Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе для детей среднего возраста с логоневрозом
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи
в группе для детей среднего возраста
с логоневрозом
Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
МДОУ
«Детский сад №3»
Анфилова Элеонора Валерьевна
Ярославль
2016
Это занятие проводится в октябре. На данном этапе работы в соответствии с Программой дети учатся отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала. Некоторым детям уже доступны ответы словосочетаниями, нераспространёнными предложениями. Логопед постепенно учит всех детей, пользуясь моделями речи, отвечать на вопросы словосочетаниями.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура»
Тема «Дары осени. Овощи»
Цель: формирование навыка плавной вопросно – ответной формы речи через закрепление знаний детей об овощах в процессе игр по правилам.
Задачи:
-
развитие навыков
а) длительного речевого выдоха
б) мягкого голосоначала
в) координации речи с движением
г) ритмичности движений
-
закрепление навыка употребления имён существительных с предлогом НА
-
развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
-
развитие общей моторики
-
развитие внимания, памяти, мышления, произвольного поведения
Оборудование: Овощи, поднос, корзина, изображение огорода, маски «Овощи», изображение бабушки с корзинкой, ёмкости с водой (тазы), бумажные кораблики, руль и кепка, аудиозаписи «Полька», «Норвежский танец» Григ
Ход:
-
организационный момент.
Дети входят под музыку («Полька»)
-
введение в тему
логопед: мы сегодня отправимся в деревню собирать урожай овощей. На чём можно поехать? (ответ детей – имя существительное в предложном падеже с предлогом НА – «на автобусе»…) Мы с вами поедем на лодке.
-
развитие ритмичности движений
дети, сидя на полу, изображают под музыку, как плывут на лодке с вёслами («Норвежский танец»)
-
дыхательная гимнастика.
Логопед: мы долго плыли и немного устали. Давайте отдохнём.
а) вдох – выдох стоя прямо (2 раза)
б) вдох с разведением рук в стороны, выдох с наклоном туловища вперёд (2 раза)
-
отработка навыка плавной речи при ответах на вопросы
логопед: мы пришли на огород, много овощей растёт. (перед детьми изображение огорода).
Что выросло на огороде? (ответы детей – 1 слово)
-
развитие тактильных ощущений
логопед: хозяйка огорода – Бабушка (рисунок). Часть урожая она уже собрала (логопед показывает детям овощи). Что собрала бабушка? (ответ ребёнка: «Это огурец»…)
Названные детьми овощи логопед убирает в непрозрачный мешочек.
Далее проводится игра «Угадай на ощупь» - дети, не глядя, ощупывают овощ, называют его («Я достаю помидор») и кладут его на поднос.
-
дыхательная гимнастика
логопед: у нас на подносе много овощей. Давайте их понюхаем (вдох – пауза – на выдохе «ах!»)
-
закрепление навыка плавного произнесения слов и словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное)
логопед: Что это? Ребёнок: Это огурец.
Логопед: Какого цвета огурец? Ребёнок: Огурец зелёный.
(морковь, перец, помидор…)
-
физминутка
В огороде (руки перед собой)
За забором (руки согнуть в локтях перед собой)
Подрастают (тянуться вверх)
Помидоры (круг руками)
Держатся («кулачки»)
За колышки (руки согнуть в локтях перед собой)
Греются на солнышке (руки в стороны)
-
упражнение для релаксации, дыхательно – голосовая гимнастика
логопед: давно не было дождя, и овощи завяли: сначала листики, потом веточки, а потом и стебельки (дети медленно опускают руки и приседают).
Потом пошёл дождь, и овощи стали оживать (дети встают и тянутся вверх).
После дождя подул ветерок (вдох – пауза – дети дуют на пальцы [Ф]).
Стебельки закачались (дети качают руками из стороны в сторону, вдох – пауза - [С]).
Шумят листочки (взмахи кистей рук [Ш]).
-
закрепление навыка плавной речи при ответах на вопросы.
Логопед: пока мы играли, бабушка времени не теряла, урожай собирала. Что собрала бабушка?
(ответ: Горох. Бабушка собрала горох. Помидоры и редис. Бабушка собрала помидоры и редис…)
-
пальчиковая гимнастика.
Логопед: давайте бабушке поможем в заготовке капусты
Мы капусту рубим,
Дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз:
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитируют посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимают и разжимают пальцы.
В кадку все утрамбовали,
Потирают кулак о кулак.
Сверху грузиком прижали.
Ставят кулак на кулак.
-
дыхательная гимнастика
логопед: давайте немного отдохнём.
-
вдох – руки развести в стороны; выдох – руки к себе
-
вдох – стоять прямо, выдох – наклон
-
развитие внимания, мышления.
Логопед: бабушка хочет проверить, запомнили ли вы овощи. Она спрятала их в корзинку, видна только часть овоща. Какой овощ виден из корзины? (ответ: Это морковь…)
-
дыхательная гимнастика.
Логопед: урожай у нас богатый. Давайте наши овощи отправим на кораблике из деревни, где живёт бабушка, в город (дети дуют на кораблики в воде, логопед следит за правильностью дыхания)
-
итог
логопед: о чём мы сегодня говорили? Какие овощи запомнили? Давайте споём песню про огород (хоровод «Есть у нас огород»). Дети в масках овощей танцуют, затем «шофёр» (один из ребят) «увозит урожай» - уводит детей из группы под музыку.
- Еженедельное планирование индивидуальных образовательных маршрутов в разновозрастной группе для детей с логоневрозом (заиканием) по лексической теме «Животные жарких стран»
- Конспект комбинированной организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте и математике в группе для детей среднего возраста с логоневрозом "Путешествие колобка"
- Конспект организованной образовательной деятельности по логоритмике в группе для детей с логоневрозом «Деревья»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»