Калмыкова Анастасия Альбертовна
Высшая квалификационная категория
г. Саратов
МДОУ «Детский сад № 62»
Старший воспитатель
ООП ДОУ составлена с учетом примерной программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Итоговое мероприятие тематической недели
«Мир профессий»
в подготовительной к школе группе
тема мероприятия: Все работы хороши – выбирай на вкус!
Тип разработки «Мероприятие»
Пояснительная записка
С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменился подход к организации образовательного процесса, На смену привычной всем учебной модели организации дошкольного воспитания пришла комплексно-тематическая модель, используемая ранее только в коррекционных группах ДОУ (в логопедических группах весь образовательный процесс был направлен на освоение материала условно разделенного на темы (лексические)). Построение всего образовательного процесса в контексте ФГОС ДО направлено на достижение целей через деятельность – так называемый деятельностный подход в обучении и воспитании.
При проектировании комлексно-тематического планирования нами, как и во всех дошкольных учреждениях были определены итоговые мероприятия тематических недель, которые подводят итог изученного, повторенного материала, систематизируют представления детей по той или иной теме.
Итоговое мероприятие «Все работы хороши – выбирай на вкус!» тематической недели «Мир профессий», которое я провела в подготовительной к школе группе, было направлено на создание условий для формирования у детей устойчивых представлений о профессиях, дети попробовали на себе, хоть и утрированно, труд взрослых, посредством продуктивной деятельности.
При проведении мероприятия был привлечен педагог-психолог учреждения для настроя детей на продуктивную деятельность и для выполнения данного задания одной из групп детей.
Интерес детей к теме был устойчиво высоким в ходе всего мероприятия.
При создании раздаточного материала были использованы картинки с различных Интернет ресурсов. При желании педагоги могут добавлять, заменять материал. Для педагогов, имеющих возможность распечатывать картинки в цветном виде, создании приложения. Карточки, в приложениях представлены в натуральную величину, поэтому педагогам при подготовке к мероприятию нужно будет их просто распечатать и вырезать.
Для задания группе «фермер-овощевод» была использована идея воспитателя Антоновой Натальи Александровны МБДОУ №59 г. Мытищи, для задания группе «парикмахер-стилист» идея Ольги Крамаревич (Интернет ресурс: http://ihappymama.ru/igraem-v-parikmahera-i-uchimsya-polzovatsya-nozhnitsami/?_utl_t=vk)
Остальные картинки с изображениями: герои сказок, школьные принадлежности, есть в копилке каждого педагога. Конструктор, муляжи овощей – часть развивающей предметно-пространственной среды группы. Игра «Одень куклу» широко распространена, можно заранее изготовить ее совместно с детьми, так же как и материал к заданию группы «Водитель»
Мероприятие было проведено мною в МДОУ «Детский сад № 62» Заводского района г. Саратова 09.02.2016 года (Фоторепортаж прилагается)
Используемая литература
-
Волина В.В. Занимательное Азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
-
Волина В. В. Праздник букваря. – М.:. АСТ-пресс, 1996.
-
Дорофеева А. Развитие речи. – М.: Мозаика-синтез, 1998
-
Мазнин И.500 загадок для детей. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2002.
План проведения мероприятия
-
Первая часть (вступительная). Мотивация детей на деятельность
-
Вторая часть (совместная деятельность)
-
Третья часть (заключительная). Рефлексия. Продуктивная деятельность
Сценарий итогового мероприятия тематической недели
«Мир профессий»
в подготовительной к школе группе
тема мероприятия: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Тема недели: «Мир профессий».
Тема мероприятия: «Все работы хороши – выбирай на вкус!».
Направление образования и развития: познавательное развитие.
Цель и задачи определены программой «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015:
Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивых представлений о профессиях.
Задачи:
- Расширять представления об окружающем, о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.
- Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии».
- Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности.
- Развивать умение детей планировать свою деятельность и делать выводы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная; познавательно-исследовательская; двигательная; изобразительная; восприятие художественной литературы и фольклора
Формы организации: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: обсуждение; самостоятельная речевая деятельность; продуктивная деятельность;
Ход мероприятия
-
Первая часть (вступительная). Мотивация детей на деятельность
(дети сидят за столами по два-три человека)
Ведущий:
- Ребята, сначала, для того чтобы вы узнали, о чем сегодня пойдет речь на нашем мероприятии, я хотела загадать вам загадку и вы сразу бы догадались, но передумала. Послушайте меня внимательно и подумайте. Мой небольшой рассказ поможет вам это определить.
Я живу на улице Огородной. Недалеко от садика – всего три остановки. Сегодня когда я вышла на работу, меня встретил гудок поезда, я рядом с железной дорогой живу, машинист сигнал подал. Иду, дорожки уже почищены - наш дворник, Владимир Георгиевич постарался. Я сегодня решила пешком прогуляться, на улице хорошо, да и трамвай только что ушел – только оранжевая курточка кондуктора мелькнула в вагоне. Иду по тропинке мимо продуктового магазина, так хлебом свежим пахнет, при этом магазине пекарня своя есть, пекари рано встают и свежий хлеб к открытию магазина готов! Увидела знакомого продавца, поздоровалась. Дальше по пути – школа № 5, карантин закончился, школьники и учителя спешат на уроки. Вот справа ларек, где раньше продавали овощи и фрукты, которые фермеры вырастили, но он на прошлой неделе сгорел, хорошо пожарные вовремя огонь потушили, и он на близлежащие здания не перекинулся. А вот и школа искусств № 8, на стене огромный баннер – дирижер оркестром руководит. Здесь учат будущих музыкантов. Осталось совсем чуть-чуть. Прохожу мимо киоска «Роспечать», свежая пресса уже в продаже. Журналисты рассказали о новостях. Прошла перекресток. Вот новую многоэтажку строители возвели. А вот и наш детский сад. Зашла и увидела воспитателя 2 младшей группы Наталью Александровну. Повар Ольга Васильевна раздает пищу, а младшие воспитатели ее получают. Вот я и на работе.
Ведущий:
- Ребята, кто из вас догадался, о чем сегодня пойдет речь? Правильно о профессиях. Давайте вспомним, какие профессии людей я назвала. (Ответы детей)
-
Вторая часть (совместная деятельность)
Ведущий:
Вроде бы я недалеко живу, а люди скольких профессий мне встретились! У всех взрослых людей есть профессии, и ваши родители не исключение. А что такое профессия?
Ведущий:
профессия это какое-либо умение. Если люди имеют профессию, это означает, что они владеют специальными знаниями. Поэтому еще говорят, что у человека есть специальность, это тоже что профессия. Вообще, профессий в мире очень много.
Ведущий:
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» А. Дорофеевой. Правила игры таковы. Я вам называю строчку, вы дослушайте ее до конца и, рифмуя, хором дайте ответ. Ответами будут названия профессий.
Поезд водит ... (машинист).
Пашет поле ... (тракторист).
Самолетом правит ... (летчик).
Клеит книги ... (переплетчик).
В школе учит нас ... (учитель).
Строит здания ... (строитель).
Красит стены нам ... (маляр).
Мебель делает ... (столяр).
Песни нам поет ... (певец).
Торговлей занят ... (продавец).
На станке ткет ткани ... (ткач).
От болезней лечит ... (врач).
Лекарства выдает ... (аптекарь).
Хлеб печет в пекарне ... (пекарь).
Пишет красками ... (художник).
Сапоги сошьет ... (сапожник).
Часы починит ... (часовщик).
Погрузит краном ... (крановщик).
Рыбу ловит нам ... (рыбак).
Служит на море ... (моряк).
В машине возит груз ... (шофер).
Хлеб убирает ... (комбайнер).
За свинками следит ... (свинарка).
Доит коров всегда ... (доярка).
Главный в поле ... (агроном).
Звезды знает ... (астроном).
Ходит в горы ... (альпинист).
Вглубь плывет ... (аквалангист).
В доме свет провел ... (монтер).
В шахте трудится ... (шахтер).
В жаркой кузнице ... (кузнец).
Кто всех знает — ... (молодец).
Ведущий:
- Ребята, у меня есть сын Сергей и дочь Виолетта. Как-то я стала свидетелем их спора. Они мечтали о том, кем будут, когда станут взрослыми:
– Я мечтаю стать доктором, – сказал Сергей, – ведь доктор – самая главная профессия, потому что он лечит людей и даже помогает им появиться на свет.
– А я мечтаю стать архитектором. Он проектирует здания, а потом строители их возводят, и мы построим школы, сады, больницы, мосты, поэтому архитектор главнее, – сказала брату Виола.
– А мне кажется, что главнее архитектора - повар. Если повар не сварит обед, то архитектор не придумает новые здания, у него просто не будет сил, - сказал Сергей.
– Тогда важнее повара – профессия продавца. Если продавец не продаст продукты, то повар не сможет сварить обед, – ответила Виола.
– А теперь представь, если продавец заболеет и не сможет выйти на работу, чтобы продавать продукты, что тогда будет?
– Его вылечит доктор – не задумываясь, ответила Виола.
– Какая же профессия тогда важнее?
Ведущий:
- Ребята, как вы думаете, какая профессия самая важная и главная? Правильно, Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям.
Все профессии важны, потому что все нужны.
Ведущий:
- А кем мечтаете стать вы?
Физминутка «Мы в профессии играли»
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едем по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
Ведущий:
- Я хочу предложить вам поиграть в игру «Соотнеси картинку» (Приложение 1)
Ваша задача подобрать человеку какой-либо профессии нужный для его работы предмет или то он изготавливает.
Воспитанникам предлагаются конверты (один на стол) в которых на одной карточке изображен человек определенной профессии, а на другой орудие труда, предмет, определяющий профессию или продукт деятельности, дети (парная работа) подбирают картинки и по очереди озвучивают профессию и предметы, ее определяющие:
Конверт 1
Дворник – жилет, лопата, метла
Библиотекарь – стеллаж с книгами, формуляр
Летчик – штурвал, самолет
Конверт 2
Фотограф – фотоаппарат, штатив, фотоальбом
Садовник – газонокосилка, грабли, семена
Шахтер – каска, фонарь, перфоратор
Конверт 3
Лесоруб – бензопила, топор, двуручная пила
Архитектор – чертежные инструменты, макеты зданий, планшет
Воспитатель – шкафчики, игрушки, книжки
Конверт 4
Спасатель – аптечка, спасательный круг, автомобиль спасателя
Бухгалтер – сейф, калькулятор, деньги
Пастух – хлыст, дудочка, овца, корова
Конверт 5
Археолог – лопатка, кисть, амфора
Водолаз – ласты, кислородный баллон, кораллы
Пекарь – хлеб, булки, скалка
Конверт 6
Кузнец – молот, клещи, наковальня, подкова
Официант – салфетка, столовые приборы, папка меню
Кондитер – торты, пирожные, скалка, кондитерский шприц
Конверт 7
Писатель – печатная машинка, книга, перо, чернила
Учитель – доска, книги, глобус, мел
Тренер – свисток, флажок, секундомер
Конверт 8
Секретарь – папки, факс, разделители
Врач – фонендоскоп, термометр, таблетки, шприц
Полицейский – полицейская машина, палочка регулировщика, наручники
Конверт 9
Медсестра – шприц. Таблетки, термометр, микстуры
Продавец – корзинка, касса, весы
Полярник – палатка, унты, рация
Ведущий:
Молодцы, ребята. Многое о профессиях знаете. Значит ошибки, которые я специально допустила в следующем задании, легко исправите:
Игра «Представь, что ты учитель и исправь ошибки»
Машинист управляет маршруткой. (Водитель (шофер) управляет маршруткой)
Врач учит детей. (Врач лечит детей)
Кондитер сварил ароматный борщ. (Повар сварил ароматный борщ)
Медсестра лечит мальчику зуб. (Врач лечит мальчику зуб)
Воспитатель поставила больному капельницу. (Медсестра поставила больному капельницу)
Археолог спроектировал новый мост (Архитектор спроектировал новый мост)
Ведущий:
– А теперь вам будет совсем просто ответить на мои вопросы
Игра «Кто так говорит?»
– Здравствуйте, ребята! Записываем число, классная работа (Учителю)
– Что желаете? Вот меню. (Официанту)
– Будем стричься как обычно или хотите что-то новенькое? (Парикмахер)
– Нужно замесить раствор. Будем класть в два кирпича. Вира! (Строителю)
– А сейчас, усаживайтесь поудобнее, я прочитаю вам сказку К.И. Чуковского (Воспитателю)
– У вас высокая температура, на что жалуетесь? (Врачу)
– Здравствуйте! Вы хотите эти пирожные? Спасибо за покупку, приходите к нам еще. (Продавцу)
-
Третья часть (заключительная). Рефлексия.
Педагог-психолог
- Ребята! Нам нужно настроиться на серьезную работу, потому что мы еще дети, а выполнять мы будем то, что делают взрослые. Может это вам поможет понять то, как работают взрослые, ваши папы и мамы.
-
Сначала я покажу вам, как настроится. Это называется пальчиковая гимнастика. Вы посмотрите, но ничего не делайте при этом. Потом мы с вами будем это делать вместе. А затем мы оживим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
-
Пальцы нужно сжать в кулак, а затем с силой разогнуть левой рукой пальцы правой, приговаривая:
Этот пальчик – наш строитель,
этот пальчик – наш водитель,
этот пальчик – парикмахер,
этот пальчик – воспитатель,
этот пальчик – это я,
кем мне быть, мои друзья?!
Продуктивная деятельность
Ведущий:
- Я предлагай вам вытянуть картинку, на этой картинке будет изображен человек какой-нибудь профессии (Примечание: остальные узнают, кто изображен на вашей карточке, отгадав загадку, загадки используются, если позволяет время, все зависит от темпа работы; загадки о профессиях Приложение 4). После того как все выберут картинки, я дам вам задание, и вы попробуете стать человеком этой профессии. (Приложение 2)
1 группа: Строитель, архитектор.
Из модульного конструктора придумать и построить улицу с домами
2 группа: Фермер – овощевод.
«Вырастить» овощи. Детям предлагается слепить овощи и разместить их на мини-огороде с грядками.
3 группа: Парикмахер-стилист, модельер.
Игра «Сделай прическу», «Подбери одежду Алеше» (любая из серии одень куклу)
4 группа: Художник, дизайнер.
Для оформления группы создайте картину.
5 группа: Воспитатель.
Игра «Помоги герою найти свою сказку» (воспитатель знает все сказки и конечно же быстро определит из какой сказки герои-потеряшки)
6 группа: Учитель.
Игра «Собери портфель» (Конечно же, знает что нужно ученику, лишние предметы в портфель не положит)
7 группа: Повар.
Игра «Варим борщ и компот» (Разложить муляжи по двум кастрюлям)
8 группа: Водитель.
Игра «Сделай улицу безопасной» (на листе А3 с обозначенным перекрестком разместить пешеходные переходы, светофоры, дома, дорожные знаки, автомобили (Приложение 2)
9 группа: Артист кукольного театра.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (При помощи пальчиковых кукол и макетов домиков – показать зрителям сказку). При подготовке и инсценировке важна помощь взрослого. Слова автора говорит взрослый. (Приложение 5)
После выбора детям предлагается выполнить задание и рассказать о том, что они делали, Например: «Я садовник, сегодня я полил все цветы, обрезал кусты роз и посадил новое растение»
Ведущий: Вот вы попробовали, как это быть человеком какой-нибудь профессии, надеюсь, это помогло вам понять, как важен труд всех без исключения!
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
А теперь давайте посмотрим на результаты вашего сегодняшнего труда.
(Приложение 3)
Ведущий проводит мини-экскурсию. Дети аплодируют друг другу.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО