Этап урока
|
Содержание
деятельности учителя
|
Содержание
деятельности обучающегося (осуществляемые
действия)
|
Формируемые
способы деятельности учащегося
|
I.
Актуализация опорных знаний.
Проверка
домашнего задания
|
Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о
проделанной работе
Слайд
3
|
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе.
Учащиеся
выразительно читают стихотворение
Н. М. Рубцова «Сентябрь»
|
Осуществлять
актуализацию личного опыта
|
II. Сообщение
темы урока. Определение целей урока
|
– Сегодня
мы продолжим знакомство с поэзией
удивительного поэта, безгранично
любившего Россию, поэта, «в сердце
которого была Русь».
-Вспомните
автора этих строк.
Слайд
4-5
Учитель
зачитывает отрывки из стихотворений
«Береза» и «Черемуха»
Белая
береза
Под
моим окном
Принакрылась
снегом,
Точно
серебром…
Черемуха
душистая
С
весною расцвела
И
ветки золотистые,
Что
кудри, завила…
-
С произведением какого поэта мы
познакомимся?
– Сегодня
на уроке продолжим знакомство с
творчеством С.А. Есенина, будем учиться
выразительно читать стихи, высказывать
свою точку зрения.
|
Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя,
формулируют цель урока.
|
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и
различия, делать выводы. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме
|
III.
Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство
с биографией С. А. Есенина
|
Рассказывает
о творчестве поэта, свой рассказ
сопровождает показом портрета автора
произведения.
Слайд
6-10
-
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии,
в селе Константиново 21 сентября 1895
года. Это было тихое, чистое, утопающее
в садах село. Раздольные красивые
заливные луга. Родители Есенина были
бедные крестьяне. У Есенина было две
младшие сестры: Екатерина и Александра.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они
отдали его на воспитание в зажиточную
семью деда по матери. Среди мальчишек
он всегда был большим драчуном и ходил
всегда в царапинах.
Худощавый
и низкорослый,-
Среди
мальчишек всегда герой, Часто, часто
с разбитым носом Приходил я к себе
домой. И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот: “Ничего
я споткнулся о камень, Это к завтраму
всё заживёт”.
Целые
дни проводил на природе. Любил поля,
луга своего родного села, радовался
и белой березке, и душистой черемухе,
любил цветы, животных. В зимние вечера
любил слушать бабушкины сказки,
народные песни. Хотелось ему и самому
сочинять. Свои первые стихи он сочинил
в 9 лет. Школу окончил с Похвальной
грамотой. Родители хотели, чтобы он
был учителем, но Есенин не хотел и
уехал в Москву, когда ему исполнилось
17 лет. Первые стихи появились в 19 лет.
А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Жизнь
Есенина прервалась внезапно и
трагически. 28 декабря 1925г. он был найден
мертвым в гостинице Англетер г.
Ленинграда. Его смерть была трагичной
и загадочной. Поэту было только 30 лет.
Но он оставил нам замечательные стихи,
которыми зачитываются многие поколения.
Я надеюсь, что поэзия Есенина оставит
свой след и в ваших сердцах.
– Что
хотите сказать? Чем вас поразила судьба
поэта?
|
Слушают
рассказ учителя, рассматривают
фотографии, портрет С. Есенина. Задают
вопросы о его творчестве
|
Осуществлять
анализ объектов с опорой на визуализацию,
выделять последовательность событий
|
IV.
Работа над содержанием текста.
Словарная
работа
Первичное
чтение произведения
Деление
текста на смысловые части.
|
-
О
ком будет стихотворение Есенина, вы
сейчас догадаетесь сами.
Слайд
11-12
Учитель
включает аудиозапись народной песни
«Лебедушка»
-
Что почувствовали, когда слушали
песню?
-
Как в песне называют лебедь?
-
О ком стихотворение?
Организует
беседу по вопросам:
– Видели
ли вы когда-нибудь лебедя?
– Какой
вам показалась эта птица?
– Подумайте,
что хотел подчеркнуть поэт, называя
свое произведение не просто «Лебедь»,
а «Лебедушка»? Как вы представляете
себе лебедушку?
– Сегодня
мы прочитаем историю о лебедушке,
рассказанную Сергеем Александровичем
Есениным.
Проводит
словарную работу.
Слайд
13
– Объясните
значения слов, выражений, записанных
на слайде.
Учитель
включает аудиозапись стихотворения
(см. Электронное приложение к учебнику)
Слайд
14
-
Какое настроение, чувства вызвало у
вас это стихотворение? Взволновало
ли оно вас?
-
Кто главные герои стихотворения?
-Как
Есенин называет птицу? А ее деток?
Почему?
-
Менялись ли картины в вашем воображении?
Какие картины вы представили, слушая
стихотворение?
-
Что вы представили, слушая начало
стихотворения?
-
Какая картина меняет эту? Кто появляется
в заводи?
- Что произошло потом?
Меняется ли картинка?
-
Какая картина завершает стихотворение?
-
Сколько картин в вашем воображении
сменили одна другую?
-
О чем это говорит? Какой вывод мы можем
сделать?
|
Прослушивают
песню. Отвечают на вопросы учителя.
Доказывают, аргументируют свою точку
зрения.
Багровый
– темно-красный
Ватага
– шумная толпа.
Залив
-
часть
водного пространства, вдавшаяся в
сушу
Затон
– вдавшийся в берег речной залив,
заводь.
Лазоревый
- голубой,
светло-синий.
Дозорила
– охраняла
Око
- глаз
Прослушивают
текст. Отвечают на вопросы учителя.
Доказывают, аргументируют свою точку
зрения.
Свободные
высказывания учащихся.
–
Лебедушка,
лебежатушки.
Называет ее ласково.
-
Рассвет на реке.
-
В заводи появляется лебедушка с
лебежатушками.
-
Высоко в небе парит орел, высматривающий
добычу.
-
Орел увидел лебедушку и растерзал
ее.
-
Стихотворение С.А. Есенина можно
разделить на четыре смысловых части.
|
Осуществлять
анализ произведения. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое
мнение. Согласовывать усилия по решению
учебной задачи.. Учитывать мнение
одноклассников. Осуществлять
контроль по результату
|
V.
Повторное чтение, деление на части,
составление плана и анализ произведения
Выборочное
чтение
|
Слайд
15-19
Организует
повторное чтение, деление его на
части, и составление плана. Выслушивает
мнения, подводит итог.
-
Сколько частей в стихотворении?
– Прочитайте
первую часть. О чем говорится в ней?
– Как
вы узнали, что это картина утра?
Подтвердите это текстом.
-
Как можно озаглавить?
Организует
анализ языковых средств.
-
Какие средства выразительности
использовал автор, чтобы так ярко
показать красоту пробуждающейся
природы?
-Перечитайте
еще раз 1 часть, найдите эпитеты и
олицетворения.
– Прочитайте
вторую часть. О чем говорится в ней?
Как
можно озаглавить?
-
Прочитайте третью часть. А о ком здесь
идет речь?
-
Взволновало ли вас появление орла?
-
Как автор описывает орла? Как можно
озаглавить эту часть?
-Прочитайте
последнюю часть. О чем говорится в
этой части?
-Озаглавьте
ее.
-
Что мы составили, озаглавливая части?
-
Какие два героя противопоставлены в
стихотворении?
Слайд
20-21
-
Найдите в тексте слова, которыми автор
описывает лебедушку.
А
теперь слова, которыми описывает орла.
Какой
прием использовал автор?
-
Прочитайте отрывок, где надвигается
беда.
-
Прочитайте то место, где лебедь спасает
своих детей.
-Какое
место в стихотворении самое трагичное?
-
Могла ли мать спастись? Почему она
этого не сделала?
-О
чем говорит поступок матери-лебеди?
|
Читают
произведение. Взаимодействуют с
учителем во время опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме. Участвуют в
коллективной беседе и дискуссии.
Делают выводы и свои ответы подтверждают
выдержками из текста произведения.
– В
стихотворении 4 части.
– В
1-й части описывается картина раннего
утра.
-
Утро на озере.
-
Эпитеты, олицетворения.
Читают,
выполняют
задание
– Во
второй части говорится, что лебедь
позвала своих детей, они стали плавать,
а лебедушка смотреть за детьми.
-
Прогулка лебедушки с лебедятами.
– В
третьей части рассказывается о молодом
орле.
-
Молодой орел.
– В
четвертой части рассказывается, как
прилетел орел, схватил и разорвал
лебедушку.
-
Смерть лебедушки.
-
План.
-
Лебедушка и орел.
Лебедушка:
«словно
зоренька»
Белоснежная
Лебедушка
белоснежная
белая
лебёдушка
лебёдка
Орел
Молодой
«
крыло могучее»
«как
стрела на землю кинулся…»
«когти
острые»
«как
точка черная..»
-
Сравнение.
Строфы
20-21
Строфы
23-25
Строфа
27
-
Лебедь
не пожалела своей жизни ради спасения
детей
|
Выразительно
читать. Понимать на слух ответы
одноклассников. Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника
высказывания. Аргументировать свою
точку зрения. Осуществлять анализ с
целью нахождения соответствия заданному
эталону. Формулировать свое мнение и
позицию. Строить монологические
высказывания. Адекватно использовать
речевые средства для решения различных
коммуникативных задач. Делать выводы,
извлекать информацию из различных
источников. Аргументировать свою
позицию. Планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации. Осуществлять
актуализацию личного жизненного
опыта. Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимать и
сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу полученного задания
|
VII. Домашнее
задание
|
Слайд
23
Объясняет
домашнее задание.
Перечитать
стихотворение С. А. Есенина «Лебе- душка»,
выписать эпитеты, олицетворения
|
Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы
|
Осознавать,
принимать, сохранять учебные задачи
|
VIII. Итог
урока. Рефлексия
|
Слайд
24
Организация
подведения итогов урока обучающимися.
Оценка результатов выполнения заданий,
в том числе и чтения.
Предлагает
оценить работу на уроке. Проводит
беседу по вопросам:
– С
каким произведением вы сегодня
познакомились? Кто его автор?
-
Как вы думаете, чему учит это
стихотворение?
-
Как вы думаете, почему Сергей Есенин
не придумал счастливый конец этой
истории?
– Кто
символизирует в этом лирическом
произведении добро? зло? Так что же
получается: зло победило добро?
-
Зло совершает орел. В животном мире
это обычное явление, это животный
инстинкт. Самое страшное, когда зло
совершает человек. Я хочу, чтобы ваши
поступки были всегда добрыми и наполняли
ваши сердца и сердца окружающих вас
людей нежностью и любовью.
– Понравилась
ли вам работа на уроке? Оцените себя
|
Отвечают
на вопросы. Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.
-
Стихотворение учит любить природу,
Родину, видеть красоту родной природы,
учит сопереживать, сострадать.
– Нет.
Лебедь погибла, но не погибло добро.
Любовь матери к своим детям будет жить
вечно.
Учащиеся
продолжают начатое высказывание.
– Мне
стало жалко…
– Мне
не понравилось…
– Меня
восхитило…
– Меня
возмутило…
– Я хочу,
чтобы…
|
Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности
|