Конспект индивидуального логопедического занятия
Цель: Дифференцировать звуки [Л] - [Л’] по твёрдости и мягкости.
Оборудование: схемы слов (лес, лось, лиса), сюжетные и предметные картинки, звуковые домики, ребусы.
Сведения об авторе |
Логинова Ольга Владимировна |
Место работы |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная образовательная школа №10». Челябинская область г.Коркино |
Должность |
Учитель-логопед |
Квалификация |
нет |
Стаж педагогической работы |
2 года |
Интернет ресурсы |
http://pedagogplus.wixsite.com |
Методическая разработка логопедического занятия.
Тема: Буква Л-л. Звуки [Л] - [Л’].
(логопедическое коррекционно-развивающее индивидуальное занятие).
2 класс
Цель: Дифференцировать звуки [Л] - [Л’] по твёрдости и мягкости.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.Развитие фонематического слуха на основе различения акустически близких звуков.
2. Дифференциация в произношении звуков [Л] - [Л’] в слогах, словах, предложениях.
3. Обогащение и уточнение словаря.
Коррекционно - развивающие:
1. Активизировать словарный запас на звуки [Л] - [Л’].
2. Продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно.
3. Коррекция мышления на основе различения и сопоставления.
4.Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
1.Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
2. Формировать положительную самооценку.
3. Воспитывать отзывчивость.
Оборудование: схемы слов (лес, лось, лиса), сюжетные и предметные картинки, звуковые домики, ребусы.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
Лог.: - Здравствуй. Сегодня я проведу у тебя занятие. Но сначала давай с тобой познакомимся. Меня зовут О.В, а тебя?.......... (обращается ученику).
-Отгадай пожалуйста загадку и определи, какой в словах-отгадках есть звук [Л] или [Л,]:
У себя в саду Андрейка поливал цветы из … (лейки - [л,]).
Лейся, дождь веселый, мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать, босиком по … (лужам – [л]).
Артикуляционная гимнастика: (специальные артикуляционные дятел упражнения); выполняется под счет от 1 до 10)
-Индюк
Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
-Вкусное варенье
- Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.
-Самолёт гудит
Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.
Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.
-Качели
-Иголочка
-Лошадка
-Грибок
-Гармошка
-Барабанщик
Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
-
Основная часть.
1. Введение в тему
Лог.:- Сегодня на уроке мы с тобой отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года. Послушайте и отгадайте загадку:
Он
большой, густой,
зелёный,
Представляет
целый дом.
В
нём найдут
приют и птицы
Зайки,
волки, и лисицы
(ответ:
лес).
Лог.:- А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, ты узнаешь, когда отгадаешь.
Загадки:
Трав
копытами
касаясь, |
Ходит
смело и легко, |
Лось, т.к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук
Какой
зверь опасный
Ходит
в шубе красной,
Снег
разгребает,
Мышек
хватает?
Лиса, т.к. в этом слове два слога, а ударный слог – второй
Лог.:- Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
-
Характеристика звуков.
- Произнеси первый звук в слове «лось». Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
- Закройте ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
- Звук твердый или мягкий?
Звук [л] в слове «лось» - твёрдый
Разбор слов лиса и лес. Та же характеристика.
Что общего у звуков? Чем они различаются?
-
Упражнения в различении звуков [л], [л,]
Лог.:- Итак, представьте, что мы в лесу. Назовиь деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.
Лиственница, липа, тополь, ель, клён
-
Игра с мячом «Перевертыши».
- Поменяйте звук [л] на [л’] и наоборот [л’] на [л], перекидывая мяч:
мол - моль, мыль-..., быль-..., мел-..., ел-..., коль- ..., пыл - ..., цель - ..., дал - …, жал - ..., сталь - ….
-
Физкультминутка.
- Сегодня мы поиграем в игру «Носик, ушко, макушка».
Логопед называет слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и просит показать соответствующую часть головы. Чтобы усложнить задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно путая их.
-
Знакомство с буквой Лл.
- Вдруг, на полянке, где мы гуляли, приземляется самолёт. На борту самолёта написано – «ИЛ». Какая буква обозначает звуки [л], [л,]?
(Буква Л вывешивается на доску)
Скажите, какие звуки обозначает буква Л?
Буква Л – обозначает звуки [л], [л,]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
- Напишите букву Л в тетради. На что похожа буква Л?
-
Чтение слогов
- Самолёт в лес привёз учёных-исследователей. Они очень часто используют в своей работе шифровки. Давайте мы попробуем их прочитать:
Упражнение «ребусы»
(фа-соль, мет-ель, кап-ель, плот-ник, лак-омка, бу-лавка, стол-бы.)
- Запишите на выбор одно слово, в котором есть твердый звук, и одно слово, в котором слышим мягкий звук.
-
Упражнение «Исправь ошибку».
- Лиса и Лось составили неправильные предложения. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки
* Леденцы купили Полину.
* Пальмы лежали подо львом.
* Лестница залезла на мальчиков.
* На белке сидела ёлка.
* Стол поставили на лампу.
* Флажок махал Павлом.
8. Составление и запись предложений.
-
Подведение итогов.
- Ты успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему научились на уроке.
( учились различать звуки [л], [л,] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения, разгадывать ребусы и т.д.)
- Расскажи всё, что узнал о звуках [л], [л,]
(Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий).
- Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? (Буква Л)
- Что тебе понравилось больше всего?
- Ты молодец! Очень хорошо занимался, мне понравилось. Спасибо!
Леденцы купили Полину.
Пальмы лежали подо львом.
Лестница залезла на мальчиков.
На белке сидела ёлка.
Стол поставили на лампу.
Флажок махал Павлом.
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»