Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.
Смекалова Лариса Леонидовна
педагог-психолог
первая квалификационная категория
Архангельская область, п. Плесецк
МБДОУ «Золотой петушок»
Психология
Родительское собрание в средней группе
«Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка»
Продолжительность: 45 минут
Использование средств ИКТ
Цель: расширить представление о роли семьи в формировании психологического здоровья ребенка.
Задачи:
-
раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;
-
сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристики;
-
обсудить влияние способов семейного воспитания на психологическое здоровье ребенка;
-
предложить практические рекомендации родителям по сохранению психологического климата в семье.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Компоненты здоровья: физическое здоровье- это состояние, при котором у
человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;психическое здоровье включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс; социальное здоровье -включает в себя гармоничное отношение человека к миру, благополучные отношения с
окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей); авственное здоровье - система ценностей, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами
добра, любви, милосердия, красоты.
Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно вязано с психологической атмосферой, или климатом, семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Пихологический климат - эмоциональный настрой, который преобладает в семье, это отображение уровня общения в семье, отношение родственников друг к другу. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет приятным или неблагоприятным.
Семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально- психологическим
здоровьем детей. От психологического климата внутрисемейных отношений, от выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви.
родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни. Факторы психологического климата. Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней, оказывает влияние на каждого из членов.
Он воздействует как на психологическое, так и физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме зависит долголетие человека. Также психологический климат очень важен при
принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.
Виды психологического климата.
-
Благоприятный климат в семье складывается в том случае, если супруги
имеют одинаковый взгляд на семейную жизнь на воспитание детей. Родители принимают одинаковые решения.
-
Неблагоприятный – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение.
Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
-
сплоченность;
-
возможность всестороннего развития личности, каждого его члена;
-
доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;
-
чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;
-
гордость за принадлежность к своей семье;
-
ответственность.
Важный показатель благоприятного психологического климата -
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства
и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе
путешествовать.
Влияние эмоционального климата семьи на психологическое здоровье и развитие ребенка. емьи и отношения внутри нее, формируют свой, определенный эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношение супругов между
собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребенок будет развиваться, каким
он станет.
Негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье относятся:
-
конфликты супругов;
-
несогласованность, противоречивость позиций воспитания, воспитательных приемов;
-
чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию;
Основным условием нормального развития ребенка признается спокойная и
доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка,
беседуют с ним, поддерживают, осуществляют необходимое наблюдение. ксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно доказали, то нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного общения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психическое здоровье или нездоровье ебенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и
детей.
Выделяют следующие стили родительского воспитания:
-
авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
-
демократический(бесконтрольный, попустительский);
-
индифферентный ( властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Демократический.
Девиз
воспитания «Мы вместе».
Особенности воспитания:
-
учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
-
равноправие;
-
взаимная забота и ответственность;
-
поддержка, помощь.
Формирующие черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность ,
воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие.
Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива.
Авторитарный. Девиз воспитания: «Делай, как сказано».
Особенности воспитания:
-
ограничение свободы, выбора, самостоятельности;
-
игнорирование нужд, желаний, потребностей;
-
высокие требования;
-
много обязанностей;
-
отсутствие поддержки;
-
жесткая система запретов, санкций;
-
жестокое обращение;
-
деспотизм, тирания;
-
эмоциональное отвержение.
Формирующие черты характера: чувство тревоги, одиночество, агрессивность, демонстративность, бунтарство обида, нерешительность, недоверчивость, неуверенность.
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.
Гиперопека
Девиз воспитания «Вместо».
Особенности воспитания:
-
удовлетворение прихотей;
-
покровительство;
-
освобождение от трудностей и неприятных обязанностей;
-
преувеличение талантов и способностей;
-
слабо или совсем не регламентируется поведение.
Формируются черты характера:
эгоцентризм, требовательность, капризность,
склонность к непослушанию, буйство, агрессивность,
жестокость, на людях ведут себя неадекватно,
импульсивно.
Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.
Гипоопека
(равнодушие, безразличие).
Девиз: «Живи,
как хочешь».
Особенности воспитания:
-
отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
-
игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
-
эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
-
попустительство в сфере контроля за поведением;
-
жестокие требования, деспотизм, тирания;
-
упреки во всех бедах.
Формирующие черты характера: самостоятельность, воровство, бродяжничество,
раздражительность, агрессивность, мстительность задиристость, озлобление, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм.
Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья.
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья для детей дошкольного возраста.
-
Старайтесь не кричать на ребенка. Дети, особенно дошкольного возраста, очень часто шалят. Иногда у любящих мам и пап, уставших от множества шалостей, просто заканчивается терпение. Если подобное стало регулярно с вами случаться, учитесь успокаиваться и при необходимости «брать себя в руки».
-
Усвойте истину: выплескивая зло на ребенка, вы никогда ничего ему не объясните. Конечно, строгость в воспитании должна присутствовать. Но во всем нужно знать меру.
-
Не скупитесь на похвалы. Почему– то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряем, а на хороших нет. Добрые слова много значат для детей. Они помогают понимать, что нужно стремиться к лучшему.
-
Стремитесь как можно больше разговаривать с детьми. Вы должны понимать своего ребенка (детей), вызывать доверие, вникать во все проблемы и серьезно к ним относится. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику;
-
Поддерживайте у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.
-
Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия;
-
Помочь ребенку осознать свои эмоции. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния
-
Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве;
-
Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо «психологическая пощечина ребенку».
Помните, что в ваших силах сохранить психическое здоровье детей.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»