Юный спасатель
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»
Разработчик:
учитель физической культуры
МОУ СШ № 140
Бондаренко Е.В.
Волгоград 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный спасатель» - образовательная программа дополнительного образования детей здоровьесберегающей направленности.
Содержание программы направлено на организацию полезного, здорового и безопасного досуга детей и подростков во время отдыха на воде, на освоение навыков выживания на воде в экстремальных ситуациях, популяризацию прикладного плавания и спасательного дела, вовлечение обучающихся в занятия спасательным многоборьем.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Умение держаться на воде есть лучшая профилактика детского травматизма в условиях водной стихии. Сейчас большое внимание уделяется обучению детей плаванию. Однако 63% детей, утонувших в России за последние годы, умели плавать. Это объясняется тем, что пребывание в воде сопричастно со многими опасными обстоятельствами, которые нельзя нейтрализовать хорошей физической подготовкой пловца. Из-за растерянности, неопытности он может быть унесён течением, обессилить или переохладиться из-за длительного пребывания в воде, взять неправильное направление к берегу в тёмное время суток и многое другое.
В данной программе мы вывели формулу безопасности: предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать.
Подрастающее поколение должно быть готово к чрезвычайным ситуациям на воде, к активным действиям в них, так как профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждое мгновение часть означает спасённую жизнь. В связи с эти важно научить детей, правилам безопасного поведения на воде и основам спасательного дела, что поможет предотвратить чрезвычайные ситуации и снизить количество пострадавших в условиях водной стихии.
Цель программы.
Настоящая программа разработана в целях обучения школьников действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, привития им твёрдых и уверенных навыков по оказанию само и взаимопомощи, формированию устойчивого интереса к спасательному делу, определить понятие здорового образа жизни и культуре безопасного поведения в современном обществе.
Основными задачами программы являются:
- воспитывать патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к её истории, культуре и природе;
- прививать навыки спасательного дела, изучать основы оказания первой помощи пострадавшим на воде;
- прививать культуру водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;
- обучать навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайной ситуации;
- развивать трудолюбие, чувство взаимопомощи, обучать правилам и нормам поведения на воде;
- воспитывать спортсменов, готовых к участию в соревнования по спортивному и прикладному плаванию.
Формы и режим занятий:
Настоящая программа рассчитана на один год. Возраст обучающихся 7-10 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу.
Программа состоит из восьми модулей:
-
«Спасательное дело» - 10 часов;
-
«Основы гигиены» - 10 часов;
-
«Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов;
-
«Спортивные способы плавания» - 10 часов;
-
«Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов;
-
«Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов;
-
«Общая физическая подготовка» - 10 часов;
-
«Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.
Формы организации учебных занятий: лекции, беседы, учебно-тренировочные занятия, игры и соревнования, творческое дело, практикумы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Программа «Юный спасатель» является интегрированной и представляет собой синтез смежных знаний в области физической культуры, прикладных видов спорта, медицины, гигиены, основ безопасности жизнедеятельности. Широкий выбор тем подготовки по направлению «Юный спасатель» поможет учащимся в выборе будущей профессии. Особенность данной программы является углубленное изучение специфики работы спасателя на воде.
Дополнительное образование есть личностно-ориентированное образование, поскольку подавляющее большинство детей, которые приходят заниматься спасательным многоборьем, руководствуются личными интересами и потребностями.
Планируемые результаты реализации программы:
Учащиеся должны знать:
-
историю спасательного дела в России;
-
основные способы спортивного и прикладного плавания;
-
основные правила безопасного поведения на воде;
-
основные средства и способы спасения пострадавших на воде;
-
меры по оказанию первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь:
-
плавать основными способами спортивного и прикладного плавания;
-
обращаться со спасательным снаряжением и плавать в ластах;
-
владеть навыками задержки дыхания, ныряния в длину и глубину, доставания различных предметов со дна;
-
оказывать первую медицинскую помощь;
-
делать осознанный выбор стратегии поведения, позволяющей обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.
Формы контроля за результатами реализации программы «Юный спасатель»: - соревнования, конкурсы, контрольные упражнения, позволяющие выявить уровень усвоения навыков;
- тесты и викторины на выявление уровня теоретических знаний учащихся;
- анкеты удовлетворённости учащихся и родителей содержанием и качеством реализации программы.
Данная программа рассчитана на обучение школьников, имеющих разный уровень физической подготовки, и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях, имеющих плавательный бассейн, а так же в летних оздоровительных лагерях в качестве методического пособия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Модуль I «Спасательное дело» - 10 часов.
1. Введение (1час) – история возникновения спасательного дела в России.
2. Наблюдение, связь, сигнализация (2часа) – виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия.
3. Практические занятия (2часа) – заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм.
4. Морские узлы (2 часа) – морские узлы их виды, предназначение и применение.
5. Практические занятия (3 часа) – техника безопасности при работе с верёвкой, вязание и развязывание простых узлов.
Модуль II «Основы гигиены» - 10 часов.
1. Понятие о гигиене (2 час) - личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения.
2. Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием
(2 часа) – влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания.
3. Освоение с водой (1 час) – вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне.
4. Практические занятия (5 часов) – погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину.
Модуль III «Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов.
1. Правила безопасного поведения у воды и на воде (2часа) – причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей , нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период.
2. Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде (1час) – меры безопасного поведения на открытых водоёмах.
3. Практические занятия (7 часов) – скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, плавание с доской на груди и на спине при помощи работы ног кролем, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине.
Модуль IV «Спортивные способы плавания» - 10 часов.
1. Основные способы спортивного плавания (2часа) – техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов.
2. Практические занятия (8 часов) – плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине.
Модуль V «Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов.
1. Спасательные средства (1 час)
- спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова;
- спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани.
2. Назначение и применение спасательных средств (2часа) – назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты).
3. Практические занятия (3 часа) – ныряние в длину после отталкивания от дна и бортика бассейна, от стартовой тумбочки, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине.
4. Практические занятия (4 часа) – плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом.
Модуль VI «Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов.
1. Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде (2час) – подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца.
2. Практические занятия (3 часа) – приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями.
3. Практические занятия (5 часов) – плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином.
Модуль VII «Общая физическая подготовка» - 10 часов.
1. Понятие общей физической подготовки (2часа) - физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития.
2. Практические занятия (3 часа) – прикладные способы плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде.
3. Практические занятия (5 часов) – совершенствование техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании.
Модуль VIII «Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.
1. Первая помощь пострадавшим на воде (2 часа) – медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении.
2. Практические занятия (4 часа) - отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
3. Практические занятия (4 часа) – совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
П/№ |
Наименование раздела |
Тема |
Количество часов |
Содержание |
УУД |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||
1 |
«Спасательное дело» |
Введение. История возникновения спасательного дела в России |
1 |
Дореволюционная Россия, ВОСВОД, организации, занимающиеся делом спасения на воде в наши дни. |
Должны знать основные этапы становления спасательного дела в России. |
|
|
Наблюдение, связь, сигнализация |
2 |
Виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия. |
Должны знать виды наблюдения, сигналы тревоги и бедствия, уметь применять их на практике |
|
|
||
Азбука Морзе, сигнализация флажками |
2 |
Заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм. |
Должны знать основу морзянки и использовать её. Уметь распознавать сигналы, поданные флажками |
|
|
||
Морские узлы |
2 |
Морские узлы их виды, предназначение и применение |
Должны знать разновидности морских узлов |
|
|
||
Вязание морских узлов, техника безопасности при работе с верёвкой |
3 |
Должны уметь определять виды узлов, вязать и развязывать простые морские узлы |
|
|
|||
2 |
«Основы гигиены» |
Понятие о гигиене |
2 |
Личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения |
Должны знать правила личной и общественной гигиены и соблюдать их на занятиях |
|
|
Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием |
2 |
Влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания |
Должны знать средства и приёмы закаливания и использовать их в повседневной жизни. |
|
|
||
Освоение с водой |
1 |
Вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне. |
Должны знать правила поведения в бассейне и на открытых водоёмах |
|
|
||
Погружение в воду и навыки скольжения |
5 |
Погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину |
Должны знать принцип задержки дыхания, уметь самостоятельно выполнять скольжение на спине и на груди |
|
|
||
3 |
«Правила безопасного поведения на воде» |
Правила безопасного поведения у воды и на воде |
2 |
Причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей, нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период. |
Должны знать правила безопасного поведения на воде и особенности спасения пострадавших в летний и зимний период |
|
|
Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде |
1 |
Меры безопасного поведения на открытых водоёмах. |
Должны знать и соблюдать меры безопасного поведения на воде |
|
|
||
Плавание на груди и на спине при помощи ног кролем на груди |
7 |
Скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине. |
Должны уметь выполнять скольжение при помощи ног кролем на груди и на спине и нырять в длину указанным способом. |
|
|
||
4 |
«Спортивные способы плавания» |
Основные способы спортивного плавания |
2 |
Техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов |
Должны знать основные способы спортивного плавания |
|
|
Плавание кролем на груди и на спине |
8 |
Плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине. |
Должны уметь плавать кролем на гуди и на спине при помощи рук, ног и способом в целом 10, 15, 25м |
|
|
||
5 |
«Спасательные плавательные средства и их использование» |
Спасательные средства |
1 |
Спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова. Спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани. |
Должны знать основные спасательные средства, применяемые летом и зимой |
|
|
Назначение и применение спасательных средств |
2 |
Назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты) |
Должны знать основные способы применения спасательных средств. Уметь пользоваться маской, трубкой и ластами. |
|
|
||
Ныряние в длину |
3 |
Ныряние в длину, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине. |
Должны уметь выполнять ныряние в длину различными способами, доставать предметы со дна. |
|
|
||
Плавание способом брасс |
4 |
Плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом |
Должны уметь плавать способом брасс при помощи но, рук и способом в целом. |
|
|
||
6 |
«Способы спасения и транспортировки пострадавших» |
Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде |
2 |
Подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца. |
Должны уметь подплывать к пострадавшему целесообразным способом и выбирать наиболее подходящий способ транспортировки. |
|
|
Приёмы освобождения от захватов в воде |
3 |
Приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями |
Должны уметь подплыть к пострадавшему на воде, освободиться от захвата и транспортировать пострадавшего в безопасное место. |
|
|
||
Плавание способом дельфин |
5 |
Плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином |
Должны уметь плавать способом дельфин при помощи но, рук и способом в целом. |
|
|
||
7 |
«Общая физическая подготовка» |
Понятие общей физической подготовки |
2 |
Физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития. |
Должны знать основные физические качества. Владеть приемами самоконтроля при их развитии. |
|
|
Прикладные способы плавания |
3 |
Плавание прикладными способами плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде |
Должны уметь использовать прикладные способы плавания при транспортировки пострадавших на воде. |
|
|
||
Совершенствование техники спортивных способов плавания |
5 |
Плавание спортивными способами плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании. |
Должны уметь проплывать каждым способом 15-25м |
|
|
||
8 |
«Первая помощь пострадавшим на воде» |
Первая помощь пострадавшим на воде |
2 |
Медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении. |
Должны знать содержание медицинской аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим на воде. |
|
|
Последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи |
4 |
Отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца |
Должны уметь выстраивать алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде. |
|
|
||
Техника прикладных и спортивных способов плавания |
4 |
Совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств. |
Должны уметь плавать прикладными и спортивными способами и применять их в зависимости от ситуации |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М., 2015.
2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.
3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.
4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.
5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.
6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.
7.
История русской армии. – М., 1991.
8.
Плавание. Примерная программа спортивной
подготовки для ДЮСШ – М., 2004.
9. Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991.
10. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы. – М., 2003.
11. Бубнов В.Г., Каташинский Н.А. Атлас первой помощи.
Литература для учащихся:
1. 100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами
По призыву и контракту. – М., 2006.
2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.
3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.
4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.
5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.
6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре