"Сказочное путешествие"
Лях Светлана Юрьевна
высшая категория
станица Староминская, Краснодарский край
ГБОУ школа - интернат
физическая культура
урок
Сюжетно – игровой урок «Сказочное путешествие»
Цель: Формирование у детей навыков социального взаимодействия средствами физического воспитания. Развивать умение применять полученные знания в коллективной игре, движениях.
Формируемые УУД: предметные: иметь представления о движениях,организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки и упражнений.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные:осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: магнитофон, инвентарь разнообразный (мячи, палки, мешочки, кольца, скакалки, светофор, цветные круги и т. д.); мелкий и легкий, чтобы детям было удобно его брать; яркий и неодинаковый по окраске, чтобы он мгновенно мог привлечь к себе внимание учащихся (цветные мячи, желтые кольца, на каждом цветном кругу из материи разные аппликации, препятствия из поролона, обшитые цветной клеенкой и др.). Располагаем инвентарь в зале так, чтобы дети могли быстро добраться до него. Это исключает лишние перемещения и перестроения, увеличивает моторную плотность урока.
Перед началом урока готовим в зале две полосы препятствий, которые располагаем параллельно, так как дети будут играть двумя командами. Раскладываем две дорожки здоровья, которые состоят из четырех частей: с палочками, с камешками, со скакалками, с деревянными чурками разных размеров. Длина каждой дорожки — 1 м, ширина — 20—40 см. Все дорожки скрепляем «липучками» или с помощью кнопок, пуговиц.
Дорожки располагаем вдоль лицевой линии волейбольной площадки. За каждой дорожкой ставим по два барьера разной высоты (первый — 70 см, второй — 90 см). За барьерами кладем две гимнастические палки, а затем длинную скакалку. Канат раскладываем на полу в форме овала и соединяем концы его. За канатом ставим параллельно две гимнастические скамейки.
Дорожки, скакалки, канат и гимнастические скамейки располагаем вдоль боковых линий волейбольной площадки. Вдоль линии волейбольной площадки ставим и два легкоатлетических барьера, за которыми для мальчиков располагаем три деревянных бруска высотой 20 см, а для девочек два бруска. За брусками — следующие препятствия: поролоновые кубики 25X25 см, обшитые цветной клеенкой. По линии волейбольной площадки кладем специальные кирпичи из дерева — по 4—6 штук. Наконец, последнее препятствие — три кегли, поставленные на расстоянии 1—1,5 м друг от друга.
Обе полосы представляют собой два замкнутых круга. Кроме того, для проведения урока на две гимнастические скамейки раскладываем цветные круги из материи, по количеству учащихся. Скамейки слегка отодвигаем от стенки, чтобы за ними можно было положить баскетбольные мячи так, чтобы они не скатывались со скамеек. На нижние рейки гимнастических скамеек кладем мешочки с леском, весом 150 г, на одну скамейку для одной команды, на другую для другой. Под нижние рейки кладем также летающие кольца. У каждого пролета гимнастической стенки ставим по две гимнастические палки (внутри). И на каждую рейку вешаем по две скакалки, Кроме того, вдоль всей гимнастической стенки примерно на высоте 3—4-й рейки протягиваем длинную скакалку, связанную из 4—б обычных скакалок. Это — «лиана». В 3—4 небольших ящиках лежат малые мячи. По детским корзинам раскладываем по 10 штук цветов, а на стол кладем разноцветные цветы из бумаги, а также два картонных листа, несколько бумажных медалей, светофор (красный, желтый, зеленый), корону для водяного (из картона) и зеленую бороду, сделанную из марли.
Но вот со звонком дети входят в спортивный зал. Учитель, взяв за руку правофлангового, ведет детей за собой по кругу (в центре зала) и затем другой рукой берет за руку левофлангового. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Все принимают основную стойку.
Учитель
обращается
к учащимся:
«Сегодня на
уроке мы с вами
отправимся
в занимательное
путешествие,
побываем в
лесном царстве,
на озере, доплывем
до Африки, наш
корабль попадет
в шторм, но я
уверена, что
все закончится
благополучно,
и мы вернемся
домой.
Путешествовать
будем двумя командами:
команда девочек
и команда мальчиков.
Девочки —
«котята», мальчики
— «колобки».
Успехи своих
команд их капитаны
будут отмечать
красивыми
цветами на
своей полянке
(картоне). Чтобы
попасть в сказку,
нам нужно пройти
трудный путь».
После этого
учитель сочетает
свой рассказ
с показом и сам
проходит всю
полосу препятствий:
по дорожкам
здоровья, подлезает
под валежник
(барьер), прыгает
через канавы
(две гимнастические
палки на расстоянии
50 - 70 см), преодолевает
ручей (на обеих
ногах), обходит
лужу (приставными
шагами), идет
по мостику
(гимнастической
скамейке, руки
в стороны),
перелезает
через поваленный
дуб (барьер),
прыгает через
пеньки (кубики
25X25 см и бруски),
идет по болоту
(ходьба по
кирпичикам),
рубит лес (с
каждой кеглей
выполняет
упражнение
«лесоруб»).
Перед трудной дорогой по доброму русскому обычаю дети садятся на пол и затем по команде учителя начинают преодолевать полосы препятствий. Учитель все время напоминает им, что через канаву прыгать надо только многоскоком, а через ручей — на носочках, не опускаясь на пятки; по канату идти приставными шагами; по мостику не бежать; перелезая через «поваленный дуб», придерживать барьер; прыгая через пеньки, стараться не задевать их ногами; по болоту идти спокойно, не спеша, точно ставя ноги на кирпичи (чтобы они не перевернулись); в упражнении «лесоруб» наклон делать как можно ниже и выпрямляться полностью, руки вверх. Каждый учащийся проходит полосу два раза. Когда последние участники преодолеют дорожки здоровья, остальные начинают убирать инвентарь, ставя его вдоль стен спортивного зала.
Наконец, все дети выполнили задания. По команде учителя «Домики!» они берут со скамеек цветные кружки и садятся на них (в домики) на лицевой линии волейбольной площадки. «Дети,™ говорит учитель,— теперь вы оказались на большой лесной поляне. Сейчас мы попросим освобожденных ребят посадить (разложить) на поляне цветы и грибы (они заранее приготовлены в ящиках и корзинах), и я посмотрю, как вы умеете собирать их, каждый должен собрать два цветка и два гриба». Дети выбегают на поляну и, собрав необходимое количество цветов и грибов, бегом возвращаются к своим домикам. Команда, которая первой заняла свои домики, награждается красным цветком. Капитан ее на своей поляне-картоне клеит красный цветок (красный цветок клеят и за правильное прохождение полосы препятствий, а если были ошибки, клеят синий цветок).
Тем временем учитель показывает ребятам рисунок медведя и говорит: «На поляне первым нас встречает медведь. Он сильный и, чтобы стать еще сильнее, обязательно тренирует свои лапы». Все дети вместе с учителем принимают упор лежа на полу и начинают сгибание и разгибание рук в упоре, девочки при этом могут опираться коленями о пол.
По команде учителя все дети встают и со словами: «Миша, Миша, косолапый, выпрямляй-ка свои лапы» имитируют движения медведя, продвигаясь вперед на внешней стороне стопы (руки свободно). Дойдя до средней линии зала, все приседают.
Учитель: «А теперь мы повстречали зайца. У него ноги сильные. Попрыгаем, как зайцы». Ребята вслед за учителем со словами «Заяц, заяц длинноухий, самый быстрый, самый ловкий» прыгают до боковой линии волейбольной площадки на носках обеих ног.
Затем дети садятся на боковую линию, лицом к середине зала, Учитель: «А сейчас загадка! Зеленая, красивая, листья ест, траву ест, но вредитель». Дети отвечают: «Гусеница». Учитель показывает рисунок гусеницы, и дети начинают выполнять упражнения «гусеница»:
ложатся на пол и ползут по-пластунски до средней линии зала. Учитель в это время произносит: «Все гусеницы прижимаются к листочкам. Все упражнения выполняют добросовестно».
Дети садятся на среднюю линию зала. Учитель: «В траве мы видим паучка». Дети вместе с учителем произносят: «Паучок, паучок, ты коричневый бочок, лапками двигаешь, ползешь, но не прыгаешь» и одновременно выполняют упражнение «паучок» (переползание на руках и ногах, упор руками сзади).
Все паучки садятся в свои домики. А учитель уже приготовил ребятам новое задание: «Из лесного царства нам нужно попасть на озеро. И поедем мы туда на мотоциклах. Каждый из вас приготовил свой мотоцикл?» Дети быстро берут баскетбольные мячи и садятся на них в своих домиках. Учитель: «На дороге светофор. Необходимо соблюдать правила движения». Ребята выбирают регулировщика. Он встает на средней линии зала немного сбоку. Учитель обязательно сам показывает, как надо ехать на мотоцикле: ведение мяча в ходьбе (беге) правой рукой. По команде учителя: «Поехали!» мотоциклисты отправляются в дорогу. Но вот регулировщик поднимает красный светофор. Мотоциклисты останавливаются — ведут мяч на месте. Затем регулировщик поднимает желтый светофор — мотоциклисты готовятся к движению, а по зеленому сигналу светофора вновь ведут мяч до боковой линии волейбольной площадки. Здесь они останавливаются и по команде учителя «Все за мной!» начинают выполнять упражнение на внимание: мяч вперед, за голову, на правое плечо, на левое, подбросить правой рукой вверх, левой рукой вверх и т. д. Затем мотоциклисты продолжают свой путь. Регулировщик поднимает зеленый светофор, мотоциклисты ведут мячи к корзинам на подоконнике и аккуратно кладут туда баскетбольные мячи. После этого ребята опять берут свои домики и в центре зала образуют «озеро» — каждый садится в свой домик. „ Выбирают водяного, ему надевают бороду и небольшую корону. В руках у него светофор — красный и зеленый. Учитель показывает детям рисунок цапли. Все вместе произносят «Ходят цапельки вокруг, лапки поднимая, через кочки и пеньки весело шагая». На каждое слово учащиеся выполняют за учителем различные движения руками и ногами в положении сидя. Затем они расходятся по залу и изображают движения цапли (ходьба высоко поднимая колени, тянуть носок, руки в стороны, следить за осанкой). Водяной поднимает красный светофор и все цапли садятся в свои домики.
А учитель уже показывает рисунок лягушки и зачитывает следующий рефрен: «Мы лягушки, мы лягушки, мы зелененькие брюшки, по болоту прыгаем и ногами двигаем». Водяной поднимает зеленый светофор. Все дети начинают прыгать в приседе с опорой на руки и квакают. Водяной поднимает красный светофор. И все лягушки бегут в домики (прибежавший последним получает штрафное очко).
Учитель: «На озеро пришел рыбак, за спиной он нес рюкзак, а в руках у него удочка». По сигналу водяного дети бегут к гимнастическим стенкам, берут развешанные там скакалки, складывают их вдвое, крутят правой рукой по кругу, перепрыгивают через них, стараясь не попасться на удочку. Учитель подсказывает ребятам, что нужно пониже опустить руку со скакалкой, и тогда удобнее будет прыгать.
Новый сигнал водяного (все действия выполняются только по сигналу). Дети вешают скакалки на гимнастические стенки и возвращаются в свои домики. Команда, выполнившая все упражнения в игре «На озере» правильно и добросовестно, получает красный цветок. Капитан клеит красный цветок и на своей полянке-картоне.
Учитель: «С озера в город мы плывем на байдарках по реке. Каждый садится в байдарку». Дети берут гимнастические палки, вместе с учителем садятся на пол поперек зала и по команде «Поплыли!» начинают в положении сидя, поочередно сгибая ноги (палка в руках), продвигаться вперед, имитируя движение байдарочников (помогать себе палкой нельзя). Доплыв до города Скамейск, ребята складывают палки на гимнастические скамейки и садятся на них.
Учитель: «Ребята, в городе вы попали в дом игрушки. Скамейки представляют собой витрины магазина, а все вы — игрушки. Я же — продавец. Первая игрушка, которую я хочу продать — это мяч». Дети выполняют прыжки в глубоком приседе по залу в разные стороны, произнося при этом: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь, красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой». Как только продавец показывает красный светофор, все дети бегут и занимают свои места на витрине.
Учитель: «А теперь я продаю экскаваторы. Что они умеют делать?». Учитель берет мешочек с песком, зажимает его стопами, принимает упор сидя и, подняв ноги углом, выполняет поворот на 360° (180°). «А сейчас я посмотрю, как работают ваши экскаваторы». Дети быстро разбирают мешочки, занимают свободные места в зале и выполняют упражнение «экскаватор». Учитель дает им советы: ноги не сгибать, держать угол повыше, плечи не поднимать. Обязательно отмечает он тех, у кого лучше всех получается это упражнение. И награждает их медалью в форме цветка.
По красному светофору все дети кладут мешочки на прежнее место и садятся на скамейки-витрины. Учитель: «Теперь к нам в магазин пришел Буратино». Учитель предлагает ребятам станцевать веселый танец Буратино. Дети строятся в круг в центре зала (вокруг озера), размыкаются на вытянутые руки и вместе с учителем танцуют (используется пластинка песни из кинофильма «Приключения Буратино» — музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина).
После танца дети занимают свои места на гимнастических скамейках. Учитель: «Из дома игрушки мы отправляемся с вами в цирк на машине. Каждый возьмет в руки свой руль и начнет готовиться к поездке». Дети берут из-под гимнастических скамеек летающие кольца, и все машины (ребята имитируют движения рулем) разъезжаются по залу. Учитель занимает свой домик в центре зала. Дети садятся в круг. Кольца складывают в центре зала. Учитель: «Мы с вами на арене цирка. Первыми на арене появляются голуби». Дети бегают по залу на носках, машут руками как крыльями изображают голубей. Учитель поднимает красный светофор, все голуби занимают свои домики.
Учитель объявляет новый номер: «На арене цирка дрессированные кошки». Все дети принимают положение кошки (встают на четвереньки) и выполняют следующие упражнения: кошка добрая — дети выгибают спину; кошка злая — прогибают спину, смотрят вниз; кошка потягивается - дети ложатся на живот, сгибают ноги в коленях, тянутся руками вперед, вновь ложатся на живот. Упражнение повторяют 5-7 раз.
Тем временем на арену выезжают велосипедисты. Дети ложатся на спину и выполняют упражнение «велосипед», громко повторяв «Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья. Тра-тата, тра-та-та. Мы везем с собой кота, чижика, собаку, кошку забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая!». После этого все садятся в свои домики.
Учитель: «Ребята, сейчас мы из цирка поедем на паровозе в порт. Паровозики, стройтесь!» Каждая команда строится в колонну за своим капитаном. У капитана руки согнуты в локтях, остальные ставят руки на пояс впереди стоящему товарищу («вагончики» сцепились). Два состава начинают движение к порту. Дети идут на пятках. Учитель: «Паровоз, паровоз!». Дети: «Чух-чух-чух». Учитель: «До порта ты нас довез» Дети: «Чух-чух-чух». Учитель: «У окна сижу» Дети: «Чух-чух-чух». Учитель: «И в окно гляжу» Дети: «Чух-чух-чух».
Наконец, оба паровоза останавливаются и дети по просьбе учителя начинают строить корабль из пяти гимнастических скамеек. Девочки сооружают нос корабля (из двух скамеек), мальчики борта (из двух скамеек) и корму (одна скамейка ставится поперек, соединяя борта). Корабль готов, дети садятся на него в положении сидя ноги врозь: одна команда слева, другая справа. Учитель: «Итак, наши дружные команды отправляются на корабле в Африку, но наш корабль попадает в бурю (дети имитируют качающийся корабль, наклоняются влево и вправо, поднимают руки вверх, изображая сильный ветер, посвистывают, произнося звуки «у-ш»). Мы пересаживаемся в шлюпки и плывем к берегам Африки». Дети имитируют движения гребцов.
Учитель: «На корабле у нас боцман и юнга». Демонстрируются рисунки боцмана и юнги. По команде учителя: «Боцман!» дети ставят руки вперед, показывая, что боцман толстый, а по команде: «Юнга!» сгибают руки, показывая, что юнга худой. Учитель подает команды и сам выполняет упражнение на внимание. Но он может по команде «Юнга!» выполнить упражнения «Боцман». Дети же не должны ошибаться. Кто выполнит упражнение неправильно, садится на корабль. Команда, у которой не будет участников, нарушивших правила, или их будет меньше, чем у соперников, получает очко, и капитан клеит красный цветок на свою поляну-картонку.
После этой игры команды вновь садятся на корабль. Учитель: «На наш корабль напали пираты, матросы должны освободить его» Выбирают 2- 3 пиратов. Остальные становятся матросами. Матросы уходят от корабля на противоположную сторону, пираты располагаются перед кораблем. По команде учителя «На корабль!» матросы стараются пробежать мимо пиратов и занять свои места на корабле. Если пират осаливает матроса (нельзя задерживать участников руками), тот считается пойманным. Затем подсчитывают, сколько матросов поймал каждый пират. После игры обе команды занимают свои места на корабле.
«Корабль подплывает к берегам Африки, первыми нас встречают обезьяны»,— говорит учитель. Все дети бегут к гимнастической стенке и выполняют вис на рейке, отмеченной скакалками. По команде «Ко мне!» обезьяны спускаются с гимнастических стенок (учитель заранее предупреждает учащихся, что нельзя спрыгивать вниз, надо спокойно спускаться, за каждый прыжок команда наказывается штрафным очком).
Учитель". «В Африке растут пальмы. Сначала пальмы были маленькими (все выполняют упор присев), потом они выросли (все встают на носки, руки вверх, упражнения повторяют несколько раз)». А учитель продолжает: «Под пальмой ползет змея». Дети ложатся на пол на живот, выпрямляют руки, поднимают голову, прогибаются, имитируют шипение и вновь возвращаются в исходное положение.
Но вот урок подходит к концу. Учитель обращается к ребятам: «Наше путешествие, знакомство с Африкой закончилось. Все мы занимаем места в самолете, садимся в кресла, закрываем глаза, дышим глубоко через нос. Летим домой!». Учитель интересуется у ребят, что больше всего им понравилось. Подводит итоги урока, капитаны показывают свои поляны-картонки участникам игры. Там, где больше красных цветов, та команда и побеждает. Лучших игроков награждают медалями-цветками. Оценки можно поставить и всем остальным ученикам. Учитель благодарит детей за урок.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»