«Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Фамилия, имя, отчество |
Шмидт Елена Петровна |
Место работы, адрес. Должность. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 «Светлячок» 141800, Московская область, г. Дмитров пер. Инженерный, д. 4-а Старший воспитатель |
Контактный телефон (с федеральным кодом города), моб. телефон и E-mail: |
(8496) 22-7-43-28(раб) 8(965) 359 97 73(моб) |
Педагогический стаж, |
17 лет |
Ученые степени, научные звания, награды (если есть) |
нет |
Тема «Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Особенное значение в ДОО отводится предметно-игровой среде, это обусловлено тем, что основополагающим видом деятельности детей в этом возрасте выступает игра, поэтому ее воздействие на формирование многосторонней личности сложно недооценить. Термин «предметно-игровая среда» выступает компонентом «развивающей предметной среды». В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-игровая среда – это совокупность условий, которые гарантируют развитие всех видов деятельности ребенка; формирование высших психических функций и коррекцию их отклонений; становление личности каждого из детей в отдельности.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
И.А. Яценко отмечает, что предметно-пространственная среда лишь тогда приобретает развивающий характер, когда выступает средством и содержанием образования детей. Поэтому далеко не любая окружающая ребенка среда способствует его развитию. Развивающий потенциал окружающей среды, по мнению автора, необходимо «запустить» при помощи:
-структурирования и наполнения пространства;
- предъявления его особым образом ребенку;
- организации освоения среды ребенком.
Экспериментальное исследование влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей младшего дошкольного возраста было проведено на базе МДОУ №17 «Светлячок».
В качестве испытуемых в рамках экспериментальной работы выступили 12 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Среди участников исследования 7 мальчиков и 5 девочек. Отметим, что дети были привлечены к исследованию неслучайно. По данным воспитателей и психолога, у данных детей речевые навыки развиты заметно хуже, чем у их сверстников. Детям, принявшим участие в эксперименте, часто сложно объяснить желаемое, участвовать в игровых диалогах, отвечать на вопросы. В связи с этим было принято решение, что именно этим детям будет более полезно принять участие в работе по развитию речи.
Целью экспериментальной работы выступило изучение особенностей развития речи у детей 3-4 лет. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников. Экспериментальная работа проходила в три этапа:
Этап 1 – констатирующий. На данном этапе нами было проведено первичное изучение уровня развития речи в группе детей.
Этап 2 – формирующий. На данном этапе нами была разработана и апробирована программа стимулирования развития речи у младших дошкольников посредством преображения предметно-пространственной среды
Этап 3 – контрольный. На данном этапе нами было проведено вторичное изучение уровня развития речи в группе детей после проведения разработанной программы.
В рамках изучения состояния речевых компетенций у детей 3-4 лет были использованы следующие методики: методика «Изучение понимания речи» Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной; «Найди игрушку» Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
Для достижения высокого уровня развития речи у воспитанников педагогами была проведена предварительная работа по организации предметно-развивающей среды, согласно следующим принципам: обеспечение структурирования пространства; предъявление его особым образом ребенку; организация освоения среды ребенком.
Указанные принципы были реализованы через следующие педагогические действия: через сопровождение ребенка в процессе освоение им специально подготовленной среды; через совместное с детьми планирование и оформление среды; через стимулирование коммуникации в процессе оформления; через совместную рефлексию по поводу сделанного.
Основным средством преображения предметно-пространственной среды с целью стимулирования речевого развития детей 3-4 лет выступает создание речевого уголка. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал).
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.
Также, частью речевого уголка должна стать игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который будет учить говорить правильно, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: развитие словаря ребёнка; работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения); развитие мелкой моторики и графомоторной функции; знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок). Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха :
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»;
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
6. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
7. Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Работа по обогащению предметно-пространственной среды подразумевает и создание речевой среды развития. Создание речевой среды включает в себя следующие направления работы:
-
постоянный разговор с ребенком;
-
единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
-
определенные требования к речи окружающих взрослых;
Далее мы постараемся описать, как именно целесообразно реализовывать выделенные направления.
Постоянный разговор с ребенком
Для развития речи с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривать все игровые и бытовые ситуации. В процессе проговаривания происходящего взрослый должен время от времени обращаться к ребенку с уточняющими вопросами. При этом неверно ожидать немедленного ответа от ребенка, ведь такие вопросы призваны активизировать внимание ребенка, а не уличить его в ошибке. В случае отсутствия ответа на свой вопрос, взрослый сам произносит верный ответ. Это позволяет закреплять у ребенка эталонное поведение, способствует развитию у него понимания речи взрослого. Для того чтобы переходить к активным действиям с тем или иным предметом, предлагать ребенку его обсудить в процессе общения, взрослому необходимо организовать подробное знакомство ребенка с предметом. Для этого полезно предложить ребенку потрогать, понюхать, внимательно рассмотреть предмет, несколько раз произнести его название (при этом подходов к знакомству с предметом должно быть несколько, и эти подходы должны быть разделены по времени).
Единые требования к речевому общению с ребенком для всех взрослых
Любой ребенок в процессе формирования речи опирается на эталонную речь окружающих его взрослых. В связи с этим в процессе развития речи детей необходимо, чтобы все окружающие ребенка взрослые (логопед, воспитатель, психолог, родители и близкие родственники) соблюдали единые требования. Противоречивые требования со стороны взрослых в процессе развития речи вредны для ребенка. Единые и постоянные требования к речевому общению обеспечивают для ребенка ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. Противоречивость же требований к речевому развитию, напротив, приводит ребенка в замешательство: он теряет ориентиры на пути развития речи.
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Навык речи формируется у ребенка в результате подражания, в связи с чем, исключительное значение приобретает правильная и грамотная речь всех взрослых, окружающих ребенка. Педагогический персонал и родители должны стараться следить за своей речью все время, чтобы демонстрировать для ребенка речь эталонную, достойную подражания и повторения. Неверное произнесение слов, бранные слова, бедность речи – все эти негативные проявления речи будут усвоены ребенком с пугающей скоростью.
Учитывая вышесказанное, необходимо стремиться к тому, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:
- была правильной (чистой и без речевых нарушений);
- была четкой (с четкой артикуляцией звуков, с выделением ударного слога);
- была простой (предпочтительно использование простых коротких фраз);
- была повторяемой (употребление одних и тех же слов, словосочетаний и предложений по несколько раз в течение одного занятия);
- была богатой (предполагает использование в речи различных интонаций, различной силы голоса, темпа речи).
Таким образом, в результате проведенной формирующей работы по организации предметно-пространственной среды наши воспитанники смогли развить свой уровень понимания речи по следующим параметрам: знание игрушек, знание обиходных предметов, знание слов обобщенного характера, знание частей тела, зрительная концентрация, тактильная реакция, общий уровень развития понимания речи.
Проведенный качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников.
Список литературы
-
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М. : Гаудеамус : Академический Проект, 2015. – 254 с.
-
Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г.Ю. Беляев. – М. : ИЦКПС, 2010. – 217 с.
-
Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.
-
Глушкова, Г.В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях / Г.В. Глушкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 76–84 ; – № 6. – С. 83–86.
-
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
-
Ясвин, В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин ; Моск. гор. психол.-пед. ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2011. – 365 с.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО