Классный час "Как победить грипп?"
Крутских Анна Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа-гимназия №39»
г. Симферополь, Республика Крым
Классный час,2 класс, продолжительность мероприятия 45 минут.
Конспект классного часа на тему:
Как победить грипп
Цель: способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, формированию необходимых знаний, умений по профилактике гриппа.
Задачи:
-
способствовать формированию и развитию знаний о гриппе, симптомах болезни;
-
выяснить, какие меры профилактики препятствуют заболеванию гриппом, учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход классного часа
I.Вводная часть
Эмоциональный настрой
Настроение
у нас – отличное,
А улыбки – дело
привычное,
Пожелаем друг другу
добра,
Классный час начинать нам
пора!
Появление Ильи Муромца
Илья Муромец: Гой еси, добры молодцы и красны девицы. Поклон вам низкий от меня, Ильи Муромца, и от сотоварищей моих Никиты Добрынича и Алеши Поповича, дорогая _________. К вам обращаюсь отроки малые, но великие, с добрыми намерениями, но не злыми умыслами.
Учитель: Погоди, Илья, мне кажется, ребята тебя не понимают. Ребята, гой еси́- это — означает «будь жив!» или «здрав, будь!», так приветствовали друг друга наши предки, выказывая уважение человеку. Понятно, что теперь так никто не выражается. На замену устаревшему выражению пришло слово "здравствуй". Люди, встречаясь, говорят друг другу это хорошее, доброе слово и желают друг другу здоровья, радости.
II. Основная часть
Учитель: Мы рады видеть тебя, богатырь. Что же привело тебя в наш класс?
Илья Муромец: Беда! Враг пришёл на нашу землю. Большое зло с собой принес. На город Симферополь и вашу школу надвигаются полчища микробов, а предводителя этого войска зовут Грипп.
Учитель: Вам знаком это разбойник? Опишите его приметы
Дети читают стихи
Чтец
У
меня, наверно, грипп:
Насморк,
кашель, я охрип.
Даже
сам я вижу - вырос
За
три дня противный вирус.
Чтец
Ах,
какой я больной!
Ах,
какой я несчастный!
Это
ж надо - случилась такая беда:
Поселился
во мне
грипп ужасно-опасный,
и
не деться - Апчхи! –
от
него никуда!
Чтец
Он
пробрался в меня
через
правое ухо,
он
залез через нос,
он
проник через рот,
он
лишил меня голоса,
нюха
и слуха –
ни
вздохнуть, ни уснуть
мне
теперь не дает.
Он
такой веськашлючий,
такой
весь чихучий,
от
него днем и ночью болит голова,
он
настолько противно -
сопливо-тянучий,
что
хожу я едва,
и
лежу я едва.
Чтец
Это
что за наважденье?
Скрип,
скрип…
Может,
это привиденье?
Скрип,
скрип…
Неуютно
как-то, тяжко
И
спина, как промокашка…
Чтец
В
голове, (вот это да!)
Загудели
провода,
Ноги
вдруг отяжелели,
Привели
меня к постели…
Вот
лежу и слышу скрип –
По
квартире ходит грипп…
Учитель: Продолжите фразу: Когда я болен, я......
Учащиеся отвечают, учитель записывает ответы на доске. Можно предложить в качестве подсказки иллюстрации, изображающие людей во время болезни.
Рассказ учителя с презентацией
В прошлом году, по вине разбойника гриппа, ребята нашего класса зимой и весной пропустили ___ уроков.
Грипп – это острое инфекционное заболевание дыхательных путей. Термин «грипп» произошел от французского слова gripper, что означает хватать, ловить, схватывать. Название болезни отражает внезапность, скорость развития признаков заболевания, а также его вирусный характер — человек его «схватывает», «ловит».Существую такие типы гриппа как А и В, их подтипы, последние годы у всех на слуху H1N1 (свиной грипп), грипп H2N5 (птичий грипп).
Это заболевание - массовое. Эпидемия гриппа всегда наступает внезапно и довольно быстро охватывает все регионы. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ. По статистике дети заболевают в восемь раз чаще, чем взрослые. Очень высок риск заболеть у детей, находящихся в детских коллективах-школах и садах. Вспышки гриппа обычно бывают в холодное время года, осенью и зимой, так как снижаются защитные силы организма человека. Хуже, чем борьба с болезнью, может быть только борьба с постгриппозными осложнениями. К частым осложнениям после гриппа относят синуситы, отиты, пневмонии, заболевания сердечно - сосудистой системы, даже сахарный диабет.
Понять, что ты заболел гриппом не трудно. Как мы уже сказали, для гриппа характерно резкое начало. Температура тела повышается до 39С и выше и держится до трех дней на высоком уровне. Человек ощущает слабость и вялость, появляется озноб, мучают сильные головные боли (чаще в области лба) и ломота в мышцах. Возникает шум в ушах, заложенность носа, першение в горле, но такие симптомы как кашель и насморк у заболевшего гриппом, обычно, проявляются не сразу, а через два-три дня после начала заболевания.
Источником заражения является больной гриппом. Особенно опасными, как источники инфицирования, являются больные легкой формой заболевания, так как они переносят болезнь, как говорится, «на ногах», продолжают посещать места скопления людей.
Грипп передается по воздуху. Когда больные люди кашляют и чихают, в воздух попадают мельчайшие капельки слюны и мокроты. Давайте проведем опыт.
Учитель с помощью пульверизатора распыляет ароматизированную воду.
Почувствовали аромат капелек? Увидели ли вы их? Капельки настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. Вирус гриппа похож на шарик, утыканный усиками, также можно найти сходство с плодом каштана. Они летают по воздуху и через рот или нос попадают в организм здорового человека. Такой способ заражения называют воздушно-капельным.
Но есть и контактно-бытовой способ заражения. Вирус передается при контакте с больным при рукопожатии, при пользовании общими предметами, например, письменными принадлежностями, игрушками, посудой и др.
Физминутка «Богатыри»
Илья Муромец: Собираю дружину славную, хочу на бой пойти с гриппом, найти это зло и уничтожать его. Не счесть у вас тут добрых молодцев и девицы складные да ладные. Согласны ли вы вступить в мою дружину? Давайте разомнемся.
Богатырь - вот он каков:
(показывают силача)
Он силён, он здоров.
(по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял.
(имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри,
(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Обсуждение пословиц
Илья Муромец: Обычно ратный путь богатыря начинается с развилки трех дорог, на развилке лежит камень, а на камне надпись…
Как в старой доброй сказке,
У трех больших дорог
Есть камень-подсказка, вроде указки,
И многих тот камень спас, уберег.
Давайте подойдем поближе и посмотрим, что написано на камне.
Читают надпись: «Направо пойдешь – к вирусу попадешь
Налево пойдешь – богатство найдешь
Прямо пойдешь – здоровье найдешь".
Учитель: По какой же дороге мы с вами отправимся в путь? Почему не пойдем налево? Правильно, еще в Древней Руси говорили:
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь.
Дал бы Бог здоровья, а счастье найдешь.
Рассмотрение правил профилактики гриппа
Правило 1: Соблюдайте правила гигиены!
Разгадывание загадок
Мойдодыру
я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною
водою
Живо я тебя умою.
(Водопроводный
кран)
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу!
(Вода)
Пузыри
пускало,
Пеной кверху лезло —
И
его не стало,
Всё оно исчезло.
(Мыло)
Говорит
дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься
хоть немножко,
Чернила смой с лица!
—
Иначе ты в полдня
Испачкаешь
меня!
(Полотенце)
Самый лёгкий способ проникнуть разбойнику в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы живут на коже рук, а затем при еде попадают в организм. Этого легко избежать, помыв руки. Тщательное мытье, в течение двух минут, в теплой воде с мылом – и до 90% различных бактерий смывается с нашей кожи. Почаще совершайте эту гигиеническую процедуру, особенно в период, когда многие окружающие болеют. Если нет возможности помыть руки водой и мылом, используйте влажные салфетки, специальные спреи, гели для дезинфекции рук.
Следите за чистотой одежды, постельного белья, особенно тщательно заботьтесь о чистоте полотенец.
Уборка в помещении имеет прямое отношение к здоровью человека. Регулярно убирайте и проветривайте помещения — вирусы очень не любят свежий воздух. В воздухе вирус гриппа проживет от 2 до 9 часов, на бумаге, картоне, в тканях – 8-12 часов, на коже рук – 8-15 часов. Но особенно вирус гриппа "любит" стеклянные, металлические или пластмассовые предметы, например, дверные ручки, клавиатуру компьютера или стекло планшета, мобильного телефона, на этих поверхностях вирус может прожить до десяти дней. Поэтому не забывайте обрабатывать поверхности своих гаджетов.
Правило 2: Ведите здоровый образ жизни!
Ведите активный и подвижный образ жизни, старайтесь правильно питаться. Соблюдайте режим дня, чередуйте работу и отдых. Носите одежду соответственно погоде. Чаще гуляйте на свежем воздухе. Если вы живете не очень далеко от школы, то постарайтесь не пользоваться общественным транспортом. Лучше пройти небольшое расстояние пешком, чем проехать одну-две остановки в маршрутке или троллейбусе, подвергаясь риску заражения.
Важно регулярно заниматься спортом и закаляться.
-Приведите примеры закаливающих процедур.
Первый шаг к здоровому образу жизни - это ежедневная утренняя зарядка.
Разучивание комплекса упражнений утренней зарядки.
Правило 3: Укрепляйте свой иммунитет!
Для укрепления иммунитета особенно важно следить за рационом питания. Правильное питание-залог здоровья человека. Дело в том, что многие вещества, входящие в состав продуктов, повышают сопротивляемость организма и могут помочь победить даже уже начавшееся заболевание. Обязательно включить в пищу большое количество свежих овощей и фруктов. Много «невидимых помощников» содержится в яблоках, цитрусовых, капусте, орехах, винограде, рыбе, морепродуктах и др.
Илья Муромец: Но самые эффективные средства лежат в моем мешке.
Игра «Волшебный мешочек»
Достать предмет из мешочка можно, определив на ощупь что это. В мешочке лежат чеснок, лук, баночка меда, апельсин, ягоды шиповника, морковь.
Поможет сохранить здоровье «кулончик - амулет» с измельченным чесноком внутри. Для изготовления такого полезного приспособления понадобится пластмассовый футляр. Удобно использовать пластмассовое яйцо из любимого всеми «Киндер-сюрприза» или упаковки-капсулы из-под бахил. В капсуле нужно проделать несколько дырочек шилом или толстой иглой. Чтобы можно было носить кулон на шее, закрепляем шнурок или тесьму в основании футляра. Можно украсить шнурок бусинками, ленточками. Кладем в яйцо несколько пластинок чеснока и, время от времени, подносим его к носу - вдыхаем фитонциды, содержащиеся в чесноке. К сожалению, «аромат» чеснока настолько резок и силен, что прогонит не только болезнь, но людей, которые находятся рядом. Поэтому кладите в «амулет» небольшое количество чеснока.
Правило 4: Принимайте меры профилактики!
Илья Муромец: Помните ли вы, ребята, где была смерть Кощея Бессмертного? Правильно, на конце иглы. Это относится и к гриппу.
Самая эффективная мера борьбы с гриппом - это вакцинация. Прививка, сделанная в осенний период, в 70-100% случаев защитит вас от гриппа. А если и одолеет вирус, то выздоровление происходит гораздо быстрей и без осложнений.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю.Сотникова
Прививки
от гриппа
Нам делали в школе,
Боится
уколов
Товарищ мой Коля.
Для лучшего
друга
На подвиг готов -
Бесстрашно
я принял
Повторный укол!
Сидеть я от
боли
Неделю не мог,
Зато другу
Коле
Бесспорно помог.
На следующий
день
Друга не было в школе,
Сказали
- болеет
Товарищ мой Коля,
Лежит он
в постели,
Ему тяжело,
Жар во всём
теле,
Грипп у него...
Правило 5:Хорошее настроение - лекарство от гриппа
Ученые
доказали, что жизнерадостные, оптимистичные
люди болеют гораздо реже, чем раздражительные
и тревожные. Хорошее настроение-это
своеобразный заслон, довольно мощный,
против гриппа.
Правило
6: Осторожно — грипп!
Если вы почувствовали себя плохо, находясь на занятиях в школе, нужно сразу же обратиться к учителю или школьному врачу.
Если ты заболел, необходимо соблюдать постельный режим и выполнять все рекомендации врача, пить много жидкости. Чтобы защитить членов семьи прикрывай рот и нос, когда чихаешь и кашляешь одноразовой салфеткой. Использованную салфетку нужно сразу же выкинуть. Постарайся не приближаться к людям ближе, чем на один метр.
Не стоит идти в школу, посещать общественные места, приглашать друзей в гости. Если возникла острая необходимость нарушить это правило, используй маску или ватно-марлевую повязку. Помните, что маска рассчитана на 3-4 часа использования, по прошествии этого времени ее нужно утилизировать и воспользоваться новой.
III. Подведение итогов
Самооценка « Могу ли я заболеть?»
На листах самооценки учащиеся отвечают на вопросы. Если ответ положительный – закрашивают яблоко зеленым карандашом, если ответ отрицательный - красным.
-Сделал ли ты прививку от гриппа?
-Включены ли в твой рацион питания овощи, фрукты?
-Кушаешь ли ты мед, чеснок, лук, клюкву?
-Занимаешься ли ты спортом?
-В свободное время гуляешь на свежем воздухе??
-Проветриваешь ли ты помещения в которых живешь и учишься?
-Вернувшись с улицы, не забываешь вымыть руки с мылом?
-Закаляешься ли ты?
-У тебя редко бывает плохое настроение?
Посчитайте, количество зеленых яблочек на своем листочке. Если ты насчитал меньше 5 зеленых яблочек, то можно сделать вывод, что ты находишься в зоне риска и велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. Необходимо обдумать свой режим дня, привычки и принять необходимые меры профилактики.
Илья Муромец: Молодцы, ребята! Запомните, как уберечься от гриппа, и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, и обязательно расскажите своим родителям. Каждому из вас я дарю маску и памятку. Будьте здоровы!
Список использованной литературы
-
Все о гриппе. [Электронный ресурс]//5 шагов против гриппа. URL: http://www.5-shagov.ru/index.php (дата обращения: 26.03.2016)
-
Железкова Н. Это что за наважденье? [Электронный ресурс]// Ну, мама! Сайт для мам малышей. URL: http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-grip.html/ (дата обращения: 26.03.2016).
-
Поляков Ю.Ах, какой я больной! [Электронный ресурс]// Ну, мама! Сайт для мам малышей. URL: http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-grip.html/ (дата обращения: 26.03.2016).
-
Сотников Ю.А.Прививка от гриппа. [Электронный ресурс]// Детский развивающий портал "ПочемуЧка".URL:http://pochemu4ka.ru/publ/stihi_dlja_detey/stikhi_o_shkole/privivka_ot_grippa/219-1-0-6157/ (дата обращения: 26.03.2016).
-
Шендрик Е.У меня наверно грипп. [Электронный ресурс]//Ну, мама! Сайт для мам малышей. URL: http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-grip.html/ (дата обращения: 26.03.2016).
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»