«Декоративное панно в технике «Гильоширование»»
Вид занятия – творческая мастерская.
Цель: создать условия для демонстрации навыков выполнения учащимися декоративных элементов в технике «Гильоширование» и применения полученных знаний и умений при изготовлении декоративного панно «Поздравляем», работая в творческой группе.
Конспект занятия
Аттестуемый педагог - Митрофанова Наталья Павловна.
Предмет - выжигание по ткани Группа - 2-ой год обучения
Тема урока - «Декоративное панно в технике «Гильоширование»»
Тип занятия – учебное занятие по формированию умений и применению их на практике.
Вид занятия – творческая мастерская.
Цель: создать условия для демонстрации навыков выполнения учащимися декоративных элементов в технике «Гильоширование» и применения полученных знаний и умений при изготовлении декоративного панно «Поздравляем», работая в творческой группе.
Задачи:
- Обобщить знания по композиции и цветоведению.
- Развивать художественный вкус и творческое мышление детей.
- Научить детей работать в творческих группах.
- Развивать способность к творческой импровизации, воображение и фантазию.
- Способствовать формированию навыков коммуникативного общения.
Возраст детей – средний школьный (10 чел.).
Форма организации обучения: фронтальная, групповая, коллективная.
Время занятия: 90 минут. (2 по 45 с 5минутным перерывом)
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ);
наглядный метод (демонстрация образцов),
практический (самостоятельная работа в группах);
метод «мозгового штурма»;
видеометод (видеоролик «Ожившие выжигатели»,
презентация «Типы сочетания цветов»,
слайд-шоу «Композиционные схемы»).
-техническое оснащение (инструменты и материалы): ноутбук, стол с подсветкой, учебные парты, гладильная доска, утюг; приборы для выжигания в комплекте с подставками и тряпочками для игл; коробочки для обрезков ткани; кисточка с синтетическим ворсом; карандаши; двусторонний скотч, бумага; выставка работ обучающихся.
Перечень приложений:
-дидактический материал:
технологические карты для выполнения листиков – приложение № 1
комплекты шаблонов для изготовления цветов «роза» и «пион» - приложение № 2
отрисовки кармашка и заголовка - приложение № 3
карточки с названием этапов выполнения проекта - приложение № 4
настенный стенд «Типы сочетания цветов» - приложение № 5
- видеоматериал:
видеоролик «Ожившие выжигатели» - приложение № 6 (диск)
презентация «Типы сочетания цветов» - приложение № 6 (диск)
слайд-шоу «Композиционные схемы» - приложение № 6 (диск)
Основные источники информации:
1.Чумакова С.А. Выжигание по ткани для детей среднего школьного возраста. Программа дополнительного образования детей. Жирновск , 2002.
2.Сайты в Интернете: on-line-job net/,blogging/tsvtovoy krug-uchimsya-rabotat,
Пояснительная записка
Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, профессионального самоопределения детей, их самореализации , социальной адаптации.
Занимаясь по программе «Гильоширование (выжигание по ткани)» рассчитанной на 3 года обучения, учащиеся получают возможность не только обучиться новому виду творчества. Программой предусмотрен разнообразный спектр занятий, позволяющих сформировать навыки работы в малой группе, команде и большом коллективе.
Описываемое занятие является итоговым в теме «Изготовление цветов из ткани», для обучающихся 2- ого года обучения. Это учебное занятие по формированию умений и применению их на практике.
Для продуктивной работы на этом этапе мной выбран такой вид учебного занятия, как творческая мастерская, который позволяет не только разнообразить формы организации учебного процесса (фронтальная, групповая, коллективная), но и предложить детям разноуровневые задания, которые позволят каждому почувствовать свою ценность в коллективе, ответственность за конечный результат.
Техника «Гильоширование» подразумевает применение электроприбора для выжигания по ткани, поэтому на протяжении каждого занятия педагогу необходимо постоянно следить за неукоснительным соблюдением правил техники безопасности. Для более внимательного отношения ребят к этой теме, я предложила им снять мультипликационный ролик, героями которого стали «выжигатели», обсуждающие проблемы безопасности и бережного отношения к оборудованию. Ребята с интересом включились в эту творческую работу. Лучший ролик мы сохранили для новых поколений учащихся нашего объединения.
Практически на каждом занятии по этой программе у учащихся развивается творческое мышление, воображение и фантазия, формируется способность к творческой импровизации.
Наряду с традиционными методами: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный метод (демонстрация образцов), практический (самостоятельная работа в группах), здесь были применены активные методы обучения: метод «мозгового штурма», игровые моменты, демонстрация слайдов и видеоматериалов.
Применение информационных технологий с одной стороны активизирует внимание учащихся и усиливает интерес к уроку, а с другой - облегчает работу учащихся и учителя. Демонстрация слайд-шоу, презентаций и видео развивает навыки наблюдения и обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний, повышает интерес к занятиям.
Организационно- подготовительный этап занятия построена в форме эвристической беседы с применением элементов игры (гадание на обрезках) и демонстрации видеоролика, снятого самими ребятами, которая позволяет эмоционально настроить детей на творческую работу и самостоятельно сформулировать цель занятия. Практическая часть занятия носит творческий характер и способствует активизации коммуникативных способностей учащихся, закреплению полученных навыков, дает возможность продемонстрировать собственное «Я».
Результатом данного занятия является демонстрация навыков выполнения учащимися декоративных элементов в технике «Гильоширование», применения полученных знаний и умений при коллективном изготовлении декоративного панно.
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
1. |
Организационно-подготовительный этап - 10 минут
- организовать рабочее пространство; - активизировать внимание и создать положительный эмоциональный настрой; - проинструктировать обучающихся по технике безопасности при работе с выжигателем; - вовлечь обучающихся в постановку цели занятия.
- методы обучения: словесный (беседа), видеометод; - формы организации деятельности обучающихся: фронтальная. |
1.1 Подготовка рабочего места. Выставка работ обучающихся и педагога. Обучающиеся готовят приборы для выжигания, подставки и тряпочки для протирания иглы. 1.2. Эмоциональный настрой. - Мало кто знает, что в нашем кабинете можно узнать свою судьбу абсолютно оригинальным способом. Такого вы больше нигде не встретите. Мы гадаем на обрезках ткани. В процессе нашей работы с выжигателем сами собой образуются самые причудливые лоскутики. И вот однажды кто-то из гостей не знакомых с выжиганием спросил у меня: «А что это в коробочке такое красивое?». Я пошутила, что это прибор для гадания. Берешь кисточку, не глядя, перемешиваешь содержимое коробочки, потом вытаскиваешь и смотришь, какой формы обрезки «примагнитились» к кисточке. Самое интересное, что среди абсолютно случайно попавших туда обрезков оказалось красное сердечко, золотой кружок, звездочка… Думаю всем понятно, что обещают такие «знаки». Хотите попробовать? Итак, берем в руки коробочку, мешаем 3 раза, вытаскиваем, смотрим, что выпало. Цветочек – это дружба, звездочка - творческий успех, золотой кружок – достаток, а сердечко - любовь! Гадаем один раз и передаем по цепочке. - Видите, как всё здорово складывается? Нас ждет и достаток, и любовь и, конечно же, успехи в творчестве. Так давайте же творить немедленно! Занимайте свои рабочие места. 1.3. Инструктаж по Т.Б. - Пророчества – это интересно, но нельзя забывать о технике безопасности. - Давайте вспомним правила пользования прибором для выжигания. Для этого предлагаю посмотреть наш ролик «Ожившие выжигатели», который мы с вами сняли в сентябре. Просмотр ролика «Ожившие выжигатели» (см. приложение №6 видеоролик) и беседа: - Замечательный ролик у нас получился. Это потому, что каждый творчески подошел к выполнению своего задания. Все действовали слаженно: кто- то читал текст, кто-то «оживлял» выжигатели, а кто-то снимал. - Сегодня мы заканчиваем работу над ещё одним общим проектом – поздравительным панно для именинников и отличившихся в ЦДТ.
1.4.Постановка цели и задач занятия. Коллективное планирование. Постановка проблемы. Мы проделали немалую работу: Юля, Алёша, Илья и Олег делали розы. Они старались подобрать цвет и тон ткани так, чтобы цветы смотрелись более реалистично – к середине цвет темнее. Верочка переработала схему для изготовления салфетки в отрисовку для изготовления кармашка, в котором будет помещаться текст поздравлений. Света и Илья вырезали целую гору листиков. Паша научился у одноклассников плести из атласных лент тесёмку «фенечку», и мы решили использовать такую тесьму, как рамку для нашего панно. Она почти готова. -До сих пор вы все работали поодиночке и плохо себе представляли, как же будет выглядеть наше панно в итоге. Сегодня нам предстоит доделать несколько деталей и окончательно оформить работу. - Можем ли мы уже сейчас окончательно оформить наше панно? Ответ (не можем) - Что мы должны выяснить, прежде чем приступить к сборке элементов в единое целое? Ответы детей: - Надо подобрать цвет фона и заголовка; - Решить, как все будет располагаться в готовом виде (подобрать композиционное и цветовое решение) - И только тогда мы сможем завершить нашу общую работу! - Цель занятия – изготовить и демонстрировать панно, выполненное в соответствии с правилами цветоведения и композиции. |
2. |
2. Основной этап – 60 минут 2.1 Закрепление знаний и способов действий.
- учить находить неправильное решение в предложенных вариантах эскизов и схем панно; - формировать умение работать в творческой группе; - совершенствовать умение выполнять различные элементы декора из ткани на практике.
- активное участие в обсуждении и выполнении композиционных схем; -эмоциональный настрой детей.
- одобрение, похвала; - создание ситуации успеха (практические задания подобраны с учётом с возраста и уровня подготовки, основываясь на умениях, полученных на предыдущих этапах обучения). |
2.1 Закрепление знаний и способов выполнения эскизов панно. 1. Объяснение педагога. - Итак, для дальнейшей работы нам необходим эскиз панно. Вы, наверное, думали, что я для вас его приготовила? Нет, сегодня мы проверим правоту утверждения «Изобретать могут все». На стенде вы видите наши схемы сочетаний цветов, они помогут нам в работе, как всегда. Сейчас вы посмотрите на экране варианты композиционных схем для такого изделия и скажете, какие на ваш взгляд в них допущены ошибки. Помните, что это поздравительное панно, следовательно, настроение оно должно создавать праздничное.
2.Демонстрация слайд-шоу «Композиционные схемы» (схемы сделаны заведомо с ошибками) - Обоснуйте, по каким критериям нам не подходит каждая из схем? (см приложение № 6 –диск и приложение №5 настенный стенд «Типы сочетания цветов») Ответы детей: - Сочетание цветов слишком контрастно; цвета очень мрачные; перегружена элементами нижняя часть панно и т.д.
3. «Мозговой штурм». Практическая работа по созданию эскиза. (3-5минут) - А теперь разобьёмся на творческие группы по 2-3 человека. Каждая группа получает бумагу и карандаши или маркеры. Ваша задача – предложить свою композиционную схему изделия. Схем может быть несколько (2-3). По истечении времени все схемы выкладываются на общий стол и каждый участник по очереди убирает ту, которая ему меньше всего нравится. В итоге на столе остается тот эскиз, который очевидно устраивает большинство из присутствующих. 4.Практическая работа в свободных группах. Распределение обязанностей, уточнение и осуществление плана. Дети делятся на группы: 1 группа (5 чел.) изготавливает цветы и листья. Дети получают задание и самостоятельно распределяют между собой роли. Например: 2 обуч. – работа с шаблоном (розы) (см. приложение №2) 2 обуч. – работа по технологическим картам (листья) (см. приложение №1) 1 обуч. – сборка цветов «пион» выжигателем и способом сшивания. По мере выполнения своего задания дети могут по своему желанию продолжить работу на другом «участке». Типичные ошибки при формировании лепестка – слишком сильное сворачивание. Предупреждение ошибки – заранее проверить эластичность лепестка, не соединяя выжигателем. При низкой эластичности уменьшить степень подъема верхнего слоя ткани. 2 группа (5-ый чел) изготавливает буквы заголовка на столе с подсветкой (прием- работа по отрисовке) (см. приложение №3) Работой руководит обучающийся – инструктор, который объясняет порядок и приемы работы, а затем прикрепляет вырезанные буквы на основную ткань в соответствии с отрисовкой заголовка. (см. приложение №3)
Индивидуальные задания: 1обуч.- изготовление рамки (плетение из атласной ленты) изготовление крепежа из двустороннего скотча. 1обуч.- окончательная отделка кармашка, сборка изделия в единое целое: прикрепление кармашка, заголовка, распределение цветов и листьев, прикрепление (монтаж) плетеной рамки.
5. Коррекция и устранение недочетов. В случае необходимости педагогом могут быть внесены коррективы в общий вид изделия. |
3. |
Контрольный этап (5 минут)
(работа с карточками)
|
Работа с карточками. - Пока ребята заканчивают сборку (1-2 чел), давайте вспомним, какие этапы осуществления проекта мы прошли. Ваша задача – разложить эти карточки с названиями этапов в том порядке, в каком мы работали. Детям предлагаются карточки с названиями следующих этапов:
Воспитанники сообща раскладывают их по порядку. - Хорошо. Вы правильно выстроили план нашей работы. - А возможно ли было работать в другом порядке? Ответ: - Да, можно сначала выполнить эскиз, а уже потом выполнять детали. - Может быть, наш порядок был неверным? Как определить? - На самом деле, если бы изначально вам не был предложен материал определенного цвета, то нам было бы очень трудно придти к какому - то общему цветовому решению. Поэтому когда вы планируете собственное изделие, то эскиз и подбор ткани должны выполняться в первую очередь.
Демонстрация готового поздравительного панно. - Вот наше панно готово и у нас есть, кого сегодня поздравить. Это Бимбетов Олег и Курафеева С.Н., руководитель объединения «Сувенир».
|
4. |
Итоговый этап (5минут)
|
Подведение итогов занятия. - Наше занятие подошло к концу. Пора подвести итог. - Сумели ли мы достичь того, что планировали? - Что нам удалось? Почему? - Что не удалось? - Почему? Как сделать лучше? - Как вы думаете, пригодится ли вам умение работать в команде в будущем? Для чего? - Подумайте, в каких областях « взрослой» жизни вам пригодится знание правил сочетания цветов? |
5. |
Рефлексия.(3 минуты)
- самооценка результатов деятельности и эмоционального состояния, через побуждение к действию. Методы стимулирования учебной активности учащихся в ходе подведения итогов занятия: - выражение благодарности за сотрудничество. |
Самоанализ обучающимися своей деятельности. - А сейчас ответьте, что вам хочется сделать дальше?
волшебной коробочке.
сфотографируйтесь возле него.
поздравить – поздравьте вместе со мной наших сегодняшних именинников! В кармашек вставляем листок с поздравлением для именинников и хором произносим «Поздравляем!» сначала тихо, а потом всё громче и громче. Фотографируемся все вместе.
- Спасибо всем! С вами было здорово! - Убираем рабочие места! - До свидания!
|
44. |
|
|
5.
6. |
|
|
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей