"Поможем зелёному другу" социально-педагогический проект для детей младшего школьного возраста (7-12 лет)
«Поможем зелёному другу»
Социально-педагогический проект
для детей младшего школьного возраста (7-12 лет)
Варенцова Вера Анатольевна,
воспитатель группы продлённого дня
п. Двинской
Актуальность
Леса – одно из природных богатств нашей планеты. Они играют большую роль в жизни всех людей. Неоценимо влияние леса на здоровье человека и его благосостояние. Для нас лесные просторы – это прекрасные места отдыха, источники витаминов, чистого воздуха и т.д. Люди пользуются этими дарами природы, но часто ведут себя расточительно и безобразно. Сохранность лесов во многом зависит от того, насколько бережно мы все к ним относимся. Наша группа продлённого дня часто выходит на прогулки в лесную зону отдыха. Каждый раз удивляемся: откуда берётся столько мусора? В данных условиях трудно говорить о красоте северного леса, бережном отношении к природе, неприятно находиться в таких местах. Дети обращают внимание на эту захламлённость и задают вопросы: «Почему человек не думает о вреде, наносимом лесу? Неужели людям нравится смотреть на засорённые банками, пакетами и бумагой лесные полянки?» Перед нами встала проблема: что мы можем сделать, чтобы наш любимый лес был чистым и ухоженным? Мы решили начать борьбу за чистоту зелёного друга, показать пример правильного поведения в лесу другим ребятам и взрослым. Мы предполагаем, что чистый участок леса будет радовать людей своей красотой, приятным отдыхом, ароматными ягодами и грибами, свежим воздухом. Люди задумаются о важности экологического поведения в окружающей среде.
Цель проекта: Очистка территории лесной зоны отдыха от бытового мусора в нашем посёлке.
Задачи:
1. Углубить знания школьников о лесе и его защите. 2. Приобрести навыки самостоятельной работы для получения научно- познавательной информации из различных источников. 3. Развивать умения анализировать и сопоставлять информацию. 4. Прививать осознание правильного поведения и бережного отношения к лесу, умение видеть его красоту и неповторимость. 5. Привлечь внимание к проблеме засорения окружающей среды. 6. Формировать потребность у воспитанников соблюдать правила поведения в природе.
Ожидаемые результаты: Чистый участок леса будет радовать людей своей красотой, приятным отдыхом, ароматными ягодами и грибами, свежим воздухом. Дети и взрослые задумаются о важности экологического поведения в природной среде.
Используемые методы: информационные наблюдения практические наглядно-демонстрационные
Участники проекта: воспитанники группы продлённого дня 3-4классов, кураторы - участники природоохранных акций в предыдущие годы, воспитатель группы продлённого дня.
Ресурсная база проекта: хозяйственные перчатки, мешки для мусора, веники, грабли, анкеты «Умеешь ли ты охранять природу?», фотоаппарат, альбомные листы, цветные карандаши, краски.
Возможные риски проекта: неблагоприятная погода, опасность получить повреждения от стёкол.
Как их избежать: заранее ознакомиться с прогнозом погоды, провести необходимый инструктаж по технике безопасности, работать в хозяйственных перчатках.
Теоретическая часть
Во время прогулок, экскурсий и наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние прибрежной зоны леса, делали соответствующие выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш любимый лес был чистым и ухоженным?», высказывали свои предложения. Обсуждение предложений подвело воспитанников к цели: надо очистить территорию лесной зоны отдыха от бытового мусора. Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, для осуществления поставленной цели, совместно с воспитателем, продумывается план действий. Работая в группах, узнать как можно больше сведений о наших лесах у взрослых, из энциклопедий, справочников, художественной литературы; подобрать материал для мини - сообщений о деревьях северных лесов с помощью школьного библиотекаря и воспитателя; выступить перед своими товарищами и в других группах. Получив достаточный багаж знаний, дети осознают необходимость бережного отношения к зелёному другу. На занятии составляются правила поведения в природе. С этими правилами участники проекта выходят в другие группы продлённого дня, доводят до сведения старших товарищей и взрослых. Вместе с родителями готовят инвентарь для работы и под руководством воспитателя и кураторов-помощников проводят
очистку лесной зоны отдыха. После экологических акций выпускают информационный лист по итогам своей деятельности.
Проективная часть
1 этап осознание проблемы (первая половина сентября)
Анкетирование детей Постановка цели и задач Составление плана действий
Результат: готовность воспитателя и детей к реализации проекта.
2 этап экологическая разведка (сентябрь)
Экскурсия «Палитра леса».
Результат: определение экологического состояния леса.
3 этап подготовительный (вторая половина сентября – октябрь)
Сбор необходимого информационного материала (использование возможностей школьной и поселковой библиотек). Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?» Беседа «Культура поведения в природе» Выход в другие группы продлённого дня
Результат: изучена литература, ведётся отбор материала, осознание детьми необходимости очистить территорию лесной зоны отдыха.
4 этап основной (середина октября)
Операция «Пластиковая бутылка» Акция «Помощь всегда придёт!»
Результат: зелёный друг теперь чистый.
5 этап подведение итогов (конец октября - ноябрь)
Работа с анкетой «Умеешь ли ты охранять природу?» Выпуск информационного листа о проделанной работе
Результат: потребность соблюдать правила поведения в природе.
Заключение
Работая над проектом, мы приобрели дополнительные знания о лесе и его защите, навыки самостоятельной работы для получения информации из различных источников, развивали умения анализировать и сопоставлять данную информацию. Прививалось осознание правильного поведения в лесу, бережного отношения к нему. Самое главное, чтобы не допустить экологической катастрофы на Земле - нужно начинать с себя, часть территории леса очищена от бытового мусора. Все проблемы по охране лесов мы пока не решим, но кое-что можем сделать. Мы намерены регулярно проводить агитационные акции, мероприятия, чтобы взрослые и дети задумались о своём поведении в природе и перестали ей вредить. Если каждый из нас научится бережно относиться к лесам, не будет проходить мимо нарушений, останавливая людей, небрежно относящихся к лесу, к его охране, мы спасём и сохраним богатство, которое дарит людям природа, а также жизнь на Земле. По итогам анкетирования хорошо видно, насколько повысилась экологическая культура детей и знания о природе. Результаты начального анкетирования (анкета в приложении) - правильные ответы были у 43% опрашиваемых детей. Результаты конечного анкетирования - правильные ответы были у 96% опрашиваемых детей. Кроме этого, мы надеемся, что подобные акции пройдут и в других группах.
Литература
Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт. - сост. Н.В. Засоркина и др.- Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
Проектная деятельность в начальной школе / авт. - сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.
Проекты и проектная деятельность в начальной школе / сост. О.И.Чистикова - Архангельск: Информационно-методический библиотечный центр. 2011. – 47 с.
Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Мастерская учителя)
Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе / Е.Н. Арсенина. - 2-е изд. – М.: Глобус, 2008, - 222 с. – (Классное руководство)
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт. - сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк.- Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
Приложение
Анкета «Умеешь ли ты охранять природу?»
1.Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? - полюбуюсь на него и пойду дальше - осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? - покормлю птенца - позову ребят, чтобы они тоже посмотрели - буду наблюдать на него издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними? - пойду, но буду собирать очень осторожно - расспрошу об этом учительницу - не пойду
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок и кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход? - взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик - отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился - закопал бы в землю
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы? - почти всё знаю, но хотел бы знать больше - кое-что знаю, но хотел бы знать больше - я люблю природу, но мы этого ещё не проходили
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
С уважением, Дулатова Н.И.