В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Светлана Москвичева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1591 комментариев: 1
Краткое описание
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья_ИД.docx Скачать












ФИО: Москвичева Светлана Михайловна


Квалификационная категория: первая


Место проживания: г. Волгоград Волгоградская область


Название учебного заведения: МОУ СШ № 78


Тема: «Обобщение опыта»


Статья Исследовательская деятельность младших школьников

























В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Исследовательские умения:

1. Умение увидеть и сформулировать тему;

2. Составление библиографии, поиск литературы, ссылки;

3. Разнообразие методов (структурировать текст);

4. Умение выдвигать гипотезу;

5. Научить учащихся формулировать вопросы:

6. Классифицировать (находить основное, принцип группировки);

7. Структурировать (составлять план, тезисы, конспект);

8. Умение наблюдать (составлять план эксперимента);

9. Строить логику исследования.

На развитие исследовательской позиции оказывает влияние личность учителя. Учитель, способный к саморазвитию, признающий ценность творчества и высоко оценивающий значение исследовательской позиции у своих учеников, способствует становлению этой личностной характеристики у младших школьников. Самостоятельность мышления, выработанная в том числе в условиях исследовательской деятельности, приобретает определяющий характер, что очень важно для личностного роста и самоутверждения. Происходят серьезные изменения, означающие переход самосознания на иной качественный уровень – ценностное отношение.

При организации исследовательской деятельности соблюдаю следующий план:

  1. Формулировка проблемы (лучше в виде вопроса: найти, как определить).

  2. Сформулировать тему.

    1. решить проблему: доказать, выявить, определить;

    2. исследование объекта (выявить происхождение, установить функции, выявить отношения связи);

    3. отыскание принципов построения различных структур (принцип построения такого то множества, проведение эксперимента);

    4. сравнительный анализ разных систем (осуществить сравнительный анализ)

3.Сформулировать цели исследования:

Цель – это представление о результате работы (доказать такую – то точку зрения);

4.Сформулировать задачи исследования:

4.1 уточнить понятия;

4.2. составить план действия (определить, выявить, реализовать, апробировать, сделать выводы).

5. Определить объект исследования (что рассматривается).

6. Определить предмет исследования (как рассматривается объект).

7. Гипотеза (если сделать так, то получится то, за счет чего…).

8. Планирование – этапы (сбор информации, опрос).

9. Методы исследования.

10. Выполнение.

11. Выводы.

12. Интерпретация (что мы хотели, что получилось).

13. Презентация.

Хочу поделиться личным опытом по созданию исследовательских работ с учениками начальной школы. Идеи исследований рождаются как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Важно, чтобы выбору исследования предшествовала вспышка интереса как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в исследовании. Задача каждого учителя – разглядеть потенциал каждого ребенка, привлечь к сотрудничеству семью.

Исследовательская работа

«Состояние скульптуры «Родина – мать зовёт»»

Актуальность. Предпосылкой к рождению этой исследовательской работы послужила подготовка к классному часу, посвященному 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. Победа в самой кровопролитной битве досталась советскому народу дорогой ценой – полтора миллиона погибших защитников Сталинграда, полностью разрушенный город. В память о тех, кто отстоял волжские рубежи, был создан памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Сохраняя память о жизни, труде, подвигах предыдущих поколений человечество ищет пути в будущем, размышляя о великом подвиге народа, сыновья которого покоятся в священной земле Мамаева кургана. Главный монумент ансамбля «Родина – мать зовет!» - обобщенный образ Родины.

Цель исследовательской работы: изучение состояния скульптуры «Родина - мать зовет!», развитие чувства патриотизма и любви к Отечеству. В ходе написания исследовательской работы были поставлены следующие задачи: изучить ход строительства монумента «Родина – мать зовет!», собрать материал по реконструкции скульптуры, проанализировать и сделать выводы, анкетирование одноклассников, создание презентации.

Результативность: в 2014/ 2015 учебном году учащийся Ламонов Дмитрий занял II место в IV Международной учебно – практической конференции «Первые шаги».

Практическая значимость: заключается в том, что материал работы может использоваться на уроках окружающего мира, на классных часах патриотической направленности.

Исследовательская работа

«Как появились деньги на Руси»

Актуальность. Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитие формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

Цель: изучение эволюции денег.

В ходе написания исследовательской работы были поставлены следующие задачи: изучить историю возникновения денег, исследовать этапы эволюции денег в России, исследовать изображение, вес, название, материал изготовления монет Царской России, проведение эксперимента по изучению способа чистки старинных монет, анкетирование одноклассников, создание презентации.

Результативность: в 2015/ 2016 учебном году учащийся Ламонов Дмитрий занял III место в региональной гуманитарной конференции

исследовательских работ «Поиск и творчество», III место во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов учащихся начальной школы в номинации «Мирознайка» (окружающий мир). Работа прошла экспертную оценку и опубликована на сайте образовательного интернет – сообщества «Мирознай».

Практическая значимость: заключается в том, что материал работы может использоваться на уроках окружающего мира, на классных часах исторической направленности.

В основе исследования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. У учеников в ходе исследования возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей исследования.

Критерии оценивания исследовательской работы:

  1. Актуальность исследования;

  2. Самостоятельность;

  3. Владение исследовательскими методами;

  4. Компетентность в избранной теме исследования;

  5. Логичность построения работы;

  6. Наличие творческих элементов;

  7. Грамотность изложения материала, богатство лексики;

  8. Свободное владение материалом, умение привлечь внимание;

  9. Качество оформления материалов (структурирование, наглядность, таблицы, схемы, диаграммы);

  10. Трудоемкость, практическая значимость исследования.

Активное включение школьников в исследование дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, развивает умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.



Литература

1. Воронцова М.В., Дубровская Т.А. Российский государственный социальный университет. Модели организации диалогических взаимодействий в учебном процессе высшей школы // Международный научно-исследовательский журнал. 2012.

Март. URL: http://research-journal.org/featured/modeli-organizacii-dialogicheskix-vz/.

2.Учитель и ребенок в начальной школе: создание экокультурной диалогической образовательной среды: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград,22–24 окт. 2014 г. / сост. М.В. Николаева, Е.А. Руденко.– Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014.– 332 с


Обсуждение материала
Наталья Дулатова
20.11.2016 13:55
Описаны варианты интересные исследовательской работы в младших классах, но сам анализ опыта представлен слабо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос