Эльмира
Гаджибалаевна
Введение
Период от рождения до поступления в среднее учебное заведение считается, по признанию профессионалов всего мира, возрастом более быстрого физического и психического становления ребенка, начального формирования физических и психических достоинств, требуемых человеку на протяжении всей дальнейшей жизни, свойств и качеств, делающих /его личностью.
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольный период является одним из самых важных периодов в развитии ребенка. Спецификой данного периода, который отличает его от других, дальнейших рубежей становления, считается то, что он обеспечивает непосредственно общее становление, служащее фундаментом приобретения в последующем всех особых знаний и умений.
Целью исследования считается исследование отличительных особенностей психического становления дошкольников.
Объектом данного исследования считаются дети дошкольного возраста.
Предметом данного исследования считаются отличительные черты психического становления дошкольников.
В согласовании с целью исследования отнесены следующие задачи:
1. Обсуждение закономерностей единого становления детей в дошкольном возрасте.
2. Исследование физического становления дошкольников.
3. Исследование отличительных черт умственного становления детей дошкольного возраста.
Данная работа состоит: из введения, содержания, заключения и списка литературы.
Содержание
Дошкольный возраст – период расцвета мыслительной активности. К 3 – 4 годам ребёнок вроде бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает мыслить о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник хочет как-то упорядочить и разъяснить для себя находящийся вокруг мир, установить в нём некие взаимосвязи и закономерности. Приблизительно с 5лет наступает расцвет мыслей небольших философов о происхождении луны, солнца, об однообразии различных животных, о характерах растений и т.д. К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра.1
Ребенок играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля. Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато ребенок уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
В дошкольном возрасте у детей познавательные способности отличаются, и оформляется внутреннее умственное действие. Они связанны не только с познавательными, но и с личными задачами. Можно сказать, что в это время у ребенка наблюдается внутренняя, индивидуальная жизнь, при этом вначале в познавательной области, а после этого и в психологической - мотивационной сфере. Под умениями понимается способность малыша создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, осуществлять знаковые операции и действия: математические, лингвистические, закономерные и другие.
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок.
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанное с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя. Если в период до трех лет самым основным для ребенка было общение с матерью, и познание окружающего мира происходило не так активно, то именно дошкольный период характерен тем, что в речи ребенка часто можно услышать " Я сам". Это очень важный период, когда ребенка не только учат, но и он сам, самостоятельно хочет всему учиться.2
Заключение
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения. Дошкольный период является одним из самых важных периодов в развитии ребенка. Именно в этот период активнее всего развивается: правильная речь, непроизвольная память, анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, зачатки произвольной памяти, словесное мышление, эмоциональная регуляция поведения.
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. В данной работе был рассмотрен именно дошкольный возраст, так как знание особенностей развития дошкольников поможет не только родителям, но и воспитателям во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Алфеева Е.В. Креативность и личные отличительные черты ребят дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
2.Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
1 Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
2 Алфеева Е.В. Креативность и личные отличительные черты ребят дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»