Проектная деятельность по теме недели "Зайка - заинька" с детьми раннего возраста
Проект
«Зайка - заинька»
Выполнила:
Бутова Ю.В.
г. Киров
2016 г.
Название проекта: «Зайка - заинька»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 25 января 2016 год – 29 января 2016 год.
Вид проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Обоснование выбора темы:
Обогащение и расширение знаний детей о жизни животных на примере зайца; стимулировать речевую и двигательную активность детей.
Цель проекта: формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности, овладение детьми игровыми действиями, отражающими известные им жизненные ситуации.
Задачи:
1. Развивать речь детей, восприятие и эмоциональный отклик на литературные произведения; обогащать словарный запас.
2. Воспитывать у детей навыки общения со сверстниками и со взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову, бережное отношение к животным, способствовать развитию интересов детей к окружающей природе.
3. Расширять первоначальные представления детей о живом мире, учить любить животных, помогать им.
Актуальность:
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. В игре незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи. Данный проект поможет детям больше узнать о зайце, разнообразные игры с ним сформируют навыки бережного отношения к живой природе. Проект разработан с учетом ФГОС ДО.
Проблема:
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности, поэтому для повышение интереса детей к живому миру и природе мной был разработан проект «Зайка - заинька», формирующий у детей социально-нравственные качества, овладение игровыми действиями.
Ожидаемые результаты проекта:
Развитие творческой активности детей, освоение детьми раннего возраста различных видов творчества.
Обогащение словаря детей.
Формирование коммуникативных способностей детей.
Книжка – самоделка на тему «Зайка - заинька».
Инсценировка по сказке «Заячья избушка».
Ожидаемые результаты:
Дети:
- знают о необходимых условиях для жизни зайчика.
Педагог:
- овладение техникой проектной деятельности.
Родители:
- активно участвуют в образовательном процессе.
Развивающая среда:
-
Оснащение группы: пособия, дидактические игры, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, видеоматериалы, презентации.
-
Создание новых объектов развивающей среды.
-
Выставка совместного детско-родительского творчества; детских рисунков.
Далее намечен план, разработаны этапы реализации проекта:
Этапы проекта
Этапы |
Содержание |
1-й этап. Подготовительный |
Постановка цели и формулирование задач. Определение форм и методов работы, продуктов проекта. Первичный мониторинг знаний детей о зайце. Подбор методов и приемов: Предварительная работа с родителями: Рекомендации для чтения с детьми дома. Подготовка презентации о зайце. Разучивание с детьми стихов, Изготовление дидактических игр. Подбор методической литературы, дидактических игр, игровых упражнений, литературно-художественного материала. Разработка календарно-тематического плана проекта. |
2-й этап. Основной |
Непосредственно образовательная деятельность. Изготовление дидактических игр по теме проекта. Игры. Продуктивная деятельность детей. Чтение художественной литературы. Создание альбомов, книжек. Выставки рисунков, совместного творчества детей и родителей. Оформление стендовой информации, папок-передвижек для родителей. Создание книжки-копилки стихотворений, загадок. Проведение развлечений. |
3-й этап. Заключительный |
Развлечение совместно с родителями «День рождения Заиньки». Создание мини-музея совместно с родителями «Мой Заинька». Изготовление книжки-малышки «Зайка - заинька». |
Содержание работы
в ходе реализации тематического планирования:
На подготовительном этапе работы был проведён мониторинг уровня развития речи детей раннего возраста. Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта. Создана презентация о жизни и среде обитания зайца-русака. Подобраны дидактические игры по теме, направленные на развитие речи детей раннего возраста, познавательной активности. Были подобраны проблемные задания.
РППС группы пополнена дидактическими играми, пособиями, литературно-художественном материалом по теме проекта.
На 2-м этапе началась работа по реализации тематического плана проекта. Работу начали с организации НОД во всех 5-и образовательных областях. Вместе с детьми мы познакомились с жизнью и средой обитания зайца-русака, узнали, об особенностях окраса животного в сезонные периоды жизни зайца. Дети приобретали и углубляли различные представления о зайце-русаке. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в
непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. Использовали различные формы организации обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия, приобретали опыт общения.
Вся дальнейшая работа была направлена на организацию образовательной деятельности с детьми в режимных моментах с использованием различных методов и приёмов.
Наполнили РППС группы наглядными материалами, альбомами по ознакомлению детей по теме проекта, дидактическими и настольно-печатными играми: «Что любит зайка», «Собери картинку», «Накорми зайку морковкой», «Напоим зайку чаем», «Рассади зайцев по пенькам», «Найди зайца, непохожего на других». В центре книги создали мини-библиотеку, в которой разместили художественную и познавательную литературу, иллюстрации для самостоятельного добывания детьми информации по теме проекта: «Сказки: «Заяц - хваста» «Заячья избушка», «Теремок», «Лиса и заяц» В. Даля, «Зайку бросила хозяйка», А. Барто, «Зайка ушко простудил», «Скачет зайчик по стене», «Зайка». Ф. Н. Берг, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки о зайце-русаке.
Знания о жизни и среде обитания зайца-русака дети получали во время просмотра презентаций, чтения сказок, просмотра фрагментов мультфильмов, героями которых являлись зайчата.
Организовывали двигательную активность детей, использовали подвижные игры, физкультминутки, динамические паузы по теме проекта: Пальчиковая гимнастика - «Жили-были зайчики», «Зайка строит дом», П/и «Зайка беленький сидит», «Веселые зайчата», «Зайцы и волок», «Зайка», «Прыг-скок», «Зайкин огород».
Всё это способствовало формированию представлений детей о животном, бережном отношении к миру живой природы.
Особое внимание уделяли чтению художественной литературы. Загадывали загадки, разучивали стихотворения, составляли описательные рассказы о зайце.
Беседы с детьми сопровождали наглядностью, показом презентаций «Заяц-русак», «Где живёт Зайка». Полученные знания дети закрепляли в досугах, вечерах развлечений («Зайчонок потерялся», «Наш Зайка простудился», «Солнечный зайчик», театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка», игровое мероприятие: «День рождение Заиньки»).
В процессе деятельности у детей расширялся кругозор знаний об окружающем мире, обогащался словарный запас.
Самостоятельная деятельность детей была организована в мини – центрах так, чтобы информация заложенная в предметно-развивающей среде не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала детей к её поиску.
В центре книги дети рассматривали иллюстрации по теме проекта.
В процессе художественного творчества рисовали с детьми на тему: «От лисы зайчишка убегал» (рисование тропинки, по которой зайка может убежать), «Шарфик для зайчика» (рисование полосок разного цвета на готовых полосках). Лепили из пластилина «Угощение для Зайки», «Морковка для зайчонка».
Работу вели в тесном взаимодействии с родителями. Обновляли стендовую информацию по теме проекта. Провели чаепитие с родителями, театрализацию русской народной сказки «Заячья избушка».
Итогом работы по теме стало развлечение совместно с родителями «День рождения Заиньки». Праздник явился ярким результатом работы по теме проекта.
Анализ работы над проектом показал, что:
У детей сформированы знания о зайце-русаке, среде его обитания и его сказочных «братьях».
Пополнена пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы: изготовление Д/и «Разрезные картинки - Сказки», «Морковка для зайчика», «Найди зайца, непохожего на других».
Родители - участники образовательной деятельности детей, активные участники реализации проекта – создание мини-музея совместно с родителями «Мой Заинька», изготовление книжки-малышки «Зайка - попрыгайка».
Цель проекта достигнута.
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. И.Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Гербова В.В. и др. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Оникс, 2011.
3.Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 1,5 – 3 лет. СПб.: Речь, 2011.
4.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Узорова О.В., Е.А. Нефедова Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. М.: АСТ: Астрель, 2005.
6.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»