Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса
Цель: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми.
Рассмотрено Руководитель МО __________ Протокол № ______ от « » 20 г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ « » 20 г. |
Утверждаю Директор _______ Приказ № _______ от « » 20 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 2 класса
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год
Разработчик: Захарова Л. В.,
учитель начальных классов
высшая квалификационная
категория.
г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету окружающий мир составлена основе следующих нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3»; учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015 – 2016 учебный год; действующего положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»; годового календарного графика; Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» (образовательная система «Гармония»).
Цель: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи:
-создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;
-социализация ребёнка;
-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
-формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
-воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие. Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта:
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
2.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2015 г.
3.Поглазова О.Т., Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
4.О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин .Окружающий мир. Тестовые задания. 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015г
Учебные пособия (УМК) для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений О. Т. Поглазова Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
2. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – 2013
Курс «Окружающий мир» входит в инвариантную часть учебного плана.
Курс «Окружающий мир» рассчитан на 34 учебные недели, 68 часов (2 часа в неделю)
С учетом годового календарного графика в программу добавлен 2 резервных часа.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру О.Т. Поглазовой.
Контроль качества усвоения материала
Контрольно - оценочная деятельность по данной программе осуществляется на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия№3» и «Методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Формы оценки образовательных результатов обучающихся:
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
- самостоятельные, проверочные, тестовые, творческие работы;
Формы итогового контроля:
Полугодовые контрольные работы
Итоговая комплексная работа
Формы обучения :
Работа в парах
Работа в малых группах.
Дифференцированный подход к учащимся.
Учебные занятия.
Построение учебных диалогов.
- индивидуальная;
-групповая (парная);
-фронтальная;
-коллективная;
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
Используемые методы обучения:
- исследовательский;
- эвристический (частично- поисковый);
- сравнения
-метод моделирования
- рассказ, объяснение, беседа
-наблюдение, игровой;
-объяснительно-иллюстративный;
-проблемно-поисковый;
-метод стимулирования интереса к учению;
-метод самоконтроля;
-метод самостоятельной деятельности учащихся:
Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
системно - деятельностный подход
Содержание учебного предмета (68 ч.) + 2 ч резерв
Человек и природа (10 часов) Живая и неживая природа. Тела окружающего мира. Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе.
Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких
травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья.
Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе
и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользова-
ние бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны
экстренной помощи.
Человек и общество (8 часов) Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наи-более распространённые профессии в городе, селе.
Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств.
Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека.
Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.
Природа вокруг тебя (29 часов) Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы.
Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака.
Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними
народами, его образ в произведениях народного творчества.
Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия.
Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из
космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет.
Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий.
Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте.
Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения.
Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород.
Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной
водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей
и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём.
Каспийское море – самое большое озеро мира.
Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток.
Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важ-
ность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту.
Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы.
Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Наша Родина – Россия (10 часов) Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы.
Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др.
Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов.
Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I —
Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы
города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.) Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.).
Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность
озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта.
Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок).Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.
Человек – творец (11 часов) Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф,
мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино.
Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.
Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская
галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города
(села), важность бережного отношения к ним.
Резерв (2 ч)
Авторская программа будет реализована без изменений.
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания урока |
Дата прове- де- ния |
Кор- рек- ция |
Основные виды деятельности обучающихся |
Информа-ционные ресурсы |
Учебное оборудование |
|||||||||||
Человек и природа 10 ч Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни; представление о чистоте как о важной для здоровья черте человека; - осознанное отношение к безопасному поведению в быту, природе, обществе, сохранению своей жизни; Регулятивные: Обучающийся научится: -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; Познавательные: Обучающийся научится: -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми и представлять её в разных формах; работать со схемами (считывать информацию); - перерабатывать полученную информацию: обобщать, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - узнавать предмет по описанию его признаков; пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение; Коммуникативные: Обучающийся научится: - умение работать в паре; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. |
||||||||||||||||||
1 |
1-я четверть Что нас окружает |
Повторение изученного материала. Тестовые задания с.3-5 №1 |
|
|
Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
2 |
Тела окружающего мира |
Окружающие предметы, источники информации, знакомство со схемой. . Тестовые задания с.6-7 №1 |
|
|
Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие была поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
3 |
Человек – часть живой природы |
Повторение изученного, анализ иллюстраций. Тестовые задания с.10 №1-2 |
|
|
Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
4 |
Человек – разумное существо |
Отличие человека от животных. Изобретения человека для облегчения своего труда. Тестовые задания с.11 №2 |
|
|
Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
5 |
Здоровье человека. Значение природы для здоровья. |
Анализ иллюстраций, ознакомление со способами закаливания, знакомство с режимом дня. |
|
|
Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
6, 7 |
Органы чувств, их гигиена Практическая работа |
Органы чувств, правила личной гигиены, оказание первой помощи при небольших травмах. |
|
|
Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
8 |
Чистота – залог здоровья |
Болезнетворные микробы, правила ухода за кожей. Анализ рисунков, «озвучивание» их. |
|
|
Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
9 |
Зелёная аптека |
Ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями, правилами сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств. Сообщение о лекарственном растении. Тестовые задания с.12 - 13 №3 |
|
|
Называют группы растений, их существенные признаки; высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
10 |
Азбука безопасного поведения Практическая работа. |
Правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Тестовые задания с.12 – 15 №3 |
|
|
Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
Человек и общество 8 часов Личностные УУД обучающегося будут сформированы: - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; – осознание ценностей семьи, дружбы; - осознание себя как части общества, важности труда в жизни человека и на благо общества; - система ценностей, у в а ж и т е л ь н о е отношение к людям труда, важность профессий учитель, эколог; - культура общения; - умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с друзьями, одноклассниками, взрослыми; - умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции Регулятивные УУД Обучающийся научится: -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; Познавательные УУД Обучающийся научится: -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), -осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; - выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций; -умение выделять в тексте основную мысль, находить ответы на поставленные вопросы Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - работать в паре; - полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
||||||||||||||||||
11 |
Человек – член общества |
Человек - общественное существо; условия благополучия общества, общественный порядок. |
|
|
Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
12 |
Разнообразие профессий людей |
Ознакомление с профессиями, анализ иллюстраций, соотнесение профессии человека и места работы. |
|
|
Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; работают с разрезными карточками. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
13 |
Как мы общаемся. Правила этикета |
Ознакомление с формами общения, правилами этикета; правилами вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми. Ролевая игра «Уроки этики» |
|
|
Рассуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
14 |
Физическая и духовная красота человека |
Физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять ими. |
|
|
Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, к друг другу; рассуждают, как управлять отрицательными положительными эмоциями; обсуждают, почему нужно проявлять чуткость к окружающим людям, стараться им помочь в трудную минуту; «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят и свои, которые могут портить настроение родным и другим людям. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
15 |
Друзья, их значение в жизни людей. |
Друг, дружба, дружный Коллектив. Тестовые задания с. 16 – 18 №4. |
|
|
Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
16 |
Семья. Родственники |
Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры. Составление родословной. |
|
|
Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов; готовят рассказ о своей семье. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
17 |
Семейные заботы |
Забота, обязанность, взаимопомощь; личные дела и семейные, мужские и женские |
|
|
Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
18 |
2-я четверть Семейные традиции |
Семейная традиция, реликвия; потомственная профессия. Ознакомление с проектной работой, правилами её выполнения. Тестовые задания – с. 19 – 21 №5. |
|
|
Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
Природа вокруг тебя 29часов Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; - эстетическое восприятие окружающего мира; - сознательное отношение к ценностям природы; Регулятивные УУД Обучающийся научится: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами ) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; Познавательные УУД Обучающийся научится: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; определять главную мысль; умение соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний; - выделять новые понятия, определять их существенные признаки; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); моделировать; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; - высказывать и аргументировать свои гипотезы; |
||||||||||||||||||
19 |
Кто и как изучает природу. |
Наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы для наблюдений и измерений. Способы изучения природы. |
|
|
Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
20 |
Природные тела и явления |
Природные явления, тело, метод наблюдения – основ- ной метод познания природы |
|
|
Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
21, 22 |
Разнообразие облаков Практическая работа «Формы облаков». |
Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Тестовые задания – с. 22 – 23, №6, работа 4. |
|
|
Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. |
ЭОР |
Листы плотной бумаги белого и синего цвета, вата, клей (на каждую пару учеников) |
|||||||||||
23 |
Солнце – ближайшая к Земле звезда. |
Ознакомление с понятиями космическое тело, звезда. Солнце – ближайшая к Земле звезда |
|
|
Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. |
ЭОР |
Тела разной формы. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
24 |
Солнце и жизнь |
Значение солнца для природы и людей. Положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы; правила безопасного пребывания на солнце |
|
|
Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; анализируют рисунки и составляют советы по безопасному поведению под солнцем, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома и др.) |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
25 |
Звёзды и созвездия |
Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – уча- сток неба; невооружённый глаз и телескоп |
|
|
Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
26 |
Кометы, метеоры, метеориты |
Образные представления о кометах, метеорах, метеоритах |
|
|
Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
27 |
Земля – планета |
Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль. Земля имеет шарообразную форму. |
|
|
Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
28 |
Движение Земли |
Смена дня и ночи, смена времён года глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюса; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца |
|
|
Высказывают предположения, почему происходит смена дня и ночи на Земле, и проверяют их по тексту; убеждаются, что глобус отражает форму Земли, рассматривают наклон оси вращения; наблюдают, как происходит смена дня и ночи; подбирают карточки с изображением времён года и помещают их в соответствующие места на схеме. |
ЭОР |
Глобус Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
29 |
Луна – естественный спутник Земли |
Луна – естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну |
|
|
Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах; проводят наблюдения за Луной (с родителями). |
ЭОР |
Два мяча разного размера. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
30 |
Исследования Луны. Человек на Луне |
Ознакомление с исследованиями поверхности Луны. Астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах рельефа лунной поверхности |
|
|
Знакомятся с первыми исследованиями Луны с помощью космических аппаратов, астронавтов; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, высказывают предположения о лунной поверхности и проверяют их по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
31 |
Планеты, движущиеся вокруг Солнца |
Особенность планеты Земля. Представление о 9 больших планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах – малых планетах |
|
|
Повторяют изученное ранее о космических телах; читают текст, определяют основную мысль каждого абзаца; рассуждают о необходимости сохранить жизнь на планете Земля; работают с разрезными карточками. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
32 |
Разнообразие космических тел |
Обобщение знаний по теме «Небесные тела». Проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. Тестовые задания, с. 26 – 27 №7, с. 28 – 29, работа №5. |
|
|
Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
33 |
3-я четверть Поверхность Земли. Материки и океаны |
Наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах (легенда карты); океан, материк, остров, полуостров |
|
|
Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; учатся пользоваться условными знаками карты, добывать информацию о земной поверхности по глобусу, карте полушарий, находят материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами; обобщают полученные знания. |
ЭОР |
Карта полушарий. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
34 |
Плоские и холмистые равнины |
Ознакомление с формами суши – равнины и горы; плоская и холмистая равнины; холм, овраг, курган; способы борьбы с оврагами. Практическая работа «Холмы и овраги из пластилина» |
|
|
Читают текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают о причинах появления оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, моделируют холмы и овраги из пластилина. |
ЭОР |
Картон, пластилин. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
35 |
Горы. Их разнообразие |
Гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Работа с географической картой. |
|
|
Ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины. |
ЭОР |
Географическая карта. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
36 |
Горы и люди. Безопасное поведение в горах |
Горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах. |
|
|
Ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; обсуждают опасности, подстерегающие человека в горах, меры предосторожности, которые надо соблюдать; оценивают отрицательное влияние деятельности людей в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
37 |
Экскурсия. Формы суши родного края. |
Повторение, применение полученных знаний на практике. Умение различать разные формы суши |
|
|
Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор Карта Алтайского края |
|||||||||||
38 |
Земля и её поверхность |
Проверяем усвоение понятий: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие); знание правил безопасного поведения в горах. Тест №8, с. 33 – 34, работа №6 |
|
|
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. |
|
. |
|||||||||||
39, 40 |
Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Практическая работа«Морская вода» |
Водоём. Мировой океан, океан, море, морская вода; экологические проблемы, связанные с деятельностью людей; правила безопасного поведения на воде. |
|
|
Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности, суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью каких океанов они являются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают правила безопасного поведения на море, экологические проблемы, связанные с деятельностью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). |
ЭОР |
Литровые банки, поваренная соль, йод. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
41, 42 |
Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей |
Пресная вода; река – постоянный поток пресной воды; части реки – исток, приток, устье, русло; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция |
|
|
Соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, правила безопасного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
43, 44 |
Озёра, пруды, болота. Байкал- жемчужина России. |
Естественный, искусственный водоёмы; озеро, пруд, болото. Правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Запасы пресной воды на Земле. |
|
|
Анализируют рисунки, сравнивают пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); готовят сообщение о Байкале (или о местном озере). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
45 |
Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов. |
Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды; меры экономного расходования питьевой Воды. Сохранение чистоты водоёмов с питьевой водой. |
|
|
Рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке, обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
46 |
Экскурсия. Водоемы родного края. |
Умение различать разные виды водоёмов. Повторение и применение полученных знаний на практике |
|
|
Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
47 |
Разнообразие водоемов. Обобщающий урок |
Проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал; пресная и морская (солёная) вода; части реки – исток, приток, устье. Правила безопасного поведения на воде. Тест №9, с. 38 – 39, работа №7 |
|
|
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
Наша Родина – Россия 10 часов Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; - ответственное отношение к государственным законам; ответственное отношение к своему месту жительства; - экологическое мышление, экологическая культура» Регулятивные УУД Обучающийся научится: -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; Познавательные УУД Обучающийся научится: - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий4 - умение работать с текстовой и графической информацией; составлять небольшое сообщение по заданной теме; - осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, умение представлять её; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах. |
||||||||||||||||||
48 |
Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. |
Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. Анализ рисунков-схем. |
|
|
Выделяют в тексте новые понятия, объясняют их; анализируют рисунок-схему, составляют представление о России, рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, исполняют национальные танцы, песни (по желанию). |
ЭОР |
Географическая карта России. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
49 |
Российская Федерация, её государственные символы |
Р о с с и й с к а я Федерация, республика, край, область; государственная граница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимн России. Ознакомление с государственной символикой. |
|
|
Различают символы России, обсуждают, где и когда вывешивают государственный флаг, исполняют гимн, объясняют содержание гимна, узнают правила его прослушивания; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). |
ЭОР |
Политическая карта России, запись гимна России. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
50 |
Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. |
Президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка; международный, государственный, национальный и др. праздники. Тестовые задания – с. 40 – 41, №10 |
|
|
Выделяют в тексте незнакомые понятия и объясняют их; обсуждают права и обязанности граждан России, в том числе и права ребёнка; знакомятся с государственными праздниками, м е ж д у н а р о д н ы м и днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. |
ЭОР |
Конституция (книга законов) Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
51. |
Москва – столица России. |
Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга |
|
|
Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города) |
ЭОР |
Политическая карта России Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
52 |
Российские города |
Город-герой, город воинской славы, город-миллионер; культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. |
|
|
Выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались; рассматривают, сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; готовят сообщение о родном городе. |
ЭОР |
Политическая карта России. Интерактивная доска, проектор |
|||||||||||
53 |
Родной город, его достопримечательности. |
Родной город, его достопримечательности. Проектная работа. Тестовые задания – с. 49, задание 1 |
|
|
Выполняют задания в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться городские и сельские жители, как за ними ухаживать; далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
54 |
Горожане и селяне. Проблемы современного города |
Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь |
|
|
Рассуждают, чем различаются город и село, о чём должен думать архитектор, планируя город, чем отличается; промышленная зона от жилой; находят на рисунках различия между улицей, проспектом и бульваром; обсуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
55 |
4-я четверть Проблемы современного города. (продолжение) |
Службы города. Отходы городского хозяйства, свалка, контейнер для сбора отходов; правила экологически грамотного поведения в городе и на природе. Экологические проблемы городов. |
|
|
Обсуждают сложность организации вывоза городских отходов, выясняют, куда их вывозят, чем опасна свалка; предлагают варианты уменьшения бытовых отходов, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
56, 57 |
Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании |
Наземный, подземный, водный, воздушный транспорт; пассажирский, грузовой, специальный, общественный, личный транспорт; правила безопасного поведения на транспорте. Экологические проблемы городского транспорта. |
|
|
Обсуждают проблемы, связанные с разными видами транспорта; сравнивают виды транспорта, распределяют их на группы; составляют правила безопасного поведения на транспорте; обсуждают экологические проблемы, связанные с наземным, водным и воздушным транспортом, предлагают возможные пути решения. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
Человек - творец 11 часов Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; - интерес к познанию исторического наследия наших предков; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; Регулятивные УУД Обучающийся научится: -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях; - проверять и оценивать результаты своего труда; Познавательные УУД Обучающийся научится: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); - выполнять проектную работу, презентовать её; - применять знания в практической деятельности; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. |
||||||||||||||||||
58 |
Разнообразие музеев. Экспонаты в музее. Профессия археолог. |
Музей, экспонат музея; исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи. Ознакомление с профессией археолога. |
|
|
Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом; выполняют задание в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
59 |
Старинные и современные предметы одежды и быта |
Быт, предметы быта (утварь); осветительные приборы, правила безопасного пользования ими. Отличие предметов быта, одежды, обуви от современных вещей. |
|
|
Сравнивают, находят сходства и различия старинных и современных предметов быта, одежды, обуви, светильников; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами; составляют историю осветительных приборов, которые были изобретены нашими предками. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
60 |
Старинные и современные средства письменности, счета, связи |
Знаки, буквы, иероглифы, алфавит; арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, почта, телеграф, телефон, радио, телевизор. Тестовые задания – с. 44 – 45, №11 |
|
|
Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
61 |
Мир искусства. Художественное творчество человека. |
Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец; театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль. Тестовые задания – с. 48 – 51, работа №10 |
|
|
Рассуждают, для чего людям нужно искусство, какие качества нужны чтобы им заниматься; обсуждают, чем интересны профессии художника, композитора, поэта, скульптора; читают стихи, рассматривают репродукции картин художников, где отражена красота природы и человека; обсуждают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
62 |
Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. |
Художественное и научное представление знаний об окружающем мире |
|
|
Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию – короткое сообщение о деятеле искусства, о его произведении. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
63, 64 |
Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия. |
Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии; осевая симметрия, линия симметрии; умение определять линию симметрии |
|
|
Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; находят предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; наблюдают зеркальное отражение предметов, узнают его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
65. |
Центральная (поворотная) и орнаментальная ( переносная) виды симметрии. |
Центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии; элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах. |
|
|
В начале урока проверяют свои знания признаков осевой симметрии, умения находить линию симметрии; выявляют признак центральной симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при повороте вокруг его центра; находят предметы с центральной симметрией, определяют её центр, вырезают фигуры, обладающие центральной симметрией; догадываются о признаке переносной симметрии, наблюдают симметричные узоры, находят ячейку переноса, рисуют узоры; обобщают знания о разных видах симметрии, выполняют задания в рабочей тетради. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
66 67, |
Контрольный урок. Что узнали во втором классе. |
Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы. Тестовые задания – с. 54 - 56 |
|
|
Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи за год. |
|
|
|||||||||||
68 69 |
Виды симметрии в изделиях людей Резерв Экскурсия «Красота природная и рукотворная» |
Умение целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии. |
|
|
Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
70 |
Резерв Итоговый урок |
Обобщение знаний обучающихся |
|
|
Читают тексты, выбирают нужную информацию, отвечают на вопросы; выбирают дополнительные вопросы и отвечают на них. |
ЭОР |
Интерактивная доска, проектор. |
|||||||||||
|
Итого: |
70 ч |
|
|
|
|
|
Планируемые образовательные результаты
Личностные УУД
Обучающийся научится:
-ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях;
-выделять нравственный аспект поведения; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе.
У обучающегося будут сформированы:
– основы экологически грамотного поведения в природной и социальной среде;
– нормы безопасного поведения и осознание личной ответственности за своё здоровье;
– моральные нормы и умение соотносить поступки с нравственным аспектом поведения,
– осознание ценностей семьи, дружбы;
– понимание себя как члена общества, как жителя своего города (села), как гражданина своего Отечества – Российской Федерации.
У обучающегося могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать границы своего знания и незнания;
- ставить учебную задачу, принимать и сохранять учебную цель;
определять последовательности решения поставленной задачи, составлять план учебных действий;
корректировать свои действия (сличение с образцом, эталоном, ответом);
оценивать свои действия (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять основную и второстепенную информацию; сопоставлять информацию из разных источников;
- систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица и др.);
-пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями в учебнике, собственными наблюдениями как источниками информации;
-называть 2-3 признака предмета, описывать, как он выглядит по предложенному плану (учителем или автором), сравнивать предметы живой и неживой природы по внешним признакам и свойствам, объединять их в группы;
- объяснять значение некоторых условных знаков, например знаки опасности, дорожные знаки, условные обозначения, карты;
- находить нужную информацию в словаре, в учебном тексте, данную в явном виде (определение, числовые данные, характерные признаки и др.);
- соотносить словесную и иллюстративную информации, находить в тексте и на иллюстрациях ответы на вопросы, формулировать выводы;
- читать простые схемы; дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные.
- наблюдать предметы и явления окружающего мира и делать простые опыты;
-делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира.
осмысливать цель чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- сотрудничать с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, планировать общее дело, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желание помочь взрослым и сверстникам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение позиции партнёра, выявление конфликтной ситуации при сотрудничестве, поиск вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация;
Обучающийся получит возможность научиться:
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные УУД
Обучающийся получит возможность узнать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд,
водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и
не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой
природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных,
пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека,
положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану)
;– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература и средства обучения: для учащихся:
-Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
-Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2012г,2015 г.
-О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин .Окружающий мир. Тестовые задания. 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г
Для учителя:
- Авторские презентации Power Point.
- Программы общеобразовательных учреждений О. Т. Поглазова Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Поглазова О.Т.Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
Интернет- ресурсы:
-
Сайт ru.wikipedia.org
-
Сайт www.kidsbook.ru
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
-
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
Официальный сайт системы «Гармония». – Режим доступа : http://www.umk- garmoniya.ru/about/
-
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- классная доска с набором магнитов
- мультимедийный проектор;
- фотокамера цифровая ( по возможности)
- компьютер;
- интерактивная доска
Специфическое оборудование:
- гербарии, коллекции, любые возможные натуральные природные объекты;
– глобус Земли;
– настенные карты: «Физическая карта России», «Политическая карта мира»
- Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса
- Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
- Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО