Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Сахар и его свойства»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Сахар и его свойства»
(старшая группа)
Разработали:
воспитатель первой
квалификационной категории
Толстопятова Вера Георгиевна,
старший воспитатель
Карпова Ирина Александровна
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
ст.Нехаевская, Волгоградская обл.
Пояснительная записка
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5 лет
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра-экспериментирование
Формы организации: подгруппа (8 чел.)
Задачи: - способствовать формированию умений самостоятельного использования действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета (сахара), умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий; обогащать речь ребенка;
- развивать познавательные интересы детей, восприятие, внимание и наблюдательность, способность анализировать;
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, уважение к мнению и ответу других детей.
Оборудование и материалы: стекляные стаканы с водой 9 шт, одноразовые пластиковые ложечки 9, безопасные свечи в подставке 1шт, спички 1 кор., деревянный молоточек 1 шт., сахар-рафинад -1 кор., сахар-песок-1 упак., кусковой сахар-1 шт., разделочная доска-1 шт., одноразовые глубокие тарелки – 4 шт., железная ложка-1 шт., картина из сахара, пазлы, дидактическая игра «Найди лишний», карта-маршрут, опорные картинки (река, гора, поле), фартуки детские для экспериментирования - 8 шт, фартук взрослый -1 шт., салфетки бумажные – 1 упак., волшебная палочка – 1 шт. , пищевая плёнка, основа для картины.
План проведения непосредственно образовательной деятельности
1. Игровая ситуация:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. У меня для Вас есть сюрприз, давайте посмотрим. (Давайте посмотрим.)
( Воспитатель показывает картину из сахара, предлагает ее рассмотреть и описать сюжет картины)
2. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Дети, понравился вам сюрприз? (Да, понравился.) Как Вы думаете, какой материал я использовала в работе над картиной? (Сахар или затруднение в ответе) А правильно ли вы ответили, мы определим с помощью загадки.
Белый, как снег, в чести у всех.
В рот попал там и пропал,
Нравлюсь вам, во вред зубам.
(Сахар)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Это сахар. А что вы знаете о сахаре? ( Продукт питания, его добавляют в чай и кофе, в еду; он сладкий, белый и т.д.) Вы много рассказали о сахаре. А как нам проверить, правильно
мы назвали свойства сахара или нет? Что нам нужно для этого сделать? (подумать, спросить у взрослого, посмотреть в интернете). Для этого я предлагаю пройти в лабораторию. (Воспитатель уточняет у детей, что такое лаборатория). Дети, кто из вас знает, что такое лаборатория? (Лаборатория, это место, где проводят опыты). Правильно, это место где проводят опыты и ставят эксперименты. Итак, в лаборатории мы проведем опыты и проверим, верно ли мы рассуждаем. Дорогу к лаборатории нам поможет найти карта. Давайте внимательно ознакомимся с маршрутом. (Дети и воспитатель рассматривают карту и отмечают, что им надо преодолеть препятствия в виде реки, горы, поля.)
Готовы отправиться в путь? (Да)
3. Открытие нового знания или умения:
(На пути встречается первое препятствие - река-загадок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Наше первое препятствие – река. Но это волшебная река. Чтобы нам ее преодолеть, нужно отгадать загадку.
Белый, сладкий и сыпучий
Он лежит на ложке кучей.
Ложка быстро и с размаха
В чай горячий сыплет…..(Сахар)
Воспитатель: Дети, что рассказывает нам загадка о сахаре? (сахар белого цвета, его можно набирать в ложку, сахар добавляют в чай, он сладкий на вкус). Дети, вы сказали, что сахар можно набрать ложкой, значит, каким качеством он обладает? (сахар рассыпается, он сыпучий) Правильно, отправляемся дальше.
(На пути встречается второе препятствие - гора пазлов)
Воспитатель: Ребята, следующее наше препятствие – гора, которая тоже приготовила нам задание. Посмотрите, что это за задание? (пазлы, нужно собрать).
(дети собирают пазлы, воспитатель уточняет, что изображено на пазлах у каждой пары (свекла, тростник, кленовый лист)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что может связывать изображения на картинках с сахаром? (Из свеклы, тростника, пальмового сока и канадского клена изготавливают сахар. При затруднении воспитатель поясняет это сам). Продолжаем наш путь.
(На пути встречается третье препятствие - поляна игр)
Воспитатель: Вот мы и дошли до последнего препятствия. Мы оказались с вами на поляне игр. Давайте посмотрим, какую игру приготовила нам поляна. Игра называется «Найди лишний». Ваша задача - найти и показать предмет, который не содержит сахар.
Воспитатель: Назовите предметы, в которых нет сахара. Посмотрите на предметы, которые остались. Назовите их. Что их объединяет? (в них содержится сахар)
Воспитатель: Какой мы с вами сделаем вывод? Где же используется сахар в основном? (в продуктах питания, лекарствах)
Воспитатель: Мы справились с заданиями, преодолели дорогу и попали в лабораторию. (Воспитатель уточняет у детей правила поведения в ней)
Сейчас мы проведем опыты и определим свойства сахара. А чтобы у нас все получилось, надо четко соблюдать инструкцию по его проведению: для этого необходимо внимательно меня слушать, повторять действия за мной, внимательно наблюдать, а затем назвать, какими же свойствами обладает сахар.
1 опыт. Берем стакан с водой, набираем в ложечку сахар, добавляем сахар в стакан с водой, размешиваем ложечкой сахар в стакане. Наблюдаем за реакцией, происходящим. Дети, что произошло сахаром? (Сахар растворился в воде, исчез) О каком свойстве сахара мы узнали? (Сахар растворяется )
2 опыт. А сейчас я покажу вам опыт с элементами фокуса. Для этого мне понадобиться горелка, железная ложка и сахар. Я буду нагревать сахар, а вы внимательно наблюдать за тем, что происходит в ложке с сахаром при нагревании. Дети, что произошло с сахаром? ( Сахар растаял, расплавился). Правильно сахар расплавился при нагревании. Какой можно сделать вывод? (Сахар при нагревании плавится). (Воспитатель опускает ложку с расплавленным сахаром в стакан с водой, сахар застывает) А теперь, что произошло? (сахар застыл) Правильно. При охлаждении расплавленный сахар застывает. Что это вам напоминает? (сосульку. леденец)
3 опыт. Воспитатель: Мы свами определили свойства, вкус сахара, теперь давайте определим, какое состояние может иметь сахар. Для этого нам понадобится деревянный молоток, сахар-рафинад, разделочная доска и один участник. (Опыт выполняет один участник)
Воспитатель: Для эксперимента возьми сахар-рафинад. Дети, рафинад в каком виде? (кусочек, твердый). Теперь деревянным молотком ударь по кусочку рафинада. Что произошло? (сахар рассыпался). Какой вывод мы с вами делаем? В каком виде мы встречаем сахар? (в кусочках – рафинад, сыпучем – сахарный песок)
Воспитатель: А еще встречается кусковой сахар, но в наше время очень редко. (Воспитатель демонстрирует кусок сахара). Дети, мы многое с вами узнали о сахаре, а сейчас я вам предлагаю нарисовать сахаром сладкую картину. Давайте нарисуем? (Давайте нарисуем). Для этого нам понадобится сахар-песок, основа для картины, одноразовые пластиковые ложечки, клей ПВА. Нам надо нанести клей на основу картины, затем смазанную клеем поверхность посыпать аккуратно тонким слоем сахаром-песком, лишний сахар-песок аккуратно убираем. (Дети работают все вместе над картиной.)
Воспитатель: Дети у нас получилась красивая картина, все старались.
4. Итог непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали о сахаре. А поможет нам в этом волшебная палочка. (дети передают по очереди волшебную палочку и рассказывают, что узнали о сахаре).
Воспитатель: Дети, я была рада с вами работать. Вы активно и успешно выполняли задания.
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Я познаю мир» (химия).Автор-составитель Л.В. Савина
2. Журнал «Клёпа» №12, 2012 г.(для детей от 7 до 12 лет)
3. Журнал «А почему?» 05. 2014 .
- Конспект тематического мероприятия "Весенние тропинки" по познавательному развитию детей второй группы раннего возраста)
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Поможем зайчику" (вторая группа раннего возраста)
- Конспект НОД на тему «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая группа раннего возраста)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»