В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе На тему: «Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название»

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе На тему: «Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название»

Светлана Богатырева
Тип материала: Урок
просмотров: 9336
Краткое описание
Конспект урока соответствует требованием, которые должны соблюдаться при обучении детей с ОВЗ, т.е.  личностно-ориентированный подход при обучении.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект2.docx Скачать


ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»










Конспект урока по письму и развитию речи

во 2 классе

На тему: «Слова, обозначающие предметы.
Предмет и его название»

















Подготовила и провела: учитель начальных классов

С.И. Богатырева



Суворов 2016 год.


Тема:

«Слова, обозначающие предметы предмет и его название»

Задачи: развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи; первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы; уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; разграничение представлений о предмете и его названии; развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, устной речи; воспитание положительной мотивации, трудолюбия.

Тип урока: Закрепление материала.

Технологии: информационно коммуникативные технологии, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, использование

элементов технологии проблемного обучения.

Методы по источнику знаний:

  • практические

  • наглядные

  • словесные

Методы по уровню познавательной активности:

репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и выполнение практических заданий);

игровые (интерактивная дидактическая игра).

Оборудование:

  • мультимедийная презентация Power Point ;

  • раздаточный материал.

таблица-опора; предметные картинки; натуральные предметы; схемы слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.


Встаньте в круг. Скажем вместе:



Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети стоят в кругу. Повторяют вместе с учителем слова. Затем учитель просит одного из учеников встать в середину круга, закрыть глаза и попробовать догадаться, кто подал голосок. Один из детей, стоящих в кругу, произносит слова: «Ква-ква-ква!», ученик, стоящий в центре круга, называет имя ребёнка, произнесшего эти слова.

Молодцы! вот мы и поиграли. Садитесь тихонечко на места.

2. Психогимнастика.

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли.

Поймали комарика, довольны.

А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать?

Лягушка очень маленькая и беззащитная, её надо бережно посадить на травку.

Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

Молодцы! Наша игра закончилась, и нам пора приниматься за работу.

II. Введение в тему.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок.

Вы любите сказки?

Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.

Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы, научимся отличать предмет от его названия.

2. Введение в тему.

Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова:

Сто вопросов – сто ответов,

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Поскольку учащимся бывает трудно запомнить слова, то учитель может предложить досказать словечко: учитель произносит начало фразы, в конце произносит один слог, учащиеся дополняют слог до целого слова.

Вот мы и очутились в волшебной Стране речь.

Учитель демонстрирует картинку с изображением сказочной страны.

Мы остановимся в доме первого жителя этой страны – седобородого старичка Волшебника.

Учитель демонстрирует картинку с изображением старичка Волшебника.

Как вы думаете, что в руках у Волшебника?

У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.

Посмотрите вокруг, что вы видите?

Учащиеся называют предметы.

Во все эти предметы и превращается наш друг Волшебник.

Посмотрите, в какой предмет превратился наш Волшебник? (В мяч.)

А теперь во что?

Учитель демонстрирует учащимся предметы, лежащие у него на столе: мяч, неваляшка, мишка, машинка, кубики, юла, матрёшка.

Наш Волшебник не только умеет превращаться в предметы. Он ещё и может их рисовать.

Что нарисовано на картинке?



Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением книг и тетрадей.

Покажите мне книгу. Тетрадь.

Волшебник хочет с вами поделиться одним секретом.

На картинке нарисован не сам предмет, а только его изображение.

Вот предмет – книга. А вот рисунок (изображение) книги.

Это предмет – тетрадь, а вот здесь нарисована (изображена) тетрадь.

Учитель показывает картинку с изображением тетради.

А это что?

Учитель демонстрирует предмет – блокнот и картинку с его изображением.

Где лежат у нас альбомы?

Достань альбом. Что достала Маша?

Маша достала альбом.

Что это? (Кисточка – предмет.)

А это рисунок кисточки.

Далее учитель демонстрирует учащимся предметы: дом, кораблик, утёнок, барабан, трактор, ножницы, будильник, яблоко, ведро.

У меня на столе лежат картинки, которые нарисовал наш друг Волшебник.

Демонстрируются предметные картинки с изображением этих предметов.


Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

А сейчас…

Пора за работу

Нам всем приниматься.

В тетрадях красиво писать

И стараться.

Учитель показывает рисунок с изображением живого сказочного героя – карандаша.

Кто нарисован на картинке?

Как вы думаете, карандаш живой или нет?

Верно, карандаш не может быть живым. Но здесь нарисован волшебный карандаш – ведь мы с вами отправились в сказку. А в сказке любой предмет оживает.

Карандаш приготовил вам задание.


Что записано на первой строчке?

Назовите элементы буквы «б».

Все ли буквы «б» одинаковые?

Обведите сначала по точкам буквы, а затем самостоятельно пропишите строчную букву «б» до конца строки.

Что записано на второй строчке? (Слоги.)

Пропишите слоги в той последовательности, в которой они даны у вас в тетрадях. Обратите внимание на соединение букв.


Прочтите слово, записанное на третьей строчке.

Назовите гласные в этом слове. Сколько слогов в слове? Почему ты считаешь, что в слове «белка» два слога?

Что записано после слова «белка»? (Записан слог «бу».)

Измените слово «белка» так, чтобы оно начиналось со слога «бу».

Какое слово получилось? (Получилось слово «булка».)

Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение в слове.

Что записано на следующей сроке? (Прописная буква «Б».)

Для чего нужны прописные буквы? Что мы пишем с большой буквы?

Запишите прописную букву «Б». Прочтите следующее слово.

Что означает слово «Борис»? (Имя мальчика.)

Почему оно записано с большой буквы? Напишите красиво имя мальчика.

А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш.

Что вы взяли в руки? (Взяли в руки карандаш.)

Покажите Весёлому Карандашу те буквы, слоги и слова, которые у вас получились самыми красивыми.

Молодцы!

2. Работа с таблицей.

Пока вы выполняли задания Весёлого Карандаша, наш друг Волшебник приготовил вам сюрприз.

Посмотрите на доску.






Предмет

Вопрос

Название предмета










Волшебник, а для чего нам эта таблица?

Ребята, волшебник просит вас прочитать хором то, что записано в таблице.

А теперь посмотрите в свои тетрадочки.

Что вы видите?

Верно, у вас в тетрадочках точно такая же таблица.

Прочитаем ещё раз, что написано в первой колонке таблицы.

Как вы думаете, можем ли мы в эту колонку положить настоящий предмет?

Конечно же, нет.



Кто из вас догадался, что можно сделать, чтобы заполнить первую строчку этой колонки?

Верно, мы можем с вами нарисовать предмет.

Волшебник просит вас нарисовать МЯЧ.

Предмет

Вопрос

Название предмета









Какой предмет мы с вами нарисовали?

Что написано во второй колонке? (Вопрос.)

Как мы спросим об этом предмете?


Что это?

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?








Прочитайте название третьей колонки.

Волшебник сейчас задаст вам самый трудный вопрос.

Не торопитесь с ответом, вначале подумайте, а потом ответьте на его вопрос.

Волшебник у вас спрашивает, что вы должны написать в третьей колонке?

Дать название предмету, который мы с вами нарисовали.

Что же надо записать?

Волшебник и я рады, что вы смогли правильно ответить на самый трудный вопрос.

Запишите название предмета.

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч







Весёлый Карандаш приготовил тоже для вас задание. И просит вас продолжить заполнять таблицу. Ведь у вас остались незаполненные строчки…

Весёлый Карандаш просит вас нарисовать грибок.

Как мы спросим об этом предмете?

Что запишем в третьей колонке?


Молодцы!

А теперь нарисуйте домик.

Заполните остальные колонки самостоятельно.

Что ты написал во второй колонке?

А что у тебя записано в третьей колонке?

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч

Что это?

Грибок

Что это?

Домик

Молодцы!

Покажите нашим друзьям Волшебнику и Весёлому Карандашу, где нарисованы у вас предметы.

Где записаны у вас слова – названия этих предметов?

Где записаны у вас вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет?

Ой да ребята, ой да молодцы!

А теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

На физкультминутке я буду называть слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «Что это?». Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос «Что это?», вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если


услышите слово, отвечающее на другой вопрос, – встаёте на носочки и потягиваетесь.

Задание всем понятно?

Начнём!

Кукла, кружка, прыгает, красивый, мячик, пирамидка, маленькая, собирает, солнышко, светит, тетрадь, ручка, пишет.

Отдохнули?

IV. Закрепление.

Ой, ребята, наш Волшебник спрятался и запрятал Весёлого Карандаша.

Где же нам их искать? Ведь Волшебник может превращаться в любой предмет и, наверное, Весёлого Карандаша он во что-нибудь превратил.

Что же делать?

Ой, что это за листочек лежит у меня на столе?

Учитель берёт в руки листочек, разворачивает и молча читает.

Понятно! Волшебник оставил нам подсказку – загадку.

Хотите узнать, что здесь написано?

Учитель читает загадку. Просит учащихся отгадать её.

Говорит он нам беззвучно,

И трудиться нам не трудно,

Только вот задание читай

И всё правильно выполняй.

Что же это такое?

Где можно прочитать задание?

Верно, это учебник.

Молодцы!

Работа по учебнику.


Учитель крепит на доску предметные картинки с изображением Волшебника и Карандаша.

Вы выполнили все задания Волшебника. И вот он снова с нами вместе, да и Весёлый Карандаш вернулся.

V. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Пора прощаться с нашими гостями.

В какой стране мы с вами побывали?

Какие задания выполняли?

Назовите любой предмет.

Запишите название предмета на доске.

Поставьте к нему вопрос.

Нарисуйте этот предмет.

Кто нам помогал в открытии новых секретов?

Что нужно сказать Волшебнику и Весёлому Карандашу?

А теперь возвращаемся в класс.

Закройте глазки.

Учитель произносит слова, учащиеся сидят с закрытыми глазами.

Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.

Вот мы с вами снова оказались в классе.

Понравился вам урок?

Что понравилось?

Все ли ребята сегодня хорошо работали на уроке?

Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, были самыми активными и внимательными.





конспект2.docx Скачать




ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»










Конспект урока по письму и развитию речи

во 2 классе

На тему: «Слова, обозначающие предметы.
Предмет и его название»















Подготовила и провела: учитель начальных классов

С.И. Богатырева



Суворов 2016 год.


Тема:

«Слова, обозначающие предметы предмет и его название»

Задачи: развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи; первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы; уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; разграничение представлений о предмете и его названии; развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, устной речи; воспитание положительной мотивации, трудолюбия.

Тип урока: Закрепление материала.

Технологии: информационно коммуникативные технологии, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, использование

элементов технологии проблемного обучения.

Методы по источнику знаний:

  • практические

  • наглядные

  • словесные

Методы по уровню познавательной активности:

репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и выполнение практических заданий);

игровые (интерактивная дидактическая игра).

Оборудование:

  • мультимедийная презентация Power Point ;

  • раздаточный материал.

таблица-опора; предметные картинки; натуральные предметы; схемы слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.


Встаньте в круг. Скажем вместе:



Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети стоят в кругу. Повторяют вместе с учителем слова. Затем учитель просит одного из учеников встать в середину круга, закрыть глаза и попробовать догадаться, кто подал голосок. Один из детей, стоящих в кругу, произносит слова: «Ква-ква-ква!», ученик, стоящий в центре круга, называет имя ребёнка, произнесшего эти слова.

Молодцы! вот мы и поиграли. Садитесь тихонечко на места.

2. Психогимнастика.

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли.

Поймали комарика, довольны.

А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать?

Лягушка очень маленькая и беззащитная, её надо бережно посадить на травку.

Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

Молодцы! Наша игра закончилась, и нам пора приниматься за работу.

II. Введение в тему.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок.

Вы любите сказки?

Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.

Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы, научимся отличать предмет от его названия.

2. Введение в тему.

Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова:

Сто вопросов – сто ответов,

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Поскольку учащимся бывает трудно запомнить слова, то учитель может предложить досказать словечко: учитель произносит начало фразы, в конце произносит один слог, учащиеся дополняют слог до целого слова.

Вот мы и очутились в волшебной Стране речь.

Учитель демонстрирует картинку с изображением сказочной страны.

Мы остановимся в доме первого жителя этой страны – седобородого старичка Волшебника.

Учитель демонстрирует картинку с изображением старичка Волшебника.

Как вы думаете, что в руках у Волшебника?

У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.

Посмотрите вокруг, что вы видите?

Учащиеся называют предметы.

Во все эти предметы и превращается наш друг Волшебник.

Посмотрите, в какой предмет превратился наш Волшебник? (В мяч.)

А теперь во что?

Учитель демонстрирует учащимся предметы, лежащие у него на столе: мяч, неваляшка, мишка, машинка, кубики, юла, матрёшка.

Наш Волшебник не только умеет превращаться в предметы. Он ещё и может их рисовать.

Что нарисовано на картинке?



Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением книг и тетрадей.

Покажите мне книгу. Тетрадь.

Волшебник хочет с вами поделиться одним секретом.

На картинке нарисован не сам предмет, а только его изображение.

Вот предмет – книга. А вот рисунок (изображение) книги.

Это предмет – тетрадь, а вот здесь нарисована (изображена) тетрадь.

Учитель показывает картинку с изображением тетради.

А это что?

Учитель демонстрирует предмет – блокнот и картинку с его изображением.

Где лежат у нас альбомы?

Достань альбом. Что достала Маша?

Маша достала альбом.

Что это? (Кисточка – предмет.)

А это рисунок кисточки.

Далее учитель демонстрирует учащимся предметы: дом, кораблик, утёнок, барабан, трактор, ножницы, будильник, яблоко, ведро.

У меня на столе лежат картинки, которые нарисовал наш друг Волшебник.

Демонстрируются предметные картинки с изображением этих предметов.


Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

А сейчас…

Пора за работу

Нам всем приниматься.

В тетрадях красиво писать

И стараться.

Учитель показывает рисунок с изображением живого сказочного героя – карандаша.

Кто нарисован на картинке?

Как вы думаете, карандаш живой или нет?

Верно, карандаш не может быть живым. Но здесь нарисован волшебный карандаш – ведь мы с вами отправились в сказку. А в сказке любой предмет оживает.

Карандаш приготовил вам задание.


Что записано на первой строчке?

Назовите элементы буквы «б».

Все ли буквы «б» одинаковые?

Обведите сначала по точкам буквы, а затем самостоятельно пропишите строчную букву «б» до конца строки.

Что записано на второй строчке? (Слоги.)

Пропишите слоги в той последовательности, в которой они даны у вас в тетрадях. Обратите внимание на соединение букв.


Прочтите слово, записанное на третьей строчке.

Назовите гласные в этом слове. Сколько слогов в слове? Почему ты считаешь, что в слове «белка» два слога?

Что записано после слова «белка»? (Записан слог «бу».)

Измените слово «белка» так, чтобы оно начиналось со слога «бу».

Какое слово получилось? (Получилось слово «булка».)

Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение в слове.

Что записано на следующей сроке? (Прописная буква «Б».)

Для чего нужны прописные буквы? Что мы пишем с большой буквы?

Запишите прописную букву «Б». Прочтите следующее слово.

Что означает слово «Борис»? (Имя мальчика.)

Почему оно записано с большой буквы? Напишите красиво имя мальчика.

А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш.

Что вы взяли в руки? (Взяли в руки карандаш.)

Покажите Весёлому Карандашу те буквы, слоги и слова, которые у вас получились самыми красивыми.

Молодцы!

2. Работа с таблицей.

Пока вы выполняли задания Весёлого Карандаша, наш друг Волшебник приготовил вам сюрприз.

Посмотрите на доску.






Предмет

Вопрос

Название предмета










Волшебник, а для чего нам эта таблица?

Ребята, волшебник просит вас прочитать хором то, что записано в таблице.

А теперь посмотрите в свои тетрадочки.

Что вы видите?

Верно, у вас в тетрадочках точно такая же таблица.

Прочитаем ещё раз, что написано в первой колонке таблицы.

Как вы думаете, можем ли мы в эту колонку положить настоящий предмет?

Конечно же, нет.



Кто из вас догадался, что можно сделать, чтобы заполнить первую строчку этой колонки?

Верно, мы можем с вами нарисовать предмет.

Волшебник просит вас нарисовать МЯЧ.

Предмет

Вопрос

Название предмета









Какой предмет мы с вами нарисовали?

Что написано во второй колонке? (Вопрос.)

Как мы спросим об этом предмете?


Что это?

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?








Прочитайте название третьей колонки.

Волшебник сейчас задаст вам самый трудный вопрос.

Не торопитесь с ответом, вначале подумайте, а потом ответьте на его вопрос.

Волшебник у вас спрашивает, что вы должны написать в третьей колонке?

Дать название предмету, который мы с вами нарисовали.

Что же надо записать?

Волшебник и я рады, что вы смогли правильно ответить на самый трудный вопрос.

Запишите название предмета.

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч







Весёлый Карандаш приготовил тоже для вас задание. И просит вас продолжить заполнять таблицу. Ведь у вас остались незаполненные строчки…

Весёлый Карандаш просит вас нарисовать грибок.

Как мы спросим об этом предмете?

Что запишем в третьей колонке?


Молодцы!

А теперь нарисуйте домик.

Заполните остальные колонки самостоятельно.

Что ты написал во второй колонке?

А что у тебя записано в третьей колонке?

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч

Что это?

Грибок

Что это?

Домик

Молодцы!

Покажите нашим друзьям Волшебнику и Весёлому Карандашу, где нарисованы у вас предметы.

Где записаны у вас слова – названия этих предметов?

Где записаны у вас вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет?

Ой да ребята, ой да молодцы!

А теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

На физкультминутке я буду называть слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «Что это?». Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос «Что это?», вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если


услышите слово, отвечающее на другой вопрос, – встаёте на носочки и потягиваетесь.

Задание всем понятно?

Начнём!

Кукла, кружка, прыгает, красивый, мячик, пирамидка, маленькая, собирает, солнышко, светит, тетрадь, ручка, пишет.

Отдохнули?

IV. Закрепление.

Ой, ребята, наш Волшебник спрятался и запрятал Весёлого Карандаша.

Где же нам их искать? Ведь Волшебник может превращаться в любой предмет и, наверное, Весёлого Карандаша он во что-нибудь превратил.

Что же делать?

Ой, что это за листочек лежит у меня на столе?

Учитель берёт в руки листочек, разворачивает и молча читает.

Понятно! Волшебник оставил нам подсказку – загадку.

Хотите узнать, что здесь написано?

Учитель читает загадку. Просит учащихся отгадать её.

Говорит он нам беззвучно,

И трудиться нам не трудно,

Только вот задание читай

И всё правильно выполняй.

Что же это такое?

Где можно прочитать задание?

Верно, это учебник.

Молодцы!

Работа по учебнику.


Учитель крепит на доску предметные картинки с изображением Волшебника и Карандаша.

Вы выполнили все задания Волшебника. И вот он снова с нами вместе, да и Весёлый Карандаш вернулся.

V. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Пора прощаться с нашими гостями.

В какой стране мы с вами побывали?

Какие задания выполняли?

Назовите любой предмет.

Запишите название предмета на доске.

Поставьте к нему вопрос.

Нарисуйте этот предмет.

Кто нам помогал в открытии новых секретов?

Что нужно сказать Волшебнику и Весёлому Карандашу?

А теперь возвращаемся в класс.

Закройте глазки.

Учитель произносит слова, учащиеся сидят с закрытыми глазами.

Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.

Вот мы с вами снова оказались в классе.

Понравился вам урок?

Что понравилось?

Все ли ребята сегодня хорошо работали на уроке?

Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, были самыми активными и внимательными.





конспект2.docx Скачать












Конспект урока по письму и развитию речи

во 2 классе

На тему: «Слова, обозначающие предметы.
Предмет и его название»















Подготовила и провела: учитель начальных классов

С.И. Богатырева





Суворов 2016 год.


Тема:

«Слова, обозначающие предметы предмет и его название»

Задачи: развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи; первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы; уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; разграничение представлений о предмете и его названии; развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, устной речи; воспитание положительной мотивации, трудолюбия.

Тип урока: Закрепление материала.

Технологии: информационно коммуникативные технологии, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, использование

элементов технологии проблемного обучения.

Методы по источнику знаний:

  • практические

  • наглядные

  • словесные

Методы по уровню познавательной активности:

репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и выполнение практических заданий);

игровые (интерактивная дидактическая игра).

Оборудование:

  • мультимедийная презентация Power Point ;

  • раздаточный материал.

таблица-опора; предметные картинки; натуральные предметы; схемы слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.


Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети стоят в кругу. Повторяют вместе с учителем слова. Затем учитель просит одного из учеников встать в середину круга, закрыть глаза и попробовать догадаться, кто подал голосок. Один из детей, стоящих в кругу, произносит слова: «Ква-ква-ква!», ученик, стоящий в центре круга, называет имя ребёнка, произнесшего эти слова.

Молодцы! вот мы и поиграли. Садитесь тихонечко на места.

2. Психогимнастика.

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли.

Поймали комарика, довольны.

А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать?

Лягушка очень маленькая и беззащитная, её надо бережно посадить на травку.

Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

Молодцы! Наша игра закончилась, и нам пора приниматься за работу.

II. Введение в тему.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок.

Вы любите сказки?



Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.

Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы, научимся отличать предмет от его названия.

2. Введение в тему.

Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова:

Сто вопросов – сто ответов,

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Поскольку учащимся бывает трудно запомнить слова, то учитель может предложить досказать словечко: учитель произносит начало фразы, в конце произносит один слог, учащиеся дополняют слог до целого слова.

Вот мы и очутились в волшебной Стране речь.

Учитель демонстрирует картинку с изображением сказочной страны.

Мы остановимся в доме первого жителя этой страны – седобородого старичка Волшебника.

Учитель демонстрирует картинку с изображением старичка Волшебника.

Как вы думаете, что в руках у Волшебника?

У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.

Посмотрите вокруг, что вы видите?

Учащиеся называют предметы.

Во все эти предметы и превращается наш друг Волшебник.

Посмотрите, в какой предмет превратился наш Волшебник? (В мяч.)


Учитель демонстрирует учащимся предметы, лежащие у него на столе: мяч, неваляшка, мишка, машинка, кубики, юла, матрёшка.

Наш Волшебник не только умеет превращаться в предметы. Он ещё и может их рисовать.

Что нарисовано на картинке?

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением книг и тетрадей.

Покажите мне книгу. Тетрадь.

Волшебник хочет с вами поделиться одним секретом.

На картинке нарисован не сам предмет, а только его изображение.

Вот предмет – книга. А вот рисунок (изображение) книги.

Это предмет – тетрадь, а вот здесь нарисована (изображена) тетрадь.

Учитель показывает картинку с изображением тетради.

А это что?

Учитель демонстрирует предмет – блокнот и картинку с его изображением.

Где лежат у нас альбомы?

Достань альбом. Что достала Маша?

Маша достала альбом.

Что это? (Кисточка – предмет.)

А это рисунок кисточки.

Далее учитель демонстрирует учащимся предметы: дом, кораблик, утёнок, барабан, трактор, ножницы, будильник, яблоко, ведро.

У меня на столе лежат картинки, которые нарисовал наш друг Волшебник.

Демонстрируются предметные картинки с изображением этих предметов.



Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

А сейчас…

Пора за работу

Нам всем приниматься.

В тетрадях красиво писать

И стараться.

Учитель показывает рисунок с изображением живого сказочного героя – карандаша.

Кто нарисован на картинке?

Как вы думаете, карандаш живой или нет?

Верно, карандаш не может быть живым. Но здесь нарисован волшебный карандаш – ведь мы с вами отправились в сказку. А в сказке любой предмет оживает.

Карандаш приготовил вам задание.

Что записано на первой строчке?

Назовите элементы буквы «б».

Все ли буквы «б» одинаковые?

Обведите сначала по точкам буквы, а затем самостоятельно пропишите строчную букву «б» до конца строки.

Что записано на второй строчке? (Слоги.)

Пропишите слоги в той последовательности, в которой они даны у вас в тетрадях. Обратите внимание на соединение букв.



Прочтите слово, записанное на третьей строчке.

Назовите гласные в этом слове. Сколько слогов в слове? Почему ты считаешь, что в слове «белка» два слога?

Что записано после слова «белка»? (Записан слог «бу».)

Измените слово «белка» так, чтобы оно начиналось со слога «бу».

Какое слово получилось? (Получилось слово «булка».)

Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение в слове.

Что записано на следующей сроке? (Прописная буква «Б».)

Для чего нужны прописные буквы? Что мы пишем с большой буквы?

Запишите прописную букву «Б». Прочтите следующее слово.

Что означает слово «Борис»? (Имя мальчика.)

Почему оно записано с большой буквы? Напишите красиво имя мальчика.

А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш.

Что вы взяли в руки? (Взяли в руки карандаш.)

Покажите Весёлому Карандашу те буквы, слоги и слова, которые у вас получились самыми красивыми.

Молодцы!

2. Работа с таблицей.

Пока вы выполняли задания Весёлого Карандаша, наш друг Волшебник приготовил вам сюрприз.

Посмотрите на доску.






Предмет

Вопрос

Название предмета










Волшебник, а для чего нам эта таблица?

Ребята, волшебник просит вас прочитать хором то, что записано в таблице.

А теперь посмотрите в свои тетрадочки.

Что вы видите?

Верно, у вас в тетрадочках точно такая же таблица.

Прочитаем ещё раз, что написано в первой колонке таблицы.

Как вы думаете, можем ли мы в эту колонку положить настоящий предмет?

Конечно же, нет.



Кто из вас догадался, что можно сделать, чтобы заполнить первую строчку этой колонки?

Верно, мы можем с вами нарисовать предмет.

Волшебник просит вас нарисовать МЯЧ.

Предмет

Вопрос

Название предмета









Какой предмет мы с вами нарисовали?

Что написано во второй колонке? (Вопрос.)

Как мы спросим об этом предмете?



Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?








Прочитайте название третьей колонки.

Волшебник сейчас задаст вам самый трудный вопрос.

Не торопитесь с ответом, вначале подумайте, а потом ответьте на его вопрос.

Волшебник у вас спрашивает, что вы должны написать в третьей колонке?

Дать название предмету, который мы с вами нарисовали.

Что же надо записать?

Волшебник и я рады, что вы смогли правильно ответить на самый трудный вопрос.

Запишите название предмета.

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч







Весёлый Карандаш приготовил тоже для вас задание. И просит вас продолжить заполнять таблицу. Ведь у вас остались незаполненные строчки…

Весёлый Карандаш просит вас нарисовать грибок.

Как мы спросим об этом предмете?

Что запишем в третьей колонке?


Молодцы!

А теперь нарисуйте домик.

Заполните остальные колонки самостоятельно.

Что ты написал во второй колонке?

А что у тебя записано в третьей колонке?

Предмет

Вопрос

Название предмета

Что это?

Мяч

Что это?

Грибок

Что это?

Домик

Молодцы!

Покажите нашим друзьям Волшебнику и Весёлому Карандашу, где нарисованы у вас предметы.

Где записаны у вас слова – названия этих предметов?

Где записаны у вас вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет?

Ой да ребята, ой да молодцы!

А теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

На физкультминутке я буду называть слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «Что это?». Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос «Что это?», вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если


услышите слово, отвечающее на другой вопрос, – встаёте на носочки и потягиваетесь.

Задание всем понятно?

Начнём!

Кукла, кружка, прыгает, красивый, мячик, пирамидка, маленькая, собирает, солнышко, светит, тетрадь, ручка, пишет.

Отдохнули?

IV. Закрепление.

Ой, ребята, наш Волшебник спрятался и запрятал Весёлого Карандаша.

Где же нам их искать? Ведь Волшебник может превращаться в любой предмет и, наверное, Весёлого Карандаша он во что-нибудь превратил.

Что же делать?

Ой, что это за листочек лежит у меня на столе?

Учитель берёт в руки листочек, разворачивает и молча читает.

Понятно! Волшебник оставил нам подсказку – загадку.

Хотите узнать, что здесь написано?

Учитель читает загадку. Просит учащихся отгадать её.

Говорит он нам беззвучно,

И трудиться нам не трудно,

Только вот задание читай

И всё правильно выполняй.

Что же это такое?

Где можно прочитать задание?

Верно, это учебник.

Молодцы!

Работа по учебнику.


Учитель крепит на доску предметные картинки с изображением Волшебника и Карандаша.

Вы выполнили все задания Волшебника. И вот он снова с нами вместе, да и Весёлый Карандаш вернулся.

V. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Пора прощаться с нашими гостями.

В какой стране мы с вами побывали?

Какие задания выполняли?

Назовите любой предмет.

Запишите название предмета на доске.

Поставьте к нему вопрос.

Нарисуйте этот предмет.

Кто нам помогал в открытии новых секретов?

Что нужно сказать Волшебнику и Весёлому Карандашу?

А теперь возвращаемся в класс.

Закройте глазки.

Учитель произносит слова, учащиеся сидят с закрытыми глазами.

Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.

Вот мы с вами снова оказались в классе.

Понравился вам урок?

Что понравилось?

Все ли ребята сегодня хорошо работали на уроке?

Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, были самыми активными и внимательными.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров