Дидактическое пособие "Умная рука"
Дидактическое пособие «Умная рука»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и на себе.
Возраст: для детей 5-7 лет
Осваиваемое детьми содержание:
-
Развивать умение действовать по словесной инструкции, по образцу;
-
Активизировать в речи детей термины, обозначающие местоположение в пространстве;
-
Учить принимать на себя роль учителя, ученика;
-
Развивать чувство композиции, цвета;
-
Закреплять знание цветов и оттенков;
-
Упражнять в счёте.
Оборудование: скульптурная форма руки, плоская форма руки белого, чёрного цвета, кольца различных цветов и оттенков, цветные магниты, карточки с заданиями.
Игра «Надевание колец по цифрам»
Дано: плоское (бумажное) изображение руки, магнитная доска, магниты, набор колец. Рядом с пальцем плоской руки расположить соответствующую цифру, которая указывает на количество колец, которое следует надеть на данный палец.
Задание: надеть кольца на свою руку, опираясь на образец;
Усложнение: повернуть образец на магнитной доске. Повернуть цифры на любой угол. Время показа ограничено.
Игра «Надевание колец на силуэтную руку по цвету»
Дано: плоская форма руки, цветные магниты (цветные карточки).
Рядом с пальцем «плоской руки» находится цветной магнит, обозначающий на цвет кольца, которое следует надеть на данный палец. Каждому ребёнку даётся свой набор колец.
Задание: надеть кольца на свою руку, сверяясь с образцом.
Игра «Переодевание»
Дано: плоская (бумажная) форма руки, цифры. Каждому ребёнку даётся свой набор колец.
Один из детей выходит к доске и предлагает задания другим.
Задание: В начале надеть кольца на левую (правую) руку согласно образцу с цифрами. Затем, переодеть кольца на другую руку, согласно стрелкам, которые прочерчивает на доске ребёнок от одной руки к другой.
Игра «Надень два раза»
Дано: фишки, плоская (бумажная) форма руки; каждого ребёнка свой набор.
Задание: воспитатель ставит на пальцы своей плоской руки фишки и просит детей также раскладывать кольца на пальцы своих плоских рук. Далее детям следует правильно переодеть кольца со своей плоской руки на свою собственную руку.
Варианты: Разложить рядом с фишками карточки с цифрами. Затем педагог убирает фишки, меняет карточки между пальцами и дети выполняют задание по цифрам.
Игра «Надевание колец с поворотом»
Дано: плоская (бумажная) форма руки, магнитная доска, цветные магниты (цветные карточки), цифры, скульптурная рука.
Задание: Надеть на скульптурную руку кольца в соответствии с образцом.
Варианты проведения:
-Образец на магнитной доске и цифры могут быть повёрнуты на любой угол.
-С поворотом через левое (правое) плечо;
-Работать только левой рукой;
-Светлые кольца брать правой рукой, а тёмные - левой рукой.
Игра «Белая и чёрная, правая и левая»
Дано: композиции из колец, силуэты рук чёрного и белого цветов.
Задание: Надеть кольца на правую и левую руку. Чёрная рука – образец для левой руки, белая рука – образец для правой руки. Необходимо надеть кольца на обе руки и показать их.
Варианты:
-
Учитывается только количество колец на каждом пальце.
-
Учитывается количество и цвет колец на каждом пальце.
Игра «Найди ошибку»
Дано: скульптурная композиция – образец, а рука педагога как повторение этой композиции, но с ошибкой.
Задание:
-
Найди ошибки. Сколько их? Где неправильно?
-
Создать композицию на своей руке с одной ошибкой по цвету.
-
Создать композицию с одной ошибкой по количеству колец.
-
С ошибками по количеству колец и цвету колец.
-
В парах с различными ошибками.
Игра «Заметно – не заметно»
Дано: скульптурная рука, набор цветных колец.
Задание: Создать определённую композицию. Объясняя задание, воспитатель использует такие слова: яркий, заметный, сочный, красивый, выделяющийся, неприметный, одинаковый, приятный и др.
Игра «Вращающаяся рука»
Дано: композиция скульптурной руки, для её поворота, вращения можно использовать старый проигрыватель пластинок, набор колец.
Задание: внимательно рассмотреть композицию и повторить на своей руке.
Обсуждение: кто выполнил первым задание, кто затруднялся, какие допущены ошибки.
Игра «Учитель-ученик»
Дано: скульптурная рука, набор цветных колец.
Задание: дети пробуют себя в роли ученика и учителя. Ребёнок в роли учителя, используя скульптурную руку, создает задание для своего партнёра. Затем роли меняются. Оценивается правильность выполнения заданий.
Литература:
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Плаксиной Л. И. – М.: «Экзамен», 2003.
-
Подколзина Е. Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 4.
-
Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО