Программа "Учись учиться"
Базга Ольга Михайловна (педагог-психолог)
-
1 квалификационная категория
-
г. Радужный ХМАО
-
МБОУ СОШ №6
-
Психология
-
«Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во втором классе. М.: Генезис, 2012.- 136 с. (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.).
-
Программа внеурочной деятельности «Учись учиться»
-
2 класс
-
40 минут
-
Ресурсы сети Интернет:
1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
Оборудование:
Наглядный и дидактический материал: схемы, предметные и сюжетные картинки.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Оборудование для демонстрации презентаций.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
психологического сопровождения детей
на 2016-2017 учебный год
Название курса «Учись учиться»
Класс: 2
Составитель: педагог-психолог Базга О.М. (I квалификационная категория)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе методического пособия «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во втором классе. М.: Генезис, 2012.- 136 с. (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.).
Актуальность и практическая значимость
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
ФГОС нового поколения важное место отводит формированию инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Умение учиться – это также и умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества определяют во многом их дальнейшее отношение к учёбе. Таким образом, в начальной школе важно помочь ученику в освоении учебной деятельности, актуализировать навыки общения и сотрудничества.
Новизна рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее программы) программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества.
Преемственность программы
Реализация задачи воспитания любознательного, самостоятельного, творческого, инициативного, активно познающего мир младшего школьника, будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом поможет курс «Учись учиться», направленный на раскрытие творческого потенциала личности ребёнка через развитие его познавательной деятельности.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы
-
развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение, мышление; мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей;
-
формирование коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
-
воспитывать в детях чувство самостоятельности, ответственности, инициативности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы курса «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через занятия внеурочной деятельности, поэтому работа принимает форму игры. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Возраст детей участвующих в программе 8 лет (2 класс). Число обучающихся – 10 человек. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников.
Формы занятий
Основными формами реализации данной программы являются игры, развивающие- тренировочные упражнения, психотехнические и психогимнастические упражнения; беседы, разбор иллюстраций и наглядных пособий; работа в парах, в группах; ритуалы знакомства, прощания.
Место во внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Группа формируется по результатам диагностики уровня умственного развития, сформированности словесно - логического мышления, на основании личного заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
Ценностными ориентирами содержания программы данного курса является то что, применяемые в программе методы обладают следующими особенностями, они:
-
активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
-
эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
-
рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
-
оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития.
Формы контроля:
-
Диагностика.
-
Наблюдение.
Диагностические средства
Контрольный
этап позволяет
увидеть эффективность
коррекционной
работы.
Контроль
осуществляется
с применением
диагностики,
используемой
ранее. Результаты
фиксируются
в психологических
картах и сравниваются.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса у учащихся будут сформированы:
в сфере личностных универсальных учебных действий: адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
в сфере познавательных универсальных учебных действий: школьники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций;
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретич. занятия |
Практич. занятия |
||
Развиваем внимание – 4 часа |
||||
1 |
Развитие внимания. Диагностика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Произвольное и непроизвольное внимание |
1 |
|
1 |
3 |
Свойства внимания |
1 |
|
1 |
4. |
Развитие произвольности внимания. |
1 |
|
1 |
Развиваем память – 3 часа |
||||
5. |
Развитие памяти. Диагностика |
1 |
0,5 |
0,5 |
6. |
Развитие памяти. Способы запоминания |
1 |
|
1 |
7. |
Память кратковременная и долговременная |
1 |
|
1 |
Развиваем мышление- 6 часов |
||||
8. |
Развитие мышления. Диагностика |
1 |
0,5 |
0,5 |
9. |
Абстрактное мышление |
1 |
|
1 |
10. |
Развитие наглядно – образного мышления |
1 |
|
1 |
11. |
Развитие логического мышления. |
1 |
1 |
1 |
12. |
Классификация. Сравнение. Обобщение |
1 |
|
1 |
Развиваем воображение- 3 часа |
||||
13. |
Воображение. Произвольное и непроизвольное воображение |
1 |
0,5 |
0,5 |
14. |
Произвол, непроизв. воображение |
1 |
|
1 |
15. |
Фантазия |
1 |
|
1 |
16. |
Диагностика |
1 |
|
1 |
Итого: |
16 |
3 |
13 |
Содержание программы
Развиваем внимание (4 часа)
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развиваем память (3 часа)
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развиваем мышление (6 часов)
Диагностика мышления. Тренировочные упражнения на формирование умения выделять главное и существенное, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Развиваем воображение (3 часа)
Тренировочные упражнения на развитие произвольного и непроизвольного воображения. Развитие навыков творческой деятельности.
Диагностика (1 часа) сформированности познавательных процессов учащихся.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое: педагог- психолог (I квалификационная категория)
Материально- техническое обеспечение
Организационные условия - наличие специального учебного кабинета.
Дидактическое обеспечение: тренировочные упражнения, игр, диагностики.
Средства и материалы: ручка, простой карандаш, цветные карандаши, тетради, доска.
Литература
Для учащихся:
1.«Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во втором классе. М.: Генезис, 2012.- 136 с. (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.).
2.Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь._М.: Эксмо, 2009.
3.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. - Ярославль. Академия развития, 2004.
4. Карандашев В.Н, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2013.
Для педагога- психолога:
1.Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». – М.: Аркти 1999.
2.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис 2001
Ресурсы сети Интернет:
1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
Оборудование:
Наглядный и дидактический материал: схемы, предметные и сюжетные картинки.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Оборудование для демонстрации презентаций.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ