Проектная мастерская "Птичья школа"
КАК ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЛИЯЕТ НА ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Жвакина Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 4
имени братьев Каменских» г. Перми
Человек ХХI века должен быть творческим и интеллектуально развитым созидателем, что подразумевает его активную жизненную позицию, умение мыслить критически и творчески, обладание коммуникативными и организаторскими способностями. Перечисленные качества человека-созидателя неотделимы от его духовно-нравственного потенциала. Поэтому перед современной школой ставится задача подготовки гражданина, умеющего строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, следовать принятым в обществе нормам и правилам поведения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Таким образом, одной из приоритетных задач начальной школы является создание полноценных условий для духовно-нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
Среди разных педагогических технологий, позволяющих осуществить поставленные задачи, ведущее место занимает групповая проектная деятельность младших школьников. На начальном этапе проектной деятельности младших школьников используется система проектных задач, объединённых одной темой и направленных на получение не существовавшего в практике ребёнка результата. Таковым оказался проект под названием «Птичья школа». Этот проект знакомит участников со скрытой от глаз общественности стороной профессии учителя. Участники проекта в учебно-игровой деятельности с позиции учителей занимаются подготовкой к началу учебного года в вымышленной, так называемой «птичьей» школе. Они выполняют задания, которые способствуют их нравственно-этической ориентации, развитию коммуникативных и познавательных умений, творческой активности.
Одним из основных направлением проекта «Птичья школа» стало развитие у учащихся нравственно-этической ориентации. Участники групп при решении определенных проектных задач создавали продукты, направленные на осмысление, активизацию, систематизацию и обобщение своего накопленного морально-этического и социального опыта, что способствовало развитию их нравственных чувств и качеств. Проектная задача «Характеристика учащихся птичьей школы» позволила участникам группы учиться наблюдательности и внимательному отношению к тем, кто рядом, объективно оценивать окружающий мир, быть терпимыми к недостаткам ближних, понимать причины непохожести и особенности разных людей, позитивно их воспринимать, находить компромиссы в сосуществовании. Из характеристик разных проектных групп:
-
Надо понимать, что в силу своих природных особенностей воробей будет вертеться на уроках, ворона отвлекаться, галка трещать весь урок, глухарь вообще ничего не услышит, кукушка будет мешать проводить урок, соловей много петь, дятел будет мешать своей долбёжкой, ястреб захочет всех скушать.
-
Пингвин по своей природе не умеет летать, поэтому требовать от него невыполнимого нельзя. Следует внести поправки в учебные программы.
-
В нашей школе 27 учащихся. Среди них коршун, сова, ястреб. Это хищные птицы. Их особенность в том, что они питаются живыми существами. Чтобы не было насилия над другими птицами, хищников следует определить в отдельный учебный класс.
-
Утка, лебедь, пингвин – водоплавающие птицы. Для них необходимы большой бассейн с водой и учитель плавания».
-
На индивидуальное обучение нужно вывести сову. Она не может учиться утром и днём. Это ночная птица.
В ходе проекта в игровой форме дети решали ещё одну нравственно-ориентированную проектную задачу, а именно разрабатывали памятку с правилами поведения в птичьей школе. Таким образом, были созданы для участников групп условия для самостоятельного определения и присвоения себе нравственных норм поведения в коллективе. Из правил поведения разных проектных групп:
-
Нельзя вылетать без разрешения на улицу.
-
Нельзя обзывать и обижать других птиц.
-
Хищникам не есть одноклассников.
-
Перья другим птицам не выдёргивать.
-
Нельзя мусорить.
-
Нельзя нарушать тишину на уроках.
-
Громко не чирикать и не каркать на переменах.
-
Не врать и не грубить учителю.
-
Не портить чужие вещи.
-
Не играть на уроках на птицефоне.
-
В библиотеке не клевать книги.
-
Приходить на уроки вовремя.
-
Соблюдать птичий этикет.
-
Помогать одноклассникам.
-
Прилежно выполнять домашние задания.
-
Приходить на занятия в школьной перьевой форме.
-
Быть активными на уроках.
-
На переменах играть в безопасные игры.
Одной из целей проектной мастерской «Птичья школа» было развитие коммуникативных умений учащихся. На протяжении нескольких проектных дней можно было наблюдать, как деятельность учащихся разновозрастных групп помогает им в развитии сотрудничества между собой, развивает умения инициировать учебное взаимодействие с разными партнерами, вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Старшие дети помогали младшим в организации их деятельности, поддерживали тех малышей, которые не могли реализовать себя по различным причинам в группе сверстников. В такой ситуации старшие осознавали свою полезность, востребованность как помощников педагога, учились ответственности за себя и других. Разнообразные и динамичные связи между учащимися, требовали от каждого ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствовали обогащению коммуникативного и социального опыта. Из рефлексивных листов учащихся:
-
«Мне понравился проектный день, потому что мы работали в команде и всегда помогали друг другу»;
-
«Я сегодня провела свой день отлично. Больше всего мне понравилось работать в команде»;
-
«Мне понравилось, потому что я работал в команде»;
-
«Мне понравилось работать в команде. Мы все помогали друг другу»;
-
«Мы работали дружно: Вика писала, Миша искал ответы, Ксюша читала задания, Владик искал ошибки в словах, Полина рисовала. Я помогала всем»;
-
« Я сегодня нашёл новых друзей. Было интересно».
В чём были достоинства данного проекта? Учащиеся увидели перед собой конечный результат, которым могли пользоваться в жизни, который они создали своим умом, вложили в него свою душу. Создание собственного продукта возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Но при осуществлении проекта были ценны не только его результаты, но и в большей степени сам процесс, который позволил учащимся понять друг друга, сплотиться, который развивал коммуникабельность, умение работать в команде. Проект оказался ценен тем, что в ходе его выполнения школьники получили возможность не только самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и творческой деятельности, но и нравственно совершенствоваться.
Среди многих педагогических задач проекта «Птичья школа» была ещё одна: создать ситуацию нравственного оценивания труда учителя, которая успешно была реализована. Из рефлексивных листов учащихся:
-
«Оказывается, быть учителем трудно! Но зато – интересно!»
-
«Я узнала много нового об учителях. Каково ими быть!»
-
«Мне понравилось быть учителем, но это трудно».
-
«Учителем быть нелегко, много работы, почти не отдыхаешь».
-
«Ужасно сложно быть учителем!»
-
«Профессия учителя очень сложная».
-
«Я не знал, что учителя так много работают».
-
«Мне понравилось быть учителем, хотя это и трудно!»
-
«У профессии учителя есть свои плюсы и свои минусы. Быть учителем непросто!»
Вовлечение учащихся в данный проект позволило развивать у них способности видеть нравственные ситуации, осознавать и принимать нравственные нормы и правила, оценивать нравственные поступки, определять для себя нравственные ориентиры.
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. Процесс групповых взаимодействий в проектной деятельности способствует развитию моральных и социальных навыков. Таким образом, через проектную деятельность осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
-
Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
-
Виноградова Н. Ф. Сборник внеурочной деятельности. – М.: Вентана-Граф, 2013 – 192 с.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО