Рабочая программа по литературе 7 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 7 КЛАСС.
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса в 2015-2016 учебном году составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе (М.: Дрофа, 2012) и Программы по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2012).
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель: Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Раздел. 2. Общая характеристика предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе литературных произведений.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный
образовательный план для образовательных
учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение
литературы на этапе основного общего
образования в объеме 69 часов, в год, 2
часа в неделю.
На развития речи в 7
классе отводится 8 ч, на внеклассное
чтение – 5 часов
Количество часов в год: 69 часов
В неделю: 2 часа.
Раздел 4. Содержание тем курса
Роды и жанры литературы
Античная литература
Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).
Фольклор.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.
Литература XIX века
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). «М ц ы р и».
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р».
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а».
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Литература XX века
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д».
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».
Фантастика и ее жанры
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».
Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Раздел 5. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Фольклор. |
3 |
3 |
Из русской литературы XIX века. |
30 |
4 |
Из русской литературы XX века. |
27 |
5 |
Зарубежная литература. |
4 |
6 |
Итоговые уроки |
4 |
|
Итого: |
69 |
Раздел 6. Календарно- тематическое планирование
№ |
Дата |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов |
Обору- дование |
Основные виды деятельности |
Требования к результату |
Вид контроля |
план /факт |
|||||||
1 |
|
Роды и жанры литературы -1ч Жанры художественной литературы |
1 |
Таблица. |
беседа, викторина |
кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника. |
ответы на вопросы кроссворда |
2 |
|
Фольклор- 3ч Жанры фольклора. Былина «Садко» |
1 |
Презентация к уроку. |
рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста |
актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость» |
составление плана былины |
3 |
|
Сатирическая драма «Барин» |
1 |
Презентация. |
викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя |
показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников |
ответы на вопросы викторины |
4 |
|
Детский фольклор |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания |
углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи |
устный ответ по теме урока |
5 |
|
Литература 19 в -30 ч Баллады В.А. Жуковского. |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение |
дать определение жанра баллада познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста |
сопоставление-анализ двух переводов |
6 |
|
Д.Г.Байрон. |
1 |
Презентация к уроку. |
заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение |
Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству В.А. Жуковского |
выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону |
7 |
|
Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина. |
1 |
Презентация. |
рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение |
углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста |
развернутый ответ на вопрос |
8 |
|
Повесть «Барышня-крестьянка». |
1 |
Таблица. |
объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение |
Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении |
развернутый ответ на вопрос |
9 |
|
Герои повести «Барышня-крестьянка». |
1 |
Презентация |
объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся |
выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка» |
написание отзыва |
10 |
|
Роман А.Пушкина «Дубровский». |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста |
познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев |
письменная работа по плану характеристики героя |
11 |
|
Особенности сюжета. |
1 |
Таблица. |
составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке» |
помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; |
анализ текста |
12 |
|
Слияние признаков любовного и социального романов. |
1 |
Презентация к уроку. |
объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся |
углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа |
пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова |
13 |
|
Герои романа и их судьбы. |
1 |
Презентация. |
объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста |
выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям |
подготовить характеристику Владимира Дубровского |
14 |
|
Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина |
1 |
Таблица. |
темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» «Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?» |
развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение |
Написать сочинение |
15 |
|
М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта. |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста |
показать богатство жанров лирики Лермонтова. |
анализ одного стихотворения |
16 |
|
Герой поэмы «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой |
1 |
Презентация к уроку. |
рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста |
показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова |
составление плана поэмы |
17 |
|
Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. |
1 |
Презентация. |
выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа |
показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста |
развернутый ответ на вопрос |
18 |
|
Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии. |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа |
углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения |
выразительное чтение сцен по ролям |
19 |
|
Городничий и чиновники города N. |
1 |
Презентация |
комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа |
совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников |
характеристика персонажей |
20 |
|
Хлестаков. |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа |
дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста |
письменная работа |
21 |
|
Женские образы комедии. |
1 |
Таблица. |
элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов |
развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников |
характеристика персонажей |
22 |
|
«Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино). |
1 |
Презентация к уроку. |
сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина |
совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения |
анализ одного стихотворения |
23 |
|
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». |
1 |
Презентация. |
объяснение учителя, чтение и анализ тексов |
показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения |
чтение наизусть, ответы на вопросы |
24 |
|
Н.А.Некрасов «Железная дорога». Гражданская лирика Некрасова. |
1 |
Таблица. |
составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, |
расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Железная дорога». |
чтение наизусть, ответы на вопросы |
25 |
|
Сюжеты и композиции лироэпических произведений Некрасова и их герои. |
1 |
Таблица. |
чтение и анализ текста |
выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя |
анализ одного стихотворения |
26 |
|
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя. |
1 |
Презентация к уроку. |
рассказ учителя, чтение и анализ текста |
кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; |
развернутый ответ на вопрос |
27 |
|
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки. |
1 |
Презентация. |
словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола |
помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов |
составление цитатного плана |
28 |
|
Н.С.Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа. |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа |
кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования |
блиц-опрос по содержанию сказа |
29 |
|
Пафос творческого труда в произведении. |
1 |
Презентация |
выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя |
совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения |
устный ответ – характеристика Левши |
30 |
|
Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники. |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
рассказ учителя, чтение и анализ текста |
заинтересовать учащихся творчеством Лескова |
сочинение-рассуждение |
31 |
|
Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». |
1 |
Таблица. |
сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста |
заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена |
терминологический диктант |
32 |
|
А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Тоска». |
1 |
Презентация к уроку. |
беседа по вопросам, чтение и анализ текста |
углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе |
сочинение-миниатюра «Мой Чехов» |
33 |
|
Жестокость этого мира. |
1 |
Презентация. |
сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия. |
проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия» |
анализ произведений |
34 |
|
Р.р. Портрет героя в различных жанрах художественных произведений. |
1 |
Таблица. |
беседа по вопросам, чтение |
Уметь характеризовать героев в различных жанрах произведений |
Устный ответ |
35 |
|
Литература 20- века – 27 ч Нравственная проблематика в лирике XX века. |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста |
показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века |
выразительное чтение стихотворения |
36 |
|
Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. |
1 |
Презентация к уроку. |
рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста |
продолжить знакомство с лирикой Серебряного века, совершенствовать навыки анализа поэтического текста |
выразительное чтение стихотворения |
37 |
|
Максим Горький. «Песня о Буревестнике» - романтическая песня-призыв. |
1 |
Презентация. |
сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста |
познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», |
выразительное чтение стихотворения |
38 |
|
«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. |
1 |
Таблица. |
выразительное чтение, элементы анализа |
помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста |
развернутый ответ на вопрос |
39 |
|
Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки. |
1 |
Презентация |
лекция, сообщения учащихся |
развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями, знать понятие притча |
написание эссе |
40 |
|
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
рассказ и объяснение учителя |
начать знакомство учеников с личностью Маяковского |
выразительное чтение стихотворения |
41 |
|
Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. |
1 |
Таблица. |
беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями |
осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме, гиперболе |
развернутый ответ на вопрос |
42 |
|
М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием». |
1 |
Презентация к уроку. |
чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя |
познакомить с ранним произведением Булгакова; |
конспект, устные сообщения |
43 |
|
«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня. |
1 |
Презентация. |
комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам |
определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя |
развернутый ответ на вопрос |
44 |
|
К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. |
1 |
Таблица. |
беседа по вопросам, комментарии учителя |
показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; |
выразительное чтение |
45 |
|
Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма. |
1 |
Таблица. |
сообщения учащихся |
помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству |
конспект, устные сообщения |
46 |
|
Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». |
1 |
Презентация к уроку. |
рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа |
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; |
размышление «Зачем нам нужны животные?» |
47 |
|
Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором. |
1 |
Презентация. |
работа с планом, словарная работа |
показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем |
развернутый ответ на вопрос |
48 |
|
А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников». |
1 |
Таблица. |
выразительное чтение, чтение по ролям |
познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей |
выразительное чтение |
49 |
|
Наконечников, Эдуардов и другие герои. |
1 |
Презентация |
беседа по вопросам, комментарий учителя |
продолжить работу над анализом текста |
конспект, устные сообщения |
50 |
|
А.Т.Твардовский «Как после мартовских метелей», «Июль – макушка лета». |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста |
знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского |
анализ одного стихотворения Твардовского |
51 |
|
Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», Б.Окуджава «Арбатский романс», В.С.Высоцкий «Я не люблю». |
1 |
Таблица. |
рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам |
знакомство с творчеством Н.А. Заболоцкого, Б. Окуджавы, В.С. Высоцкого |
конспект, устные сообщения |
52 |
|
Р.р. Моё любимое стихотворение. |
1 |
Презентация к уроку. |
беседа по вопросам |
развивать интерес к произведениям |
чтение наизусть |
53 |
|
Великая Отечественная война в художественной литературе. |
1 |
Презентация. |
рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма |
обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. |
конспект, устные сообщения |
54 |
|
М.А.Шолохов «Они сражались за Родину». |
1 |
Таблица. |
комментированное чтение, беседа по вопросам |
познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, |
конспект, устные сообщения |
55 |
|
Трагические события отступления армии. |
1 |
Таблица. |
беседа по вопросам |
показать значение этого произведения |
развернутый ответ на вопрос |
56 |
|
Стойкость и героизм участников сражения. |
1 |
Презентация к уроку. |
беседа по вопросам |
развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны |
развернутый ответ на вопрос |
57 |
|
В.Г.Распутин «Уроки французского». |
1 |
Презентация. |
рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, |
познакомить с главными темами творчества Распутина |
конспект, устные сообщения |
58 |
|
Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы. |
1 |
Таблица. |
обсуждение текста рассказа |
раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память» |
развернутый ответ на вопрос |
59 |
|
Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа. |
1 |
Презентация |
беседа по вопросам |
раскрыть значение названия рассказа |
конспект, устные сообщения |
60 |
|
Р.р. Обучение анализу эпизода |
1 |
Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
беседа по вопросам |
продолжить работу над анализом текста |
развернутый ответ на вопрос |
61 |
|
Из истории эссе. |
1 |
Таблица. |
беседа по вопросам |
прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?» |
развернутый ответ на вопрос |
62 |
|
Зарубежная литература – 4ч. А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». |
1 |
Презентация к уроку. |
беседа по вопросам, комментарий учителя |
заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла |
беседа на понимание |
63 |
|
Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. |
1 |
Презентация. |
выразительное чтение, просмотр отрывка |
развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически |
написание детективного рассказа |
64 |
|
Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. |
1 |
Таблица. |
вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах, |
углубить представления учащихся о жанре научной фантастики |
ответы на вопросы учителя |
65 |
|
Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. |
1 |
Таблица. |
беседа по вопросам, работа с иллюстрациями |
побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли |
характеристика героя |
66 |
|
Мир литературы и богатство жанров. |
1 |
Презентация к уроку. |
выступления учащихся, беседа, чтение |
моделирование; применение методов информационного поиска |
конспект, устные сообщения |
67 |
|
Обобщение изученного в 7 классе. |
1 |
Презентация. |
ответы на вопросы |
контроль, коррекция, оценка. |
развернутый ответ на вопрос |
68 |
|
Тестирование. |
1 |
|
тест |
анализ; |
ответ на вопрос |
69 |
|
Рекомендации для летнего чтения |
|
презентация |
беседа, запись книг для летнего чтения |
умение работать с информацией |
|
Раздел 7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение
1. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012г.
2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012
3. Н.Е.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс.
4. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.
5. Литература в 7 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2010
6. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2013
7. СD - ROM /Русская литература.
Русская литература от Нестора до Маяковского
Русская поэзия 17-20 вв.
Пушкин в зеркале двух столетий.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
-
Презентации уроков.
Материальная база
-
интерактивная доска;
-
мультимедиа проектор;
-
компьютер;
-
система интерактивного голосования;
-
экран;
-
музыкальный центр;
Интернет-ресурсы
http://matyuhin-songs.narod.ru
- песни на стихи русских и зарубежных
поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова,
М. Цветаевой, А. Ахматовой,
О. Мандельштама, И. Бродского,
С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки
и др.) в исполнении Александра
Матюхина
http://gold.stihophone.ru
- архив образцов искусства художественного
чтения. Голоса великих русских поэтов
в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина,
Маяковского, Бунина, Блока, Бродского.
Профессиональное актёрское исполнение
известных артистов театра и
кино
http://public-library.narod.ru
- Публичная электронная библиотека.
Произведения А.Блока, М.Булгакова,
Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина),
И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина,
М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина,
М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого,
И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
Стихи
России - Сайт для тех, кто
любит стихи от классики до
современности.
http://www.feb-web.ru
- Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор» -
полнотекстовая информационная система
по произведениям русской словесности,
библиографии, научным исследованиям и
историко-биографическим работам.
Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова,
А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского,
Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя,
С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого,
М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека
(романсы, песни)
Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.
Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы
В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.
Раздел 8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ
В результате изучения литературы обучающийся 7 класса должен
знать:
-
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.
уметь:
-
Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
-
Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
-
Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
-
Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
-
Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
-
Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
-
Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
-
Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
-
Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-
Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
-
Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
-
Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;
-
Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
-
Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
-
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
-
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка |
Основные критерии отметки |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»