Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Слово о словах, или занимательная этимология»
для обучающихся 5 класса
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное
Составитель:
Татаренкова Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
м.р. Кошкинский Самарской области,
первая квалификационная категория
Рецензент:
Смагина Ольга Александровна
к.п.н., доцент, заведующая кафедрой
воспитательных технологий СИПКРО
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2012, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей».1 Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.
Цель данной программы: формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.
Задачи курса:
Воспитательные
-
Формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания – «Этимология».
-
Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.
-
Пробудить интерес к истокам своей семьи, своего рода, помочь сохранить семейные традиции.
Развивающие
-
Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.
-
Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.
-
Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).
Обучающие
-
Расширить представление о сущности понятия «этимология», об истории происхождения слов.
-
Научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.
-
Изучить способы решения этимологических проблем.
-
Выработать умение пользоваться этимологическим словарем.
Педагогическая целесообразность и новизна программы
Программа курса способствует повышению уровня языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося; позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик. Экскурс в историю слова делает занятие более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.
Структура программы строится по принципу от “общего - к частному”, содержит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Это стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.
Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 11-12 лет. Именно в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.2
Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Методы работы
-
словесный метод (рассказ, беседа, работа с информацией);
-
наглядный метод (наблюдение, демонстрации, иллюстрации);
-
эмпирический метод;
-
исследовательский метод;
-
метод эвристической беседы;
-
метод упражнений (рецептивные, аналитические, творческие);
-
метод самоконтроля.
Технологические приемы
-
технология учебно-поисковой деятельности;
-
ИКТ-технологии;
-
игровая технология;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
метод проектов.
Содержание курса
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты |
1 |
Откуда берутся слова? Всему название дано. |
9 |
Предметные: знать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка; иметь понятие о науке-этимологии. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля, пользоваться этимологическим словарём. Личностные: стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
2 |
Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…» |
6 |
Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике; научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне; формирование навыка работы с этимологическим словарем, проведения морфемного анализа слова; умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания. Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
3 |
Псевдоэтимология, или “народная” этимология. |
5 |
Предметные: получить знания по лженауке языкознания – «псевдоэтимологии»; уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем; давать собственную справку о значении слова. Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
4 |
Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской |
7 |
Предметные: знать историю происхождения местных топонимов, уметь составлять топонимический словарь. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий. Личностные: приобщение к краеведческой поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края. |
5 |
Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. |
6 |
Предметные: познакомиться с понятием «ономастика», знать историю своего родового имени, уметь составлять антропонимический словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. |
6 |
Подведение итогов. КВН. |
1 |
Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем. Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; давать свою оценку. Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других. |
|
ИТОГО |
34 |
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Содержание занятий
|
Виды деятель-ности учащихся |
Формы занятий |
|||||
всего |
теория |
практика |
||||||||
Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано.
|
|
|||||||||
1. |
История возникновения первых слов.3 |
1 |
1 |
- |
Знакомство с понятием «этимология», ее происхождением. Изучение истории возникновения первых слов. Просмотр видеофрагмента «Откуда пришло слово». |
Аналитическая, познавательная. |
Аналитическая беседа, просмотр фрагмента фильма. |
|||
2. |
Слова придумывают дети.4 |
1 |
- |
1 |
Открытие удивительного феномена детства - неосознанного словесного творчества – детской этимологии. Знакомство с примерами детского словотворчества. Игра «Пойми меня». |
Частично-поисковая, игровая. |
Микро-исследование, интеллектуальная игра. |
|||
3. |
Слова изобретают ученые.5 |
1 |
- |
1 |
Просмотр презентации о научной этимологии. Поиск в этимологическом словаре научных терминов. Шуточная игра «Бред профессора» |
Познавательная, поисковая, игровая. |
Презентация, работа со словарями, игра. |
|||
4. |
Слова сочиняют писатели.6 |
1 |
- |
1 |
Рассказ о мастерстве писателей и поэтов сочинять слова. Виртуальное путешествие в «Мастерскую слова». |
Познавательная, аналитическая. |
Аналитическая беседа, виртуальное путешествие. |
|||
5. |
Слова приходят из других языков.7 |
1 |
- |
1 |
Знакомство с заимствованной лексикой. Нахождение в этимологическом словаре иностранных слов и определение их значения. Кроссворд «Одним словом». |
Познавательно-аналитическая, поисковая, игровая. |
Словарная работа, электронный кроссворд. |
|||
6. |
Совсем недавние пришельцы.8 |
1 |
- |
1 |
Лаборатория слова. Лексический анализ современных слов-неологизмов. Квест-игра «Слова-пришельцы». |
Учебно-исследовательская, игровая. |
Творческая лаборатория слова, интерактивная игра. |
|||
7. |
Великий и могучий… школьный язык. |
1 |
- |
1 |
Сообщение «Лексика школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга. |
Познавательно-ана-литическая, поисково-исследовательская. |
Анкетный опрос, словарная работа. |
|||
8. |
Современные слова: сленг и жаргонизмы. |
1 |
- |
1 |
Ознакомление с истоками жаргонной лексики, причинами появления слов-сорняков в языке; разграничение литературных слов и ненормативной лексики. Игра «Переводчики». |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. |
Микро-исследование, словарная работа, деловая игра. |
|||
9. |
Старая сказка на новый лад. |
1 |
- |
1 |
Создание русской народной сказки «Репка» на языке молодежного сленга. |
Коллективно-творчес-кая деятель-ность. |
Сказочная мастерская «В гостях у “клёвой” сказки». |
|||
Раздел 4. Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…» |
|
|||||||||
10 |
Необычное происхождение обычных слов. |
1 |
- |
1 |
Проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. Сравнение современных слов с исходными единицами языка, выяснение их фонетических изменений. Показ презентации «Знакомые незнакомцы». Игра «Лингвистическое домино». |
Научно-исследовательская, познавательно-аналитическая, игровая. |
Микро-исследование, работа со словарями, компьютерная презентация, лингвистическая игра. |
|||
11 |
Найдите родственников. |
1 |
- |
1 |
Нахождение слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения. Отгадывание загадок, подбор к отгадкам однокоренных слов. |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Микро-исследование, работа со справочной литературой, загадки. |
|||
12 |
Идем по следу. |
1 |
- |
1 |
Работа с этимологическим словарем, установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, подбор варианта проверочного слова. Интерактивный flash-тренажер «Родственные слова». |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Работа со справоч-ной ин- формацией, интерактивная игра-тренажер. |
|||
13 |
Разберем по полочкам. |
1 |
- |
1 |
Составление «этимологического гнезда» однокоренных слов, обозначение общей части слов языковой цепочки. Логическая игра «Найди лишнее». |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Практическая работа со словарями, интеллек-туальная игра. |
|||
14 |
“Зри” в корень. |
1 |
- |
1 |
Подбор однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм с помощью этимологических родственников. Решение онлайн-кроссворда «Этимология на службе орфографии».9 |
Аналитико-синтетическая, частично-поисковая, игровая. |
Словарная работа, интерактивная игра. |
|||
15 |
Устный журнал «Портрет одного слова». |
1 |
- |
1 |
Рассмотреть различные аспекты одного слова (на выбор): его значение, происхождение, произношение, употребление, его уникальность и место во фразеологизмах. |
Проектно-исследовательская, аналитико-синтетическая, творческая. |
Мини-исследование, устный журнал. |
|||
Раздел 5. Псевдоэтимология, или “народная” этимология. |
|
|||||||||
16 |
От серьезной науки до словесной шутки.10 |
1 |
- |
1 |
Знакомство с понятием «псевдоэтимология». Что это – игра или стилистическое средство? Поиск примеров “ложных” слов в фельетонах, юмористических рассказах сатирического журнала «Крокодил». |
Познавательно-аналитическая, поисково-исследовательская. |
Практическая работа с текстовой информацией. |
|||
17 |
Слова - “перевертыши”. |
1 |
- |
1 |
Открытие слов-палиндро-мов – “перевертышей”. Чтение примеров в стихотворениях Г.Р. Державина, А.А. Фета, В. Хлебникова «Перевертень». Игра-лото «Слово наоборот». |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. |
Микроисследование, работа с художественным текстом, игра. |
|||
18 |
Это было бы смешно, если б не было так печально. Поговорим о “ляпах”. |
1 |
- |
1 |
Познакомиться с видами речевых ошибок в неоправданном использовании структуры языковой единицы. Деловая игра «Юный корректор». |
Познавательно-аналитическая, игровая. |
Работа с информацией, составление таблицы, игра. |
|||
19 |
Псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке». |
1 |
- |
1 |
Творческая мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей по алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря. |
Коллективно-творческая, аналитическая. |
Творческая мастерская слова. |
|||
20 |
Презентация псевдоэтимологического словаря. |
1 |
- |
1 |
Выступление от каждой группы с презентацией продукта творческой деятельности. |
Коллективно-творческая. |
Презентация продукта совместной деятельности. |
|||
Раздел 2. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской.
|
|
|||||||||
21 |
Почему Кошки?11 |
1 |
- |
1 |
Знакомство из архивных источников с версиями происхождения села Кошки. Создание мини-проекта «Кондурчинская слобода, или история села Кошки». |
Познавательно-аналитическая, проектно-исследовательская. |
Мини-проект. |
|||
22 |
К истокам Кондурчи.12 |
1 |
- |
1 |
Сбор информации о возникновении названия реки Кондурча. Чтение стихотворений поэта-земля-ка И.Ф. Акулиничева, посвященных Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька моей любви к России - солнечная речка Кондурча». |
Поисково-исследовательская, художественно-творческая. |
Микроисследование, конкурсы чтецов и рисунков. |
|||
23 |
Семь чудес Кошкинского района.13 |
1 |
- |
1 |
Рассказ об удивительных памятниках природы, истории и культуры Кошкинского района - Белоключевском роднике, Гудковских прудах, Ивановских камнях, Максимкинском дубе, Марьевской горе и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества Христова». Создание буклета «Семь чудес района». |
Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. |
Обсуждение, сбор информации, создание буклета в программе Microsoft Publisher. |
|||
24 |
Вот моя деревня… Что означает село Нижняя Быковка?14 |
1 |
- |
1 |
Поиск информации об истории названия своего села. Интервью со старожилами. Выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием». |
Поисково-исследовательская, художественно-творческая. |
Работа с информацией, мини-иссле-дование, выпуск газеты. |
|||
25 |
Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей. |
1 |
- |
1 |
Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой малой родины. |
Познавательно-аналитическая. |
Экскурсия в районный музей краеведения. |
|||
26 |
Топонимический словарь Кошкинского района.15 |
1 |
- |
1 |
Составление словаря топонимов Кошкинского района. |
Коллективно-творчес-кая, аналитическая. |
Сбор информации, словарная работа. |
|||
27 |
Презентация словаря топонимов Кошкинского района. |
1 |
- |
1 |
Представление топонимического словаря своей местности. |
Коллективно-творчес-кая. |
Презентация продукта совместной деятельности. |
|||
Раздел 3. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. |
|
|||||||||
28 |
Что в имени тебе моем? Тайны наших имен. |
1 |
- |
1 |
Знакомство с историей происхождения своего имени, толкованием его значения. Как раскрывает имя характер человека, влияет на его судьбу. Работа с онлайн-словарями и справочниками по ономастике. |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. |
Работа со справочной информацией в Интернете. |
|||
29 |
Моя фамилия. Мое отчество. |
1 |
- |
1 |
Высказывания-предполо-жения о значении своей фамилии и отчества. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Да-ля, поиск значения своей фамилии и отчества. |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. |
Обсуждение предположений работа со словарем, мини-исследование. |
|||
30 |
«Говорящие» фамилии. |
1 |
1 |
- |
Рассмотреть примеры «говорящих» фамилий в русской литературе, соотнести их значения; определить роль данного художественного приема в стилистическом образе произведения. Прослушивание рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова. |
Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. |
Составление таблицы, прослушивание аудиокниги. |
|||
31 |
Герои сказок рассказывают о себе. |
1 |
- |
1 |
Решение кроссворда «Герои литературных и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти имена имеют герои. Просмотр презентации литературного проекта «Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках», составление плана данного исследования. Обмен мнениями о проекте. Работа в группах по теме «Этимология и лексическое значение слова «Кощей». Выступления учеников об этимологии имён героев сказок. Самостоятельное определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ранее разработанными критериями. |
Познавательно-аналитическая, коллективно-творческая. |
Отгадывание кроссворда, просмотр презентации, работа в группах, выступления ребят. |
|||
32 |
Антропонимический словарь имен и фамилий моей семьи. |
1 |
- |
1 |
Составление словаря имен и фамилий своей семьи. Работа со словарем В.И. Даля и поиск информации в Интернете. |
Коллективно-творческая. |
Словарная работа, сбор материала в Интернете. |
|||
33 |
Презентация антропонимического словаря «Имя дома моего». |
1 |
- |
1 |
Выступление с презентацией антропонимического словаря «Имя дома моего». |
Коллективно-творческая. |
Презентация словаря по антропонимике. |
|||
34 |
Подведение итогов. КВН. |
1 |
- |
1 |
Класс делится на две команды. В каждой команде назначается капитан. Участники выполняют следующие задания: 1. Разминка «Лексические слухи». 2. Конкурс «Этимологический мик-роскоп». 3. Конкурс «Старославянские родственники». 4. Конкурс капитанов «Регулировщик слова». 5. Домашнее задание «Фэнтези «Невероятные приключения слов-“иностранцев” в России». |
Интеллектуально-творческая. |
Выступления команд, подведение итогов. |
Описание предполагаемой результативности курса
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
-
появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
-
патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного слова и края;
-
интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.
Метапредметные результаты:
Ученик научится или получит возможность научиться:
Познавательные:
-
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
-
читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
-
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;
-
пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
-
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
-
подводить под понятие, доказывать, делать выводы;
-
проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
-
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-
строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
-
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
-
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
-
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные:
-
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
-
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Предметные результаты:
-
иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;
-
владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;
-
уметь моделировать этимологическое гнездо слов;
-
научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;
-
уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем, давать собственную справку о значении слова;
-
знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных топонимов;
-
уметь составлять антропонимический и топонимический словари;
-
понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной лексики в школьную речь;
-
получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка.
Контроль и оценка результатов
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала; деловые и ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flash-тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Портфель достижений школьника
За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:
-
словарь школьного сленга;
-
старая сказка на новый лад;
-
мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;
-
конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;
-
создание буклета «Семь чудес района»;
-
выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;
-
составление словаря топонимов Кошкинского района;
-
выступления учеников об этимологии имен героев сказок;
-
антропонимический словарь «Имя дома моего»;
-
устный журнал «Портрет одного слова»;
-
творческая мастерская «От слова к слову»;
-
псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;
-
фэнтези «Невероятные приключения слов -“иностранцев” в России».
Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования
при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» - путь к успеху!
Список литературы
Для учителя
Нормативно-правовая база
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.09.2015).
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
-
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
-
Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015)
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 12.09.2015)
Дополнительная литература
-
Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
-
Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая
-
Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая
-
Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989.- 1 июня
-
Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября
-
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника).
-
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
-
Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 90, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
-
Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. — М.: АСТ: Астрель, 2001.
10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.: ил.
11. Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. – М.: Воскресный день, 2013. – 128 с.
12. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. – 2-е изд. – М.: Русский язык, 1984. – 384 с.
14. Подшибякова Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Русский язык в школе – 1984. №2 – с. 24.
15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.- 160 с.
16. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2015. -128 с.- (Мастерская учителя-словесника).
17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России: Словарь–пособие. - М.: ШколаПресс, 1994. – 291 с.
19. Ходоренко Т.А. Семь чудес района // Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
20. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. М.: Прогресс, 1986.
Для учащихся
-
Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс, 1993.
-
Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
-
Ковалевская Е.Г. История слов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1968.
-
Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.-352 с.
-
Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
Интернет-ресурсы
-
Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
-
Арнольдов Н.А. История Кошкинского района в названиях и документах. Краеведческий справочник. [Электронный ресурс] // Портал образовательной медиа-сети Северо-Западного управления. URL: http://medianet.yartel.ru/rodina/images/stories/newhistory/history_koshki.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
-
Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
-
Откупщиков Ю. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://royallib.com/book/otkupshchikov_yu/k_istokam_slova_rasskazi_o_nauke_etimologii.html (дата обращения: 13.09.2015).
-
Онлайн-библиотека http://slovarionline.ru/
-
Онлайн-словарь русских имен http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html
1 Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
2 Психологические особенности подростков 10-12 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/Psychological_characteristics_of_adolescents_10_12_years.pdf (дата обращения: 14.09.2015)
3 Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология.- М.: Воскресный день, 2013.- С.7-10.
4 Там же. С.12.
5 Там же. С.14.
6 Там же. С.17.
7 Там же. С.30.
8 Там же. С.118.
9 Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
10 Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
11 Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая
12 Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября
13 Ходоренко Т.А. Семь чудес района// Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
14 Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая
15 Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»