Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы.
Задачи программы:
1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Тулун "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы.
Составлен психологом 1квалификационной категории А.Н Французовой
Содержание
Пояснительная записка..................................................................................................................................................................
Календарно-тематическое планирование………………………………....................................................................................
План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.........................................
Приложения..................................................................................................................................................................................
Литература.....................................................................................................................................................................................
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах. Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
Цель программы: повышение уровня развития психических процессов
Задачи программы:
1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Направленность программы: психологическая
Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
-
задания на зрительное восприятие;
-
упражнения для совершенствования графических навыков письма;
-
психодиагностические методики;
-
творческие задания;
-
логические задания;
Методическое обеспечение программы: беседы, игры, упражнения, аутоигры, «релаксационные паузы», наглядно-демонстративный материал, дидактические и практические пособия.
Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..
Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .
Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
-
обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.
-
оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.
Формирование групп: по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов
Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов
Форма и режим занятий: индивидуальная
Количество участников группы: один ребенок.
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
-
Беседа
-
Консультирование (по запросу педагогов).
-
Диагностика
Форма реализации программного содержания: игровая
При составлении программы использовались следующие технологии:
1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов
2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой
3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева
Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов
Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)
Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.
Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
Октябрь |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ноябрь |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Декабрь |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Январь |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Февраль |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
март |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
апрель |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Май диагностика |
План индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития мышления, памяти,внимания,восприятия,сенсорно-моторной координации.
По окончании индивидуальной работы психологом проводиться заключительной диагностическое обследование детей.
Результаты обследования, динамика развития обсуждается на ПМПК МБДОУ.
Приложения
Диагностика сформированности навыков учебной деятельности у детей в возрасте от 6-7 лет: самоконтроля и умения планировать предстоящую деятельность произвольности, умения ориентироваться на систему требований, образец и действовать по правилу. Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения. В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы. Для диагностики предпосылок учебной деятельности используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований
Методика «Домик»
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
-
неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
-
замена одного элемента другим;
-
отсутствие элемента;
-
разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
-
сильный перекос рисунка.
Методика«История
в картинках»
Задание
состоит из трех картинок которые
последовательно раскладываются перед
ребенком с просьбой рассказать историю,
которую он видит на них. При этом никакая
помощь ребенку не оказывается. После
того, как ребенок составил рассказ,
картинки убирают и просят его еще раз
коротко пересказать суть истории .
Оценка задания:
7 баллов - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ.
Дополнительная методика «Знание цвета»
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.
Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Он должен знать:
-
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
-
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
-
цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9;
-
знаки +, -, =, >, <;
-
название текущего месяца, последовательность дней недели.
Он должен уметь:
-
называть числа в прямом и обратном порядке;
-
соотносить цифру и число предметов;
-
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
пользоваться знаками арифметических действий;
-
измерять длину предметов с помощью условной меры;
-
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
-
делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
-
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
-
строить сложные предложения разных видов;
-
составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
-
находить слова с определенным звуком;
-
определять место звука в слове;
-
составлять предложения из 3-4 слов;
-
членить простые предложения на слова;
-
членить слова на слоги (части);
-
различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
-
самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
-
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
-
иметь представление о сезонных явлениях природы;
-
знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребёнка к школе?
-
Социально-психологическая готовность к школе:
-
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
-
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
-
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
-
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
-
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
-
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
-
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
-
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
-
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).
.
Какова продолжительность занятий с ребёнком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны ребёнку в период его подготовки к школе?
-
Развитие мелких мышц руки:
работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, пластилином;
рисование в альбомах (карандашами, красками).
-
Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Что должен знать и уметь будущий школьник
-
Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
-
Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
-
Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
-
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
-
Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
-
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
-
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.).
-
Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
-
Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.
Памятка для родителей будущих первоклассников:
-
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
-
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.
-
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
-
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
-
Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
-
Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Литература
-
Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. – М.: УМК «Психология», 2003 год.
-
Газета "Школьный психолог" 2005-2006 гг.
-
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.- М.: «Альфа», 1994г.
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Особенности психического развития детей 6-7-и летнего возраста под ред. Эльконина Д.Б.- М.: «Педагогика», 1989 г.
-
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших учебных и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
-
Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия.- СПб.:«Питер», 2002 г.
-
Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.
-
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
-
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
-
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008.
-
Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»