Народные промыслы Курганской области.
Конспект занятия для 7 класса
по теме: «Народные промыслы Курганской области»
Автор: Широкова Ольга Ивановна— учитель СБО, ОБЖ коррекционной школы;
место проживания: город Шадринск, Курганской области, Шадринская школа-интернат №11;
для внеурочной деятельности по программе социально-бытовой ориентировки;
занятие по теме «Народные промыслы Курганской области»;
возраст участников: 12-17 лет;
продолжительность занятия 40 минут;
Материал содержит мультимедийную презентацию, созданную в редакторе Power point и послайдовый сценарий занятия.
Оборудование: презентация; выставка изделий народных промыслов: валенки, ковры, берестяные изделия.
Тема урока: Народные промыслы Курганской области.
Цели:
-
Приобщить учащихся к национальной культуре;
-
Развивать у учащихся аналитические способности и навыки;
-
Воспитывать любовь к родному краю;
-
Следить за правильностью произношения.
Задачи:
познакомить
учащихся с историей, художественными
особенностями народных промыслов
Курганской области;
формировать
нравственные и эстетические понятия
(чувство гордости за свою страну, чувство
прекрасного);
1.Оргмомент: круг
добра - возьмитесь за руки и подарите
друг другу улыбку.
Поздоровайтесь!!!
2. Вступительное слово учителя:
О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой.
Верный ответ валенки, а ещё берестяные изделия, ковры – всё это народные промыслы нашего края.
В словаре Ожегова прочитайте определение слова промысел.
Кустарный промысел — производство бытовых изделий ручным способом. Народные кустарные промыслы. Художественный промысел — изготовление народных художественных изделий.
3. Объяснение нового материала с помощью презентации.
Курганская область - регион РФ, который получил эксклюзивное право представить на фестивале «Первозданная Россия», в 2015 году, в Москве свои народные промыслы: уникальные берестяные изделия Шадринской мастерской «Честа» Владимира Махнюка (слайд 3)
В XVII — начале XX в. на территории Курганской области получили развитие различные промыслы. Жители региона занимались хмелевым, пимокатным, шубным, мыловаренным, кожевенным, овчинным промыслом, кузнечным делом. (слайд 4)
Ковроткачество.
Ковровый промысел возник в с. Канаши, в
XIX в. Позже, в 1930-х гг., началось изготовление
ворсовых ковров с геометрическим
узором и растительным орнаментом.
Канашинские
ковры известны под общим названием
"сибирских". С началом перестройки
предприятие развалилось. Сегодня
предприятия "Канашинские ковры"
не существует, но женщины-умелицы
остались в селе и ткут ковры по
индивидуальным заказам.
Например,
ковёр размером два на три метра с
изображением карты Зауралья и герб.(слайд
6)
Обработка бересты.
Активный спрос на продукцию Шадринской бересты подвигнул к созданию первого официального предприятия в Курганской области.
а 20 лет работы с берестой Владимир Махнюк сумел добиться широкой известности среди мастеров художественных промыслов России. Он является участником и многократным лауреатом многочисленных выставок федерального и международного уровня. Неоднократно принимал участие в работе по линии Министерства культуры России за рубежом. Работы, созданные в его мастерской, хранятся во многих музеях страны: в Московском музее ДПИ, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства, в Чебоксарском государственном художественном музее, в Шадринском краеведческом музее, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру. Изделия шадринских мастеров стали популярными при приобретении подарков, в том числе и на высоком правительственном уровне.(слайд 7)
Пимокатание.
История валенок в Курганской области начинается с 17 века.
В разных регионах России валенки называли по-разному:
в Нижнем Новгороде — чёсанками и катанками, в
в Курганской области— пимами. Название зависело ещё и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали
волнушечками и выходками, а из овечьей — катанками. Сейчас пимокатанием занимаются на дому умельцы-Зауральцы.(слайд 8)
4. Закрепление.
Славный шадринский народ
Жить не может без хлопот:
Шьёт, рисует, вышивает,
Пилит, рубит и строгает,
Лапти новые плетёт,
Печку русскую кладёт,
Мастера все удалые,
А в гулянье – озорные,
Коль веселье – веселись,
Коль работа – потрудись!
Прочитайте стихотворение.
-о каких ещё народных промыслах говорится в стихотворении?
-какая пословица созвучна этому стихотворению ( вариант ответа: делу время, а потехе - час)
На карточках даны пословицы, нужно подобрать окончание пословицы.
Без труда и отдых … не сладок
- Без труда не вытащишь и …рыбку из пруда
- Без дела жить - …только небо коптить
- Без охоты нет …работы
- Без топора не плотник, … без иглы не портной
- Всё скоро сказывается, …да не скоро делается
- Всякое ремесло честно, …кроме воровства
- Всякий человек познаётся …в деле
-верно, молодцы!!
Игра «Кто больше знает» /Надо зачеркнуть лишние слова из предложенного списка.
Что относится к ремеслу, а что нет? Какие слова здесь лишние?
Ткачество, вязание, танцы, вышивание, прядение, вождение, резьба по дереву, гончарное дело, лозоплетение, пение.
Как встарь, большим спросом пользуются изделия Зауральских мастеров. Они чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.
Не зря во все века мастера повторяли, что материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен. Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремёсел? И то, что не смогли сохранить люди, сохранило глина, камень, дерево…
5. Подведение итогов занятия
Если понравилось занятие, нарисуй улыбку.
Если занятие не понравилось, нарисуй грустного человечка.
Литература:
-
http://www.wellnews.ru/uploads/posts/2013-05/zauralskaya-duma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakon-o-podderzhke-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-i-remesel_1.jpeg
-
http://newsinphoto.ru/wp-content/uploads/2014/01/m28_17862035.jpg
-
http://www.chesta.pro/local/templates/chesta/images/logo.png?2
-
Колясникова Л.Н. Шадринск ремесленный - Шадринск, 2014.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»