Символ яйца в мировой культуре.
Конспект урока по МХК «Символ яйца в мировой культуре»
Класс: 5
Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 2»
г. Чернушки Пермского края Созина Елена Владимировна, учитель высшей категории (урок был проведён несколько лет назад, у автора была девичья фамилия Кашникова).
Урок может быть применён в рамках любой программы по МХК.
Символ яйца в мировой культуре
Цели и задачи: дать понятие о роли яйца в мировой культуре, обобщить имеющиеся у детей знания по символике, учить детей сопоставлять разные виды искусства.
Результаты обучения:
Личностные: Интерес к искусству, стремление к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Коммуникативные: развитие умений слушать и понимать других.
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: объяснять явления, выявляемые в ходе исследования, на основе анализа делать выводы, обобщать
Предметные: познакомиться с понятием символ, анализировать разные объекты искусства.
Ход урока
Наглядность:
-
фотографии расписных пасхальных яиц;
-
картина Дали «Рождение человека»;
-
альбом с фотографиями ювелирных изделий работы Фаберже;
-
сувенирные пасхальные яйца
Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку:
Пробил я стенку –
Увидел серебро,
Пробил серебро –
Увидел золото.
(латышская загадка)
Сегодня мы будем говорить о, казалось бы, примитивном, простом предмете – яйце. Как бы вы определили задачу сегодняшнего урока? Мы должны выяснить роль этого предмета в искусстве, опираясь на наши знания, и познакомиться с новыми материалами по данной теме.
Знаете ли вы о том, какое значение имело яйцо у древних? Например, в Вавилоне его считали священным и не употребляли в пищу, а в Египте верили, что из яйца родился бог, сотворивший звёзды.
Яйцо в древности было не только едой, но и лекарством, строительным материалом, компонентом красок, календарём, оберегом и др.
Согласно литературе, в Персии известен мотив борьбы добра и зла, которые борются за яйцо, стараясь вырвать его друг у друга. В греческой мифологии бог Кронос оплодотворяет два яйца и надёжно их укрывает. Из них затем появляется Тифон – чудовище, способное разрушить живой мир. И в русском фольклоре тоже есть герой, чья жизнь зависит от яйца. Это Кощей Бессмертный. Его смерть представляет собой иглу в яйце, которое скрыто в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук висит на огромном дубе. О чём же говорит нам этот образ? Наверное, о том, что жизнь чудовища хрупка, как иголка или скорлупа, в этом он ничем не отличается от простых смертных.
Даже эти первичные сведения позволяют нам сделать вывод о том, что яйцо считалось точкой отсчёта чего-то нового, происхождения жизни.
Обратимся теперь к картине Сальвадора Дали «Рождение человека». Что вы знаете о происхождении человека с точки зрения Библии? Совпадает ли это с версией Дали? На наших глазах из земли, напоминающей по форме яйцо, рождается человек, но рядом взрослый человек и ребёнок. Так кто рождается: земля, человек, оба? И чья это кровь струится из яйца-земли?
А теперь попробуйте ответить на вопрос: что первично – яйцо или курица, несущая яйца? В Средние века этот спор шёл бесконечно, он до сих пор не решён.
Итак, яйцо может символизировать счастье, начало жизни или смерти, целый мир, землю.
А теперь давайте вспомним, какой праздник невозможно отметить без яиц? Конечно, речь идёт о Пасхе. Обряд «христосования» известен всем, а откуда он появился? Традиция одаривать друг друга крашеными яйцами в этот день пошла, согласно легенде, от Марии Магдалины, одной из первых свидетельниц чудесного Воскресения Христа. Желая проповедовать об этом, она явилась ко двору императора Тиберия с назначенным ему в дар яйцом. Недоверчивый император сказал, что в воскресение невозможно поверить, как и в то, что белое яйцо вдруг изменило бы цвет. И тут произошло чудо: белое яйцо преобразилось в красное.
С тех пор пасхальные яйца красят, разрисовывают. Что вам известно об этом?
Расписные яйца на Руси назывались писанки. Крашение обычно происходило в Чистый четверг. Применение искусственных красителей осуждалось, поэтому использовали разные коренья, травы, листья. Для получения жёлтого цвета применяли зверобой, шафран, молочай, луковую шелуху, зелёного -–листья берёзы, кору крушины, зелень ржи, синего и фиолетового – ягоды бузины или черники, коричневого – кору дуба или яблони, листья грецкого ореха, чёрного – корни крапивы, кору ольхи. Особое внимание стоит обратить на красный цвет. Его варили из насекомых семейства червецов – кошенили, кстати, если яйцо дикой птицы попадало под дождь, а до этого на нём сидела кошениль, то оно само окрашивалось в красный цвет. Расписные яйца – настоящие произведения искусства, очень яркие, разрисованные в стиле Хохломы или в технике мезенской росписи, с изображением цветов, животных, украшенные орнаментом. Из пересечения линий вырисовывались на яйце крест и триног, восьмилучевая розетка – звезда Рождества. Это основные орнаментальные формы, которые образуют стройную систему символов и божественных чисел.
Со временем пасхальные яйца стали носить сувенирный характер. Их стали делать из дерева, фарфора, воска, металла, камня, сахара, шоколада, а с 18 века стали украшать бисером.
Но, конечно, вершиной мастерства украшения праздничных яиц являются произведения русского ювелира 19-20 веков Карла Фаберже. Наиболее известными его работами являются большие пасхальные императорские яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов. Всего сохранилось 47 изделий, они были подарены царями Александром 3 и Николаем 2 императрицам. У этих яиц есть сюрприз-автомат внутри: кукушка в полную величину, миниатюрная железная дорога, открывающийся розовый бутон, копия коронационной кареты и др. Кроме бриллиантов и драгоценных металлов, ювелир использовал эмаль (красную, голубую, розовую) для брошей, медальонов, кулонов. Ему были заказаны сотни миниатюрных пасхальных яиц, их носили на цепочке или тесёмке, украшали их гербом императора, эмблемами Георгиевского креста, двуглавым орлом и др. Фаберже никогда не копировал свои изделия, они существуют в единственном экземпляре и считаются выдающимися произведениями искусства.
А теперь мы обратимся к известной русской сказке «Курочка Ряба»:
Жили-были дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко,
Яичко не простое – золотое.
Дед бил-бил – не разбил.
Баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула –
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое.
Вас ничего не удивляет в этой сказке? А ведь вопросов очень много. Например, если баба и дед пытались разбить яичко, то почему плачут, когда это произошло? Как могло золотое яйцо разбиться? Неужели для деда с бабой простое яйцо лучше золотого? Ответить на эти вопросы нам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. Дед с бабой испытывали яйцо на прочность, потому что это не обычное яйцо, а символ, символ вселенной, мира, ведь лучше «натуральный», естественный, пусть хрупкий, но настоящий мир, чем искусственный, неживой, который тоже не застрахован от разрушения, ведь нет ничего вечного. Сможет ли из золотого яйца кто-то вылупиться? Конечно, нет. А из простого – да, значит, жизнь продолжится. Заключена здесь и мудрая мысль о том, что всякая жизнь ценнее денег, богатства, ведь яйцо – символ жизни. Форма яйца – самая совершенная и чем-то напоминает Луну, недаром исследователи русского фольклора объясняют эту сказку так: курочка – это звёздное небо, простое белое яичко – луна, а золотое – солнце. Аналогия переносится и на белок с желтком.
Кстати, у этой сказки есть другой вариант концовки. Разбитое простое яйцо привело к тому, что внучка деда и бабы «удавилась», просвирня изломала все просвиры, дьяк перебил все колокола на колокольне, а поп изорвал все книги. По сути дела, весь мир рухнул. Неслучайно многие учёные считают «Курочку Рябу» не сказкой, а мифом славян о создании мира.
Вот такое оно сложное – обыкновенное яйцо! Объект вечной тайны и вечного поклонения…
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»