Программа деятельности детских коллективов младшего школьного возраста «Мир вокруг меня»
Программа может быть использована в работе заместителя директора по воспитательной работе, старшего вожатого, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, руководителя детского объединения, клуба, кружка и прочих категорий педагогических работников, работающих с коллективами детей младшего школьного возраста.
ПРОГРАММА
деятельности детских коллективов
младшего школьного возраста
«Мир вокруг меня»
(возраст участников – 1-4 класс)
Авторы: Абрамова Лариса Владимировна, Шитикова Татьяна Николаевна, методисты, педагоги дополнительного образования МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска.
Редактор: Абрамова Лариса Владимировна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска.
Смоленск
Скорректирована в 2010 году
Пояснительная записка
Развивающая комплексная программа «Мир вокруг меня» рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста средних общеобразовательных учреждений города Смоленска.
Она может быть использована в работе заместителя директора по воспитательной работе, старшего вожатого, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, руководителя детского объединения, клуба, кружка.
Младший школьный возраст – очень важный период в жизни ребенка, в котором формируются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую, а затем и во взрослую жизнь.
Жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления – характерная потребность детей этого возраст. Дети хотят общаться со сверстниками и взрослыми, приобретать новые впечатления, знания и умения для освоения окружающего мира. Для них привлекательны дела, в которых можно проявить свою индивидуальность, испытать возможности, способности, силы.
Этот возраст – наиболее благоприятный период в нравственном, гуманистическом становлении личности. Неслучайно, наиболее ценными качествами человека дети считают смелость, доброту, справедливость, вежливость, умение быть хорошим товарищем, прийти на помощь.
Особой ценностью для ребенка этого возраста является стремление к самостоятельности, желание и стремление получить оценку своим действиям и поступкам. В этом возрасте закладываются основы развития ребенка. И дальнейшие социальные успехи школьников зависят от обогащения его опыта самостоятельными действиями, от умения организовать себя и других, достигать поставленных целей, не пасовать перед трудностями, защищать свои взгляды, выбирать позицию.
Программа «Мир вокруг меня» предоставляет возможность в разнообразной деятельности, используя интересные для детей игровые формы, реализовать их заветное желание – стать самостоятельными. Специфика программы – в возможности поставить ребенка в активную субъектную позицию, опираясь на его жизненный опыт и возрастные особенности, обогатить это опыт, развивая личность.
Программа предоставляет простор для разностороннего общения детей в совместной деятельности, полезной для других и интересной для себя. Она открывает горизонты познания мира, преподает первые азы демократии, открывает возможности каждому ребенку для самореализации. При правильном использовании программы дети научатся понимать поставленную перед ним цель, участвовать в её
реализации, а также оценивать свои дела и поступки. Главное в программе не конкретные дела и даже не те знания и умения, которые
дети приобретут в ходе их проведения, а базисные компоненты личности – направленность интересов, мотивов ребенка, отношение к себе, людям, миру, природе, познание себя, самореализация своего «Я», индивидуальные проявления.
Цель программы:
Воспитание патриотического сознания младшего школьника, развитие его самостоятельности, подготовка к вступлению в детскую общественную организацию имени Ю.А. Гагарина.
Задачи:
-
воспитание чувства уважения и любви к Родине, родному городу, школе, семье, природе;
-
создание условий для раскрытия и реализации индивидуальных способностей ребенка;
-
выявление и развитие организаторских, лидерских способностей детей;
-
формирование у младших школьников чувства ответственности за себя и свои поступки;
-
развитие представлений об основах взаимоотношений, привитие навыков культурного общения со сверстниками, старшими и младшими;
-
расширение кругозора детей, удовлетворение их любознательности.
В программе шесть направлений деятельности (тропинок):
-
«Мой дом, моя семья»;
-
«Моя школа, мои друзья»;
-
«Мой друг – природа»;
-
Мой друг – книга»;
-
«Я – городу, город – мне»;
-
«Моё увлечение».
Тропинка – это конкретное направление деятельности, наполненное делами.
С какой тропинки начать, какие дела провести каждый конкретный коллектив решает сам. Это зависит от условий, традиций, интересов коллектива. Главное, чтобы дела, которые будут организованы, научили детей понимать и делать добро, думать не только о себе, но и о друзьях, семье, Родине.
По отдельным тропинкам дети могут путешествовать в течение месяца, по другим – четверть, а по некоторым целый год, а может
быть и дольше. По мере необходимости можно возвращаться на пройденную тропинку.
В ходе работы по программе ребята узнают:
-
родословную своей семьи;
-
правила поведения дома и в общественных местах;
-
интересы и увлечения своих товарищей;
-
пословицы и народные мудрости об учебе, дружбе;
-
новые игры, песни;
-
традиции и историю своей школы;
-
историю родного края;
-
историю создания СДГО имени Ю.А. Гагарина;
-
факты из жизни знаменитых земляков;
-
биографию Ю.А. Гагарина;
-
символику государства и детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина;
-
правила поведения на улице;
-
явления природы;
-
лекарственные растения, их целебные свойства.
В процессе работы по программе учащиеся научатся:
-
рассказывать о своей семье;
-
обслуживать себя дома;
-
изготавливать поделки, сувениры в подарок родным, товарищам, ветеранам;
-
выполнять поручения коллектива;
-
работать в группах;
-
объективно оценивать свои поступки и поступки своих товарищей;
-
участвовать в планировании и оценке результатов деятельности своего коллектива;
-
выполнять законы гагаринцев;
-
общаться со сверстниками;
-
ориентироваться в городе;
-
ухаживать за животными и растениями;
-
ремонтировать книги;
-
формулировать и высказывать свое мнение.
Результатами работы по программе являются:
-
повышение активности и самостоятельности младших школьников;
-
сплочение детского коллектива;
-
бережное отношение к культурному и историческому наследию города;
-
установление преемственности между поколениями;
-
готовность учащихся к вступлению в СДГО им. Ю.А. Гагарина.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мой дом, моя семья»
Тропинка «Мой дом, моя семья» поможет детям побольше узнать о своей семье, её истоках, о своих дедах и прадедах, научить любить и понимать родных и близких людей, а также принимать и делать подарки и сюрпризы родным и друзьям.
Примерные формы работы на тропинке: встречи, беседы, праздники, игры, конкурсы, операции, клубные занятия – «Я и моя семья», «Фотографии рассказывают», «Я – член моей семьи», «Моя фамилия», «Альбом семейных фотографий», «В дом пришли гости», «Как ходить в гости», «День Ангела», «Будем знакомы», «День именинника», «Под знаком зодиака», «Семья делами славится», «Удивительное рядом», «Рассказы бабушкиного сундука», «Вместе с мамой», «Вместе с папой», «Дочки – матери», «Братики – сестрички», «Чудеса своими руками», «Мой дом – я хозяин в нем», «Радость людям», «Забота», «Мой дом, мой двор», «Действуем по сигналу SOS».
«Моя школа, мои друзья»
Тропинка «Моя школа, мои друзья» поможет детям посмотреть на школу и на своих товарищей с другой стороны. Дети узнают историю и традиции своей школы, познакомятся с деятельностью юных гагаринцев, в увлекательных делах научатся тренировать внимание, память, выполнять серьезные поручения коллектива, дружить, а также делать добрые дела для школы и своих товарищей.
Примерные формы работы на тропинке: экскурсии, праздники, конкурсы, путешествия, беседы, разговоры, турниры, живые газеты, игры, аукционы – «Наша школа», «Оглянемся вокруг себя», «Здравствуй школьная страна», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Ты плюс Я – дружная страна», «Вот и стали мы на год взрослей», «А, ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!», «Конкурс сообразительных ребят», «Конкурс фантастических рассказов», «Школа веселых наук», «В страну знаний», «О дружбе и товариществе», «Хоровод друзей», «»Веселые математики», «Конкурс эрудитов», «Школа вежливых наук», «На себя со стороны»,
«Наш класс», «Наши радости и огорчения», «Час дружеских вопросов и ответов», «Город веселых мастеров», «Концерт-ромашка», «Наши старшие друзья – гагаринцы», «Законы юных гагаринцев», «День рождения отряда».
«Мой друг – природа»
Тропинка «Мой друг – природа» научит детей видеть и слышать природу, радоваться её красоте, понимать её, помогать ей, заботиться о ней. Дети узнают много нового о жизни растений и животных, об изменениях в природе, о Красной книге природы, растениях-лекарях и многом другом.
Примерные формы работы на тропинке: путешествия, экскурсии, операции, рейды, разговоры, телепередачи, конкурсы, турниры, праздники, выставки – «В мир природы», «Времена года», «По страницам Красной книги», «Удивительное рядом», «Малый зоопарк», «Забота», «Скворечник», «Кормушка», «Зелёный патруль», «Защищай, береги, умножай», «Я –друг и защитник природы», «Сад на подоконнике», «Наши друзья – животные», «Насекомые-барометры», «Лесная азбука вежливости», «Мисс кис-кис», «Верный друг», «Узнай дерево по листочку», «Зимняя сказка», «Лесные диковинки», «Здравствуй, зимушка-Зима», «Золотая осень», «Природа и фантазия», «Сюрпризы лесной тропинки».
«Мой друг – книга»
Тропинка «Мой друг – книга» поможет детям научиться правильно читать книгу, стать её настоящими друзьями, хорошими хозяевами, а также встретиться с любимыми литературными героями.
Примерные формы работы на тропинке: праздники, фестивали, клубы, часы вопросов и ответов, игры-путешествия, операции, викторины, литературные гостиные – «Книжка в гости к нам пришла», «Алёнушкины именины», «Откуда слово к нам пришло», «Любимых книг», «Литературных героев», «Любителей сказок», «Любителей поэзии», «В книжное королевство», «В страну сказок и приключений», «В гости к Мурзилке», «Бумажный клад», «Книжкина больница».
«Моё увлечение»
Тропинка «Моё увлечение» предоставит возможность детям найти дело по душе, а также познакомить товарищей с любимым занятием, посоревноваться в различных видах деятельности.
Примерные формы работы на тропинке: встречи, клубы, праздники, игры, конкурсы, выставки, концерты – «Буратино», «Мальвины», «Здоровья», «Делового малыша», «Мир моих увлечений», «Спорт любить – здоровым быть», «Музыка вокруг нас», «Алло, мы ищем таланты», «Интересных встреч», «Умелые руки не знают скуки», «Наши таланты», «Знаю, умею, научу», «Вопросов и ответов», «Сюрпризов», «Всё, что знаю – расскажу, что умею – покажу», «Наше творчество», «Делаем сами своими руками», «Очумелые ручки».
«Я – городу, город – мне»
Тропинка «Я – городу, город – мне» познакомит детей с историей родного города, его памятниками, улицами, различными службами, необходимыми нам ежедневно, научит вести себя в общественных местах, в экстремальных ситуациях, а также заботиться о чистоте, порядке, зеленых насаждениях, людях.
Примерные формы работы на тропинке: путешествия, экскурсии, встречи, праздники, операции, игры, разведки, десанты – «Совсем рядом», «Удивительное рядом», «Улицы рассказывают», «По памятным местам», «Вчера, сегодня, завтра», «Наши земляки», «Ими гордится наш город», «Первый космонавт планеты», «Мы песни поем о Смоленске», «Добрые волшебники города», «Город мастеров», «Мой подарок городу», «Праздничный сюрприз», «Наши добрые дела городу», «Чистый двор», «Поздравление», «Что? Где? Когда?», «Как проехать? Как пройти?»,»Светофор», «Азбука пешехода», «Безопасное колесо».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Деятельность, предлагаемая детским коллективам в рамках реализации программы, очень разнообразна. Это как общие мероприятия, в которых дети научатся вместе выдвигать перспективы, переживать успехи и неудачи, оценивать результаты, так и индивидуальные дела, способствующие развитию личности и
способностей каждого ребенка, дающие определенные практические умения и навыки.
В зависимости от проблем, забот конкретного коллектива, намечаются перспективы его развития, которые предполагается реализовать в конкретных делах, то есть планируется работа на определенный период. В планировании участвуют дети (работа групп по выбору форм работы из предложенных педагогом, игра «Конструирование», «Разведка дел» и т.д.), решается, какое дело станет первым. Необходимо позаботиться о том, чтобы все дети были включены в подготовку к нему. Зная интересы и возможности детей, можно разделить ребят на маленькие группы, дать индивидуальные задания, придумать совместные задания для детей и их родителей. Взрослые же организаторы дела позаботятся об игровых моментах, неожиданностях, сюрпризах, которые будут способствовать созданию эмоционального настроя во время проведения дела.
Помним главное: каждое дело должно развивать и воспитывать ребенка, то есть маленький человек в процессе его подготовки и проведения должен включаться в активную деятельность (должен сам думать, искать, рисовать, учить, мастерить, готовить, приглашать, изучать и т.д.).
В подготовительный период педагог становится помощником, главным координатором, который направляет, подсказывает, помогает каждому проявить свои личные качества и способности. Подготовительной работе, выполнению коллективных и индивидуальных заданий отводится важное место. Ведь именно в это время формируются отношения как между детьми, так между детьми и взрослыми, происходит необходимое для ребенка общение, в результате которого малыш приобретает социальный опыт, учится познавать окружающий мир.
В ходе дела выступает каждая группка, а также раскрывается неизвестный ребятам сюжет.
Очень важным моментом является анализ дела. В процессе анализа дети учатся думать, смотреть на себя и товарищей со стороны, видеть как свои личные достоинства и недостатки, так и своих товарищей с тем, чтобы в будущем стать более ответственными, активными, самостоятельными, внимательными друг к другу. Необходимо обратить внимание и на конкретные моменты подготовки дела: что надо было сделать, чтобы его провести, что из всего этого дети сделали сами, что сделали с помощью старших, что сделали взрослые, кому нужно сказать «спасибо», кому нужно высказать пожелание не подводить товарищей в следующий раз?
Для наглядности можно использовать цветовую гамму, в которой каждый цвет означает степень самостоятельности детей: сделали сами, сделали с помощью старших, сделали старшие. Из
разноцветной цветовой гаммы выбирается тот цвет, которому отдано предпочтение, а на карте путешествия, где указано название данного дела, помещается отметка в виде шага соответствующего цвета. Понятно, что цвет шага будет зависеть от степени участия детей в данном деле. Например, красная – наивысшая степень самостоятельности, то есть большую часть работы дети сделали сами, желтый – им во многом помогали старшие, белый – дети очень малую часть работы смогли сделать самостоятельно.
По карте путешествия будет очень просто проследить не только процесс деятельности за определенный период, но и рост самостоятельности коллектива, степень активности, участие в делах.
Важно, чтобы было движение вперед (какими были в начале путешествия и какими стали). Для этого каждому шагу можно дать номер, указать на нем дату проведения дела. Целесообразно создать «Копилку интересных дел» (большой конверт, шкатулка, сундучок), куда будут помещаться впечатления детей о каждом проведенном деле, рисунки, фотографии и т.д. Эти материалы с успехом можно использовать на итоговом празднике, при анализе работы, определении задач на будущее.
Учитывая возрастные особенности детей, программа предлагает дать оценку достижений ребёнка в соответствии с теми задачами, которые решались в путешествии на конкретной тропинке, с присвоением соответствующих званий в игровой форме: «Мудрый домовёнок», «Настоящий друг», «Друг природы», «Друг книги», «Знаток родного города», «Мастер своего увлечения», «Знаменитый путешественник».
Если путешествие «Мир вокруг меня» будет проводиться в нескольких коллективах по одному и тому же маршруту, то периодически можно собирать путешественников из разных классов вместе с целью показа интересных моментов, достижений, что может явиться стимулом для тех, кто пока ещё не включился в работу. Постарайтесь не сравнивать детей и их коллективы, не обижайте и не унижайте тех, у кого не получилось. Ведь в том, что не получилось у детей – виноват педагог (что-то не учли, где-то сделали не так).
Итак, интересная и увлекательная жизнь малышей в ваших руках. Привлекайте в помощь родителей и старшеклассников. И у Вас будет не столько трудностей, сколько радости, что Вы помогаете детям вступить в самостоятельную жизнь, вселяете в них уверенность в собственных силах, делаете их добрее и терпимее друг к другу и ко всему, что их окружает.
ЛИТЕРАТУРА.
-
Болотова С.А., Довгий Т.П., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.3. - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.
-
Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - Москва: Астрель: ACT, 2001.
-
Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - Москва: БАО-ПРЕСС, 2005.
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2003.
-
Дробинина Н. Н. Классные часы. 1–4 класс. [Текст] / Н. Н. Дробинина. – Москва: ВАКО, 2008.
-
Иванов Ю.Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. – Смоленск: Русич, 2006.
-
Иванов Ю.Г. 500 вопросов и ответов о любимом городе. – Смоленск: Русич, 2011.
-
Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2006.
-
Красная книга Смоленской области. Смоленск, 1997.
-
Крутогоров Ю. Ваше имя? – Москва: Робот, 1979.
-
Лапикова А.В. Смоленск. Свидание с городом. – Смоленск: Русич, 2009.
-
Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени – Ростов – н/Д: Учитель, 2002.
-
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - Москва: Слово, 1994.
-
Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. Москва,
2003.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия.- М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000.
-
Ражнев Г.В. Герб Смоленска. Смоленск, 1993.
-
Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001.
-
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Москва, 2001
-
Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999.
-
Перлин Б.Н. Смоленск и его улицы. Смоленск, 2002.
-
Природа Смоленской области. Смоленск, 2002.
-
Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. Москва, 2000.
-
Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
-
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва, 2005.
-
Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Москва, 1998.
-
Цветкова, Н. И. Как составить и успешно реализовать программу воспитания:
методическое пособие [Текст] / Н. И. Цветкова. – М., 2003.
-
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС