В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Юный спасатель

Юный спасатель

Бондаренко Елена
Тип материала: Программа
просмотров: 3857
Краткое описание
Занятия по программе "Юный спасатель"направлены на организацию полезного, здорового  и безопасного досуга детей и подростков во время отдыха на воде, на освоение навыков выживания на воде в экстремальных ситуациях, популяризацию прикладного плавания и спасательного дела, вовлечение обучающихся в занятия спасательным многоборьем.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа Юный спасатель.doc Скачать













ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»











Разработчик:

учитель физической культуры

МОУ СШ № 140

Бондаренко Е.В.














Волгоград 2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юный спасатель» - образовательная программа дополнительного образования детей здоровьесберегающей направленности.

Содержание программы направлено на организацию полезного, здорового и безопасного досуга детей и подростков во время отдыха на воде, на освоение навыков выживания на воде в экстремальных ситуациях, популяризацию прикладного плавания и спасательного дела, вовлечение обучающихся в занятия спасательным многоборьем.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Умение держаться на воде есть лучшая профилактика детского травматизма в условиях водной стихии. Сейчас большое внимание уделяется обучению детей плаванию. Однако 63% детей, утонувших в России за последние годы, умели плавать. Это объясняется тем, что пребывание в воде сопричастно со многими опасными обстоятельствами, которые нельзя нейтрализовать хорошей физической подготовкой пловца. Из-за растерянности, неопытности он может быть унесён течением, обессилить или переохладиться из-за длительного пребывания в воде, взять неправильное направление к берегу в тёмное время суток и многое другое.

В данной программе мы вывели формулу безопасности: предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать.

Подрастающее поколение должно быть готово к чрезвычайным ситуациям на воде, к активным действиям в них, так как профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждое мгновение часть означает спасённую жизнь. В связи с эти важно научить детей, правилам безопасного поведения на воде и основам спасательного дела, что поможет предотвратить чрезвычайные ситуации и снизить количество пострадавших в условиях водной стихии.

Цель программы.

Настоящая программа разработана в целях обучения школьников действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, привития им твёрдых и уверенных навыков по оказанию само и взаимопомощи, формированию устойчивого интереса к спасательному делу, определить понятие здорового образа жизни и культуре безопасного поведения в современном обществе.

Основными задачами программы являются:

- воспитывать патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к её истории, культуре и природе;

- прививать навыки спасательного дела, изучать основы оказания первой помощи пострадавшим на воде;

- прививать культуру водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;

- обучать навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайной ситуации;

- развивать трудолюбие, чувство взаимопомощи, обучать правилам и нормам поведения на воде;

- воспитывать спортсменов, готовых к участию в соревнования по спортивному и прикладному плаванию.

Формы и режим занятий:

Настоящая программа рассчитана на один год. Возраст обучающихся 7-10 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу.

Программа состоит из восьми модулей:

  • «Спасательное дело» - 10 часов;

  • «Основы гигиены» - 10 часов;

  • «Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов;

  • «Спортивные способы плавания» - 10 часов;

  • «Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов;

  • «Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов;

  • «Общая физическая подготовка» - 10 часов;

  • «Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.

Формы организации учебных занятий: лекции, беседы, учебно-тренировочные занятия, игры и соревнования, творческое дело, практикумы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Программа «Юный спасатель» является интегрированной и представляет собой синтез смежных знаний в области физической культуры, прикладных видов спорта, медицины, гигиены, основ безопасности жизнедеятельности. Широкий выбор тем подготовки по направлению «Юный спасатель» поможет учащимся в выборе будущей профессии. Особенность данной программы является углубленное изучение специфики работы спасателя на воде.

Дополнительное образование есть личностно-ориентированное образование, поскольку подавляющее большинство детей, которые приходят заниматься спасательным многоборьем, руководствуются личными интересами и потребностями.

Планируемые результаты реализации программы:

Учащиеся должны знать:

  • историю спасательного дела в России;

  • основные способы спортивного и прикладного плавания;

  • основные правила безопасного поведения на воде;

  • основные средства и способы спасения пострадавших на воде;

  • меры по оказанию первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

  • плавать основными способами спортивного и прикладного плавания;

  • обращаться со спасательным снаряжением и плавать в ластах;

  • владеть навыками задержки дыхания, ныряния в длину и глубину, доставания различных предметов со дна;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • делать осознанный выбор стратегии поведения, позволяющей обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.

Формы контроля за результатами реализации программы «Юный спасатель»: - соревнования, конкурсы, контрольные упражнения, позволяющие выявить уровень усвоения навыков;

- тесты и викторины на выявление уровня теоретических знаний учащихся;

- анкеты удовлетворённости учащихся и родителей содержанием и качеством реализации программы.

Данная программа рассчитана на обучение школьников, имеющих разный уровень физической подготовки, и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях, имеющих плавательный бассейн, а так же в летних оздоровительных лагерях в качестве методического пособия.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Модуль I «Спасательное дело» - 10 часов.

1. Введение (1час) – история возникновения спасательного дела в России.

2. Наблюдение, связь, сигнализация (2часа) – виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия.

3. Практические занятия (2часа) – заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм.

4. Морские узлы (2 часа) – морские узлы их виды, предназначение и применение.

5. Практические занятия (3 часа) – техника безопасности при работе с верёвкой, вязание и развязывание простых узлов.

Модуль II «Основы гигиены» - 10 часов.

1. Понятие о гигиене (2 час) - личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения.

2. Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием

(2 часа) – влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания.

3. Освоение с водой (1 час) – вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне.

4. Практические занятия (5 часов) – погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину.

Модуль III «Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов.

1. Правила безопасного поведения у воды и на воде (2часа) – причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей , нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период.

2. Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде (1час) – меры безопасного поведения на открытых водоёмах.

3. Практические занятия (7 часов) – скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, плавание с доской на груди и на спине при помощи работы ног кролем, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине.

Модуль IV «Спортивные способы плавания» - 10 часов.

1. Основные способы спортивного плавания (2часа) – техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов.

2. Практические занятия (8 часов) – плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине.

Модуль V «Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов.

1. Спасательные средства (1 час)

- спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова;

- спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани.

2. Назначение и применение спасательных средств (2часа) – назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты).

3. Практические занятия (3 часа) – ныряние в длину после отталкивания от дна и бортика бассейна, от стартовой тумбочки, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине.

4. Практические занятия (4 часа) – плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом.

Модуль VI «Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов.

1. Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде (2час) – подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца.

2. Практические занятия (3 часа) – приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями.

3. Практические занятия (5 часов) – плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином.

Модуль VII «Общая физическая подготовка» - 10 часов.

1. Понятие общей физической подготовки (2часа) - физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития.

2. Практические занятия (3 часа) – прикладные способы плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде.

3. Практические занятия (5 часов) – совершенствование техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании.

Модуль VIII «Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.

1. Первая помощь пострадавшим на воде (2 часа) – медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении.

2. Практические занятия (4 часа) - отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

3. Практические занятия (4 часа) – совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



П/№

Наименование раздела

Тема

Количество часов

Содержание

УУД

Дата проведения

План

Факт

1


«Спасательное дело»

Введение.

История возникновения спасательного дела в России

1

Дореволюционная Россия, ВОСВОД, организации, занимающиеся делом спасения на воде в наши дни.

Должны знать основные этапы становления спасательного дела в России.




Наблюдение, связь, сигнализация

2

Виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия.

Должны знать виды наблюдения, сигналы тревоги и бедствия, уметь применять их на практике



Азбука Морзе, сигнализация флажками

2

Заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм.

Должны знать основу морзянки и использовать её. Уметь распознавать сигналы, поданные флажками



Морские узлы

2

Морские узлы их виды, предназначение и применение

Должны знать разновидности морских узлов



Вязание морских узлов, техника безопасности при работе с верёвкой

3

Должны уметь определять виды узлов, вязать и развязывать простые морские узлы



2

«Основы гигиены»

Понятие о гигиене

2

Личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения

Должны знать правила личной и общественной гигиены и соблюдать их на занятиях



Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием

2

Влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания

Должны знать средства и приёмы закаливания и использовать их в повседневной жизни.




Освоение с водой

1

Вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне.

Должны знать правила поведения в бассейне и на открытых водоёмах




Погружение в воду и навыки скольжения

5

Погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину

Должны знать принцип задержки дыхания, уметь самостоятельно выполнять скольжение на спине и на груди




3

«Правила безопасного поведения на воде»

Правила безопасного поведения у воды и на воде

2

Причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей, нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период.

Должны знать правила безопасного поведения на воде и особенности спасения пострадавших в летний и зимний период



Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде


1

Меры безопасного поведения на открытых водоёмах.

Должны знать и соблюдать меры безопасного поведения на воде



Плавание на груди и на спине при помощи ног кролем на груди

7

Скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине.

Должны уметь выполнять скольжение при помощи ног кролем на груди и на спине и нырять в длину указанным способом.




4

«Спортивные способы плавания»

Основные способы спортивного плавания

2

Техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов

Должны знать основные способы спортивного плавания



Плавание кролем на груди и на спине

8

Плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине.

Должны уметь плавать кролем на гуди и на спине при помощи рук, ног и способом в целом 10, 15, 25м



5

«Спасательные плавательные средства и их использование»

Спасательные средства

1

Спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова.

Спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани.

Должны знать основные спасательные средства, применяемые летом и зимой



Назначение и применение спасательных средств

2

Назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты)

Должны знать основные способы применения спасательных средств. Уметь пользоваться маской, трубкой и ластами.



Ныряние в длину

3

Ныряние в длину, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине.

Должны уметь выполнять ныряние в длину различными способами, доставать предметы со дна.



Плавание способом брасс

4

Плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом

Должны уметь плавать способом брасс при помощи но, рук и способом в целом.



6

«Способы спасения и транспортировки пострадавших»

Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде

2

Подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца.

Должны уметь подплывать к пострадавшему целесообразным способом и выбирать наиболее подходящий способ транспортировки.



Приёмы освобождения от захватов в воде

3

Приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями

Должны уметь подплыть к пострадавшему на воде, освободиться от захвата и транспортировать пострадавшего в безопасное место.



Плавание способом дельфин

5

Плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином

Должны уметь плавать способом дельфин при помощи но, рук и способом в целом.



7

«Общая физическая подготовка»

Понятие общей физической подготовки

2

Физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития.

Должны знать основные физические качества. Владеть приемами самоконтроля при их развитии.



Прикладные способы плавания

3

Плавание прикладными способами плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде

Должны уметь использовать прикладные способы плавания при транспортировки пострадавших на воде.



Совершенствование техники спортивных способов плавания

5

Плавание спортивными способами плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании.


Должны уметь проплывать каждым способом 15-25м



8

«Первая помощь пострадавшим на воде»

Первая помощь пострадавшим на воде

2

Медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении.

Должны знать содержание медицинской аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим на воде.



Последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи

4

Отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца

Должны уметь выстраивать алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде.



Техника прикладных и спортивных способов плавания

4

Совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств.

Должны уметь плавать прикладными и спортивными способами и применять их в зависимости от ситуации





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагога:


1. Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М., 2015.

2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.

3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.

4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.

5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.

6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.

7. История русской армии. – М., 1991.
8. Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ – М., 2004.

9. Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991.

10. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы. – М., 2003.

11. Бубнов В.Г., Каташинский Н.А. Атлас первой помощи.


Литература для учащихся:


1. 100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами

По призыву и контракту. – М., 2006.

2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.

3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.

4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.

5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.

6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.



13


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос