Транспортные системы организма
Тема: Транспортные системы организма.
Класс: 8
Учитель: Ильина Т.С.
Цель урока:
Цели и задачи :
Образовательные: повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении; понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях. Подвести учащихся к выводу о высокой значимости транспортных систем организма.
Развивающие: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функций сердца и сосудов.
Воспитательная: расширять научное мировоззрение.
Оборудование: презентация
к уроку, рисунки,
схемы
, строения артерий,
капилляров,
вен, лимфатических
сосудов .
Дидактические
материалы к
учебному
занятию:
Колесов
Д. В. , Р.Д. Маш, И.Н.
Беляев. Биология.
Человек. 8
класс..
Семенцова
В. Н. Биология.
Технологические
карты уроков.
Этинген
Л. Е. Как же вы
устроены, господин
Тело?
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
t |
I. Самоопределение к деятельности Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш сегодняшний урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успехов и побед на сегодняшнем занятии! Эпиграфом к уроку будут слова Вольтера «Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека» Вот и у нас с вами есть удивительная возможность, перелистнуть еще одну страничку и узнать что то новое и интересное. |
|
1 |
II. Актуализация знаний Домашнее задание проверим дифференцированно. По желанию вы можете выбрать форму работы: терминологический диктант или вопросы взаимоконтроля, которые вы готовили дома. По вопросам взаимоконтроля сегодня работают … Остальные работают с диктантом. Терминологический диктант выполняем на листочке. На каждый вопрос вы должны дать ответ в виде термина. Тетради и учебники закрыты у всех кроме Алика. По вопросам взаимоконтроля сегодня работают 4 человека. Уважаемые гости, сегодня я хотела бы вас попросить помочь нам, для экономии времени. Ребята подойдут к вам с тетрадями, в которых написаны уже готовые ответы на вопросы, которые они готовили дома по учебникам. Ваша задача, выслушать ответ на каждый из 5 вопросов и оценить обучающегося и поставить оценки. Примеры оценок я вам приготовила. Ребята, с диктантом поменяйтесь листочками. Проверьте по ключу. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Оценки и листочки принесите, пожалуйста, мне.
Рефлексия 1 этапа: Поднимите руку те, кто получил 5 баллов за домашнее задание? 4?Молодцы! 3? Дома еще раз просмотрите свои ошибки, постарайтесь исправить пробелы. Если захотите получить дополнительную оценку, можете подойти после уроков. Творческое задание - сообщение |
Слушают объяснение учителя, решают терминологический диктант, отвечают на вопросы. |
10 |
III. Целеполагание и постановка задач.
А мы переходим к следующему этапу. Проблемный вопрос: Человеческий организм можно сравнить с огромным городом-мегаполисом. В котором есть и правительство и рабочие и центры информации и переработки продукции. Но как и в любом городе организму требуется своевременная передача веществ, информации. А как быстро передать вещества из одного конца города или мегаполиса в другой? (с помощью транспорта) Так значит о чем мы сегодня поговорим? (о транспортных системах организма) Открываем тетради. Записываем число и тему урока: Транспортные системы организма. Скажите, пожалуйста, зачем нужна эта тема? Пригодится ли нам в жизни? (для расширения кругозора, для подготовки к ЕГЭ, ГИА) Ребята, а что бы вы хотели узнать об этой теме?(виды транспортных систем, строение, функции) А зачем нам это изучать? IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Как вы думаете, что относится к транспортным системам организма? (кровь и лимфа) А как называются «трубочки» по которым бежит кровь? кровеносные сосуды. Какие кровеносные сосуды вы знаете? (артерии, капилляры, вены) 1.Сможем теперь составить схему строения транспортных систем? а у доски. кто хочет? |
|
7 |
2. Видеофрагмент 1 о системе кровообращения. Посмотрев данный видеофрагмент, вы должны составить схему путешествия крови по организму, начиная от сердца. Задание на скорость. Самостоятельно в парах из предложенных понятий составить схему движения крови по сосудам, пара быстрее и правильнее Сердце->артерии->капилляры->вены |
Делают вывод о круге кровообращения |
5 |
3.Следующий этап нашего урока – работа с учебником. Откройте с. 102-103. Прочитайте пункт лимфатическая система. Карандашом в тексте попытайтесь отметить этапы работы лимфатической системы: 1. Лимф. капилляры вбирают избыток тканевой жидкости 2. Лимфа оттекает по лимфатическим сосудам, которые сливаются в крупные лимфатические сосуды 3. Лимфатические сосуды впадают в вены К тканям жидкость поступает только по артериям, а оттекает от тканей по 2 путям: по венам и лимф.сосудам. Недалеко от сердца потоки лимфы и крови снова сливаются. |
Работа с учебником, комментирование видеофрагмента |
5 |
Физкультминутка: Знакомо ли вам заболевание атеросклероз? Это уплотнение стенок артерий, сужение просвета сосудов. Приводит к ухудшению кровоснабжения органов. Одна из причин атеросклероза – малая физическая подвижность. Я предлагаю вам встать и сделать несколько упражнений. Поднимаем руки вверх, сочетаем наклоны головы вправо и влево с подъемом ног к груди, наблюдаем работу артерий на руках; то же самое, но с опущенными вниз руками, наблюдаем работу вен на руках. |
|
|
Строение сосудов мы разделимся на группы У вас на столах приготовлены листы, маркеры, опорные слова, рисунки. Ваша задача составить минипроект. 1 группа: Артерии 2 группа: Вены План ответа: 1. Определение 2. Строение 3. Функции Ребята, у нас остались самые маленькие сосуды. Самостоятельно в тетрадях составляем схему о капиллярах |
Работа в группах, выступление с защитой проекта Запись определения, строения, функций, в тетрадь по мере представления проекта |
7 |
Закрепление изученного: по слайдам 1. С чем мы сегодня познакомились? (с транспортными системами) 2. Какие компоненты к ним относятся? 3. Перечислите виды кровеносных сосудов? 4. Какое строение имеет артерия, вены, капилляры 5. Какие сосуды называют артериями? 6. Сосуды, несущие кровь от сердца 7. Сосуды, несущие кровь к сердцу 8. Из чего состоит лимфатическая система? |
|
3 |
Кстати… |
|
2 |
Выставление и комментирование оценок .Но помните, что завышенные и заниженные оценки может помешать вам реально оценить свои силы и силы товарища, а значит может помешать устранить пробелы и недостатки. |
|
|
Рефлексия: Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. Отметьте уровень своих знаний на горе Килиманджаро |
|
3 |
Домашнее задание дифференцированно На «3» § 20, работа с вопросами в конце параграфа На «4» § 20, работа с вопросами в конце параграфа, составить 5 вопросов к параграфу На «5» § 2.10, работа с вопросами в конце параграфа, придумайте мини-сказку «Путешествие капельки крови» |
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»