Викторина по русскому языку для 10-11 классов "Занимательная грамматика"
Дисциплина: русский язык.
Класс: 10-11.
Викторина по русскому языку для 10-11 классов
«Занимательная грамматика»
Продолжительность урока: 30 мин.
Автор:
Дениченко Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы.
Место работы: ОГБОУ «Центр образования для детей
с особыми образовательными потребностями
г. Смоленска»
г. Смоленск
2016
Викторина по русскому языку для 10-11 классов
«Занимательная грамматика»
Пояснительная записка.
Викторина по русскому языку может быть использована для предметной недели по русскому языку и литературе. Задания викторины разнообразны по содержанию и связаны с различными разделами русского языка. Представлены задания по орфоэпии, орфографии, лексике, фразеологии.
Цель проведения викторины: развивать творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Данная викторина была использована при проведении предметной недели русского языка и литературы в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», которая проходила с 8-14 февраля 2016 г. Викторина была представлена на сайте предметной неделе в Google-форме (ссылка на викторину: https://sites.google.com/a/dist67.ru/v-nacale-bylo-slov/viktorina-po-russkomu-azyku/-zanimatelnaa-grammatika-10---11-klassy).
Правила участия в викторине.
В викторине - 15 вопросов. За каждый правильный ответ - 1 балл. За вопросы отмеченные * - 2 балла. Максимальное количество баллов - 20.
Задания викторины.
Вопрос 1. Перестановка в слове.
Приходилось ли вам разгадывать анаграммы? Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Отгадай пару слов в анаграмме: Под седоком я мчусь как птица. Но справа буква лишь одна на левый край переместится, вмиг превращусь я в грызуна.
Вопрос 2. Во времена А. С. Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите это слово и запишите его.
Полна народу зала; // Музыка уж греметь устала…
Вопрос 3 *. Загадочный доктор.
В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он
человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Сейчас мы этим словом называем ленивых бездельников. Назовите фамилию доктора.
Вопрос 4. Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий - ... . Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов - ... . Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру - ....
Вопрос 5 *. Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово.
-
широкий –
-
твёрдый –
-
старый –
-
скучный –
-
дробный –
-
неряшливый –
Впишите ответы в поле столбцом.
Вопрос 6. В других языках, также как и в русском языке, есть устойчивые выражения. Установите русское соответствие данному выражению из других языков.
В английском это выражение будет звучать как "похожи как две горошины в
стручке", в немецком: "похожи как одно яйцо на другое". А какое выражение будет соответствовать в русском языке?
Вопрос 7 *. Весёлый художник изобразил на рисунке фразеологизм.
Назовите его.
Вопрос 8. О чем идет речь?
Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки.
Вопрос 9. * Мудрое изречение.
Китайский мудрец Лao-цзы говорил: «Ловушка нужна, чтобы поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают. ОНИ нужны, чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про НИХ забывают». Назовите ИХ.
Вопрос 10. Однажды на Руси ...
17 октября на Руси — День святых Кузьмы и Демьяна. Хозяева рассчитывались с работниками. Полностью расчеты сельских богатеев с батраками заканчивались 26 ноября, в день святого Егория. Что означали на Руси глаголы, образованные в связи с этим событием, - "подкузьмить" и "объегорить"?
Вопрос 11. Переведи...
На языке коми «син» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».
Вопрос 12. Проверь-ка!
Сколько ошибок в предложении ЦИГАН КУПИЛ КРАСОФКИ?
-
1
-
2
-
3
-
4
Вопрос 13. Шифровка.
Составьте слово, переставив буквы: КЛЕРОЗА, БАДУСЬ, РВАНЬЯ, ЛАУЦИ.
Вопрос 14 *. Объясните смысл пословицы.
У него слово слову костыль подаёт.
Вопрос 15.
Какой фразеологизм изображён на картинке?
Приложение.
Ответы.
-
Рысак — крыса.
-
Музыка.
-
Лодыр.
-
Блоггер, шоппинг, селфи.
-
Узкий,
мягкий,
интересный,
новый,
целый,
аккуратный.
Умница.
-
Похожи как две капли воды.
-
Козел отпущения.
-
Нос.
-
Слова.
-
Обмануть.
-
Ресницы.
-
4 ошибки.
-
Зеркало, судьба, январь, улица.
-
Человек с трудом выражает свои мысли, у него бедный словарный запас.
-
Собака на сене.
Литература:
1. Мордас Е. М. Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. - Волгоград: «Учитель», 2011.
2. Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для школьников. Русский язык и литература. - Ростов на/Дону: Феникс, 2016.
3. Иллюстрация 1 http://ped-kopilka.ru/images/ris1_%201gif.gif (Дата обращения: 19.08.16 17:05).
4. Иллюстрация 2: http://www.comics.ru/dic/d30_3.jpg (Дата обращения: 19.08.16 17:10).
.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»