Добро пожаловать в сказку
- Сформулировать умения ставить проблемные вопросы и отвечать в виде суждения или умозаключения.
- Развивать специальные умения находить в произведении элементы сказки, выявлять признаки сказки.
-Апробировать применение активных методов обучения
- воспитывать уважение к искусству и культуре разных народов
Краткосрочное планирование
ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 5 КЛАСС.
Пояснительная записка
Данная работа по литературе для 5 класса. Предлагаю Вашему вниманию работу на тему: " Добро пожаловать в сказку ". Хотелось бы рассказать, что такое сказка, что называется сказкой, какими бывают сказки - сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных.. Также в этом уроке будет рассмотрено сказки, которые делятся по характеру развития действия на положительных и отрицательных. По обладанию вымышленными способностями герои делятся на реальных и вымышленных. Данное мое творчество предназначено для широкого круга читателей, как для школьников младших классов, так и для старшеклассников, и, я думаю, будет интересен данный материал и учителям.
Цель:
-
Обобщить изученное
по теме «Сказки»
-
Усвоить новые
понятия: сказка,
бытовая, волшебная;
-
Развивать
общеучебные
умения: оперировать
понятиями,
выделять признаки
в содержании
понятия;
-
Сформулировать
умения ставить
проблемные
вопросы и отвечать
в виде суждения
или умозаключения.
-
Развивать
специальные
умения находить
в произведении
элементы сказки,
выявлять признаки
сказки.
Задачи:
-Апробировать
применение
активных методов
обучения
-
воспитывать
уважение к
искусству и
культуре разных
народов
Краткосрочное планирование
Черноколенко И.Н Общеобразовательная средняя школа №3 |
|
Предмет Литература |
Класс 5 |
Тема урока |
Добро пожаловать в сказку |
||
Цель SMART |
- Обобщить изученное по теме «Сказки» - Усвоить новые понятия: сказка, бытовая, волшебная; - Развивать общеучебные умения: оперировать понятиями, выделять признаки в содержании понятия; - Сформулировать умения ставить проблемные вопросы и отвечать в виде суждения или умозаключения. - Развивать специальные умения находить в произведении элементы сказки, выявлять признаки сказки. -Апробировать применение активных методов обучения - воспитывать уважение к искусству и культуре разных народов |
||
Критерии успеха |
Мотивация, саморегуляция, парная работа, групповая работа |
||
Ключевые идеи, подход |
Диалог, парная работа, критическое мышление |
||
Учебник |
Русская словесность для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Авторы: Т.П. Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, Н.Н. Ставицкая, С.Я Ходова. Алматы «Атамура» 2010 |
Заявка на оценку
«5» -18 баллов и более
«4» - 15-17 баллов
«3» - 11-14 баллов
Оборудование: компьютер, карточки, оценочные листы, стикеры, бумага А-4, маркеры.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Баллы Время |
Деятельность учащихся |
1 1.1 1.2 |
Оргмомент Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи) Знакомство с заявкой на оценку и критериями оценки |
2 мин |
Учащиеся показывают наличие карточек, информируют учителя о количестве вопросов в анкете обратной связи. Знакомство с предполагаемой оценкой урока. Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их |
2. 2.1 |
Анализ темы урока. Беседа по теме урока: - Прочитайте тему урока: Как вы ее понимаете? - Что значит добро пожаловать в сказку? Индивидуальный труд |
2 мин 2 б |
Варианты ответа: Сегодня мы будем говорить все о сказке |
3 |
Работа по теме урока Беседа: - Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос- понятие. Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам нужно вспомнить какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия «сказка» Задание 1 группа Цель: расставление приоритетов в идеях и информации, обсуждение обоснование выбора Стратегия «Расстановка карт» - вам необходимо расставить карточки по их важности. Сказка – преимущественно прозаическое повествование волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных. - Сказка – один из основных видов эпоса в фольклоре 2 группа Цель: рассмотрение всех пунктов, которые, важны при рассмотрении ключевой проблемы, обсуждение обоснования своего выбора Стратегия «Строительство стен» - Вы получаете набор карточек со словами, вы должны записать свои идеи на листке бумаги, используя для строительства стены карточки. Карточки. Сказка, вид эпоса, фольклор, жанр, повествование, авантюрный характер, вымысел, разряды, волшебные, кумулятивные, бытовые, о животных, анекдоты, миф 3 группа составляют кластер Цель: рассмотрение и выбор понятий, обоснование выбора О животных кумулятивные вид эпоса
Авантюрные Сказка повествование Волшебные вымысел Групповая работа - По какому признаку можно поделить сказки? - Изучая, русские народные сказки мы с вами прочитали удивительную сказку «Царевна - лягушка», к какому разряду ее можно отнести? Цель: Обучение умению рассуждать и доказывать - Докажите, что «Царевна - лягушка» - волшебная сказка, формулируя свой ответ в виде умозаключения, используя слова : поскольку, а, следовательно. Индивидуальный труд. |
8 мин 1 б 5 мин 2 б 5 мин 1б 3 мин |
- Что называется сказкой? 1. Сказка – один из основных видов эпоса в фольклоре 2. Сказка – преимущественно прозаическое, художественное повествование волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. 3. Сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных. Фольклор, вид эпоса, сказка, жанр повествования, авантюрный характер, вымысел, разряды, волшебные, кумулятивные, бытовые, анекдоты. Вариант ответа: волшебная Вариант ответа: по характеру развития сюжета Вариант ответа: поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников , считается волшебной сказкой, а «Царевна - лягушка»- это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец. Следовательно, произведение «Царевна - лягушка» является волшебной сказкой. |
|
Задание №2 Цель: Обучение умению сравнивать и доказывать Сформулируйте 2 суждения на сравнение и выявите общие и особенные признаки героев сказки. Работа в парах. Задание 1 группе. По характеру развития сюжета 2 группа. По обладанию вымышленными способностями. 3 группе Кто вызывает больше симпатий у вас, докажите почему? Работа по стратегии «Пять вопросов». Цель: Научить более глубоко подходить к вопросу, разбирая его на более мелкие подтемы, с одним и тем же вопросительным словом – как? Дайте ответ на вопрос: чем отличается бытовая сказка от волшебной? 1 Как называются сказки, в которых рисуются картины обыденной повседневной жизни не в фантастической форме, а непосредственно, прямо. 2. Как отличить бытовую сказку от других видов? 3. Как и о чем рассказывается в бытовой сказке? 4. Как и что вы можете сказать о событиях, которые повествуются в бытовых сказках? 5. Как герой побеждает своего врага в бытовых сказках? - Что высмеивается в таких сказках? - Кого из персонажей казахских бытовых сказок вы можете назвать? - Кто такой Алдар-Косе? - Какие элементы быта мы встречаем в казахских сказках? Цель: Обучение умения делиться отдельной информацией из группы в группу, составляя из кусочков целое Стратегия «Научи другого». Способ передачи информации. Каждой группе выдается часть текста, обсуждая его в своей группе вы выбираете человека, который пойдет сначала в одну группу, затем в другую, а затем кто-то на горячем стуле расскажет сказку целиком. - Что придает казахской сказке национальное своеобразие? Горячий стул (пересказ текста полностью) Цель: Обучение умению анализировать полученные знания и уметь ответить на поставленные вопросы Итоги. Сказки сочиняли люди разных национальностей, но как мы убедились понятия о добре и зле у всех народов одинаковые. Поэтому сказки разных народов понятны и интересны всем, они учат нас каким надо быть. Все народы земли всегда мечтают о хорошей жизни, о торжестве справедливости и добра на земле. Вот поэтому в сказках всегда хороший конец, а добро всегда побеждает зло. Рефлексия. Дерево пожеланий |
5 мин. 4 балла 5мин. 4балла 3мин. 5баллов 1балл 1балл 1балл 7мин. 3балла 1мин. 2мин. |
По характеру развития действия делятся на положительных и отрицательных (Иван-Царевич – Кощей - Бессмертный). По обладанию вымышленными способностями герои делятся на реальных и вымышленных (реальные: царь, сыновья, жены; вымышленные: Царевна-Лягушка, Кощей-Бессмертный, Баба-Яга) Примерный ответ: Больше чем Иван- Царевич симпатии читателя вызывает образ Царевны-Лягушки. Варианты ответов: 1 Бытовые. 2 Земной и реальный сюжет. 3. О болтливых женах, о мудрых вопросах и ответах, о ворах, высмеивается, я барин, поп, ничего не умеющая невеста. 4. Они нереальны в жизни, они столь необыкновенны, что в них никто не верит (цари дружит с мужиком). 5. Благодаря своему уму, ловкости, находчивости, хитрости. Варианты ответов: - лень, жадность, глупость, невежество. - Алдара Косе. -сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе, он защищает бедных, с помощью ума и ловкости обманывает наказывает богачей, лентяев, глупцов и даже чертей. |
Список использованной литературы
-
Ирина Семина Семь сказок о добре и зле — Москва, Речь, 2015 г.- 144 с.
-
Сандей Аделаджа Творить добро всегда вы — Санкт-Петербург, Кириченко, 2008 г.- 112 с.
-
И. А. Гончаров. Обломов. М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы: И. А. Гончаров, М. Е. Слтыков-Щедрин — Москва, Детская литература. Моск, 2003 г.- 752 с.
-
М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки— Москва, Детская литература, 2014 г.- 224 с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Название и тип заявленного Вами материала не соответствуют загруженной разработке. В конспекта урока отсутствует указание на раскрываемые УУД, неясна мотивация обучающихся к изучению заявленной темы.
С уважением, С.А. Колодин.