Как зима встретилась с весной
Конспект занятия по
развитию речи в
коррекционной группе №17
с использованием
нетрадиционных методов.
Тема:
«Как зима встретилась с
весной».
Учитель-дефектолог
Усикова Е.А.
Цель:
Формирование речевых умений, воспроизведение собственных высказываний в устной форме. Создать условия для активизации и развития словаря с помощью нетрадиционных методов.
Коррекционно-образовательные задачи:
-расширять и активизировать словарь детей теме;
-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
-обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
-формирование правильной артикуляции;
-умения подбирать образные выражения;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-продолжать учить работать с мнемо-таблицами;
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать координацию движений с речью;
-развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
-формировать речевое и физиологическое дыхание;
-развивать мелкую моторику рук путём нетрадиционных технологий самомассажа;
-способствовать развитию взаимопонимания между детьми;
-формировать адекватную самооценку у детей;
-снятие мышечного и эмоционального напряжения;
-способствовать самовыражению ребенка;
-развивать эмоционально - волевую сферу в упражнении по различению настроения;
Коррекционно-Воспитательные задачи:
-формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
-воспитывать внимательность, наблюдательность;
-тренировка усидчивости и самоконтроля.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов) .
• Наглядный.
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие.
Под музыку ветра прилетает Снегурочка на облаке (воздушные шарики).
Снегурочка(аудиозапись): - Ой, ой. Хватит, ветер, прекрати. Добрый день ребята и взрослые, узнали? Да, я Снегурочка. Прилетела к вам на облаке, а холодные ветры мне помогли. В своей зимней стране услышала я о весне, но так и не поняла, чего его все так ждут и любят, каким оно бывает. Вот и прилетела я к вам, чтобы вы рассказали мне, что такое-весна.
Дефектолог: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, что бы рассказать Снегурочке о весне, но путешествовать мы будем сегодня необычно. Мы полетим с вами на облаках.
Проходите, присаживайтесь каждый на свое облако.
Дефектолог: Пока мы с вами летим, я предлагаю с помощью язычка вспомнить некоторые приметы весны.
Артикуляционная гимнастика:
Зимой были большие сугробы(хомячок),но выглянуло весеннее солнышко и сугробы стали таять(голодный хомячок),солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»),появляется первая весенняя травка(язык-силач).
Дефектолог: А вот и первая остановка «Перезвон».
Дидактическая игра «Перезвон»
Дети выбирают картинки и сравнивают зиму с весной.
- Зимой люди надевают теплые куртки, шубы, шапки, а весной?( ботинки, легкие куртки).
- Зимой на земле снег, сугробы, а весной ..? (Трава, цветы).
- Зимой мороз, холод, метель, а весной..? (Солнце, тепло).
- Зимой дети катаются на санках, коньках, лыжах, а весной ..? (Катаются на велосипеде, самокате, качелях, роликах).
- Зимой зимуют воробей, голубь, ворона, а весной прилетают ..? (Ласточка, скворец, грач).
Дефектолог: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие! Садитесь на облака.
А давайте превратимся в ветер ,чтобы наши облака быстрее летели.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
В ветерок я превращаюсь,
В себя воздух набираю(вдох)
Сильно тело напрягаю
Ветер выпускаю (выдох).
Дети дуют на маленькие облака.
Дефектолог: А вот и следующая станция «Лесная».
Мы с вами попали в лес. Посмотрите, уже появляется молоденькая травка. А давайте с ней поиграем. Проходите на лесную полянку.
Массаж кистей рук с помощью коврика «Травка»
Слова |
Действия |
|
|
1, 2, 3, 4, 5!По травке будем мы шагать! |
(Шагают все пальчики обеих рук ) |
Свои ручки развивать! |
(Удары кулачками и ладошками попеременно) |
Пальчики потопали, Потопали, потопали! |
(Все пальчики обеих рук "топают" на месте по коврику "Травка" |
Ладошками похлопали, Похлопали, похлопали! |
(Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола). |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть! |
(Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками) |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! |
(Интенсивно трясём ладошки) |
Дефектолог: А что еще расцветает весной?
Посмотрите, мороз заколдовал наши цветы и превратил в льдинки. Давайте их соберем и отогреем.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Дефектолог: Закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)
В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых стран? Каких вы перелетных птиц знаете? Давайте их посчитаем.
Дидактическая игра «Посчитай».
Дефектолог: Присаживайтесь на облака и полетели дальше. Пока мы летим, давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Семья весенних слов»
Дефектолог: Я буду бросать вам клубок, и называть слово, а вы ловите его и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце. Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце.
Дефектолог: А вот и следующая остановка «Сказочная».
Дидактическая игра «Назови сказку, где есть время года весна».
Дефектолог: Давайте и мы с вами превратимся в подснежники.
Психогимнастика «Подснежник»
Наступила ранняя весна. На полянке растаял снег и появился первый весенний цветок подснежник. Пригревает ласковое солнышко, он растет и тянет свои лепестки к первым весенним лучам. Дует легкий ветерок, подснежник качается на ветру. Но вот послышались чьи – то шаги. Это идет человек. Он хочет сорвать подснежник. Цветочек испугался, и представил, как он завянет. Но человек пожалел цветочек и прошел мимо. А подснежник распрямил свои лепестки и продолжил радоваться весеннему солнышку.
Дефектолог: Вам понравилось? Давайте продолжим наше путешествие. Садитесь на облака.
Дефектолог: А пока летим, поиграем в игру.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Слова: солнце, трава, ручей, дерево, лужа, лист, куст.
Дефектолог: Следующая остановка «Конверт». Проходите, присаживайтесь на весеннюю полянку. Так посмотрим, что приготовила нам Снегурочка.
Дидактическая игра «Логическая цепочка»
Дети с помощью шнурка и трубочек выстраивают картинки в нужной последовательности.
Дефектолог: А теперь давайте вернемся в детский сад по лесной тропинке.
Физминутка
Дефектолог: Вот мы и вернулись в детский сад! Давайте, составим рассказ о весне.
Составление рассказа по мнемо - таблице.
Снегурочка(аудиозапись) :Спасибо, теперь я поняла, что такое весна.
Дефектолог: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наша гостья Снегурочка довольна, она теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А она для вас приготовила небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о ее любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь!
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ