Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса
Рассмотрено Руководитель МО _________ Протокол № 1 от « » 20 г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР __________ «__» 20 г. |
Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №3» _______ Приказ № _____ от « » 20 г. |
Рабочая программа
по факультативу «Наглядная геометрия»
для обучающихся 2 класса
Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год
Разработчик: Захарова Л. В.,
учитель начальных классов
высшая квалификационная
категория.
г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3»; учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015 – 2016 учебный год; действующего положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»; годового календарного графика; Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой стандарта начального общего образования, 2009.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения.
Цель данного курса: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения геометрического содержания.
Задачи программы:
- развитие образного(пространственного) и логического мышления, интуиции;
- формирование конструктивно-геометрических умений и навыков;
способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам;
- формирование практической значимости геометрических знаний;
Ценностные ориентиры:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Формы работы:
Работа в парах
Работа в малых группах.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
ИКТ (презентации к темам, видеофрагменты)
системно - деятельностный подход
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Методы моделирования и конструирования;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
Дифференцированный подход к обучающимся.
Построение учебных диалогов.
На курс «Наглядная геометрия», который находится в вариативной части учебного плана, во 2 классе учебным планом гимназии выделено 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели). На основании годового учебного графика добавлен 1 резервный час. Итого на изучение данного курса отводится 35 часов. В авторской программе на изучение курса выделено 23часа. Поэтому целесообразно резервные часы (12 ч) распределить следующим образом:
- Обобщение изученного во 2 классе – 2 ч;
- Контроль и учёт знаний – 1 ч;
- «Ломаная линия» - 1 час;
- «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч» - 1 ч;
- «Куб. Чтение чертежей» – 1 ч
- «Многогранники, развертка многогранника» - 1 ч
- «Сечение многогранника» - 2 ч
- Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии – 3 ч
Формы представления результатов:
Конкурс знатоков.
Инсценирование геометрических сказок.
Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».
Содержание учебного курса ( 35 ч)
1. Поверхности. Линии. Точки (3 ч). (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)
2. Углы. Многоугольники. Многогранники. (18 ч) Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
3. Повторение (2 ч) Повторение и закрепление изученного учебного материала.
4. Дополнительные (резервные) часы (12 ч)
Учебно - тематический план
№п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Темы раздела |
1 |
Поверхности. Линии. Точки. |
3 |
Виды поверхностей. Ломаная линия. Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. |
2 |
Углы. Многоугольники. Многогранники |
18 |
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Виды углов. Строим углы с помощью угольника. Многоугольники. Треугольники. Четырехугольники. Четырехугольники, треугольники. Прямоугольник и квадрат. Периметр многоугольника. Многогранники и их изображение на плоскости. Многогранники и их изображение на плоскости. Ребро многогранника. Многогранник. Развертка многогранника. Куб, развертка куба. Читаем схемы и чертежи. Многогранники, развертка многогранника. Сечение многогранника. |
3 |
Повторение |
2 |
Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки» Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники» |
4 |
Дополнительные часы (резерв) |
12 |
Обобщение изученного Контроль и учёт знаний «Ломаная линия» «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч» «Куб. Чтение чертежей» «Многогранники, развертка многогранника» «Сечение многогранника» Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии |
5 |
Итого |
35 |
|
Поверхности. Линии. Точки. (3 ч.) |
|
|||||||||||||||||
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания урока |
Дата проведе-ния |
Коррек-ция |
Основные виды деятельности обучающихся |
Информа-ционные ресурсы |
Учебное оборудование |
|
||||||||||
1 |
1-я четверть Виды поверхностей |
Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. Соотнесение положения предмета в пространстве с его изображением. |
|
|
Учатся распознавать виды поверхностей на изображениях геометрических тел; соотносить положение предмета в пространстве с его изображением. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
2 |
Ломаная линия |
Построение ломаных линий по данным вершинам. |
|
|
Строят ломаные линии по данным вершинам. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
3 |
Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. |
Взаимное расположение лучей. Положение точки на прямой и вне прямой. |
|
|
Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
Углы. Многоугольники. Многогранники (18 ч) |
|
|||||||||||||||||
4 |
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. |
Обозначение и сравнение углов. |
|
|
Читают графическую информацию, находят углы, их стороны и вершину, обозначают углы. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
|
|
. |
|
|
|||||
5 |
Распознавание, сравнение, построение и обозначение углов. |
Построение и обозначение углов. |
|
|
Самостоятельно выполняют задание 15. Распознают, сравнивают, строят, обозначают углы. Самоконтроль. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
6 |
Построение углов с помощью угольника. |
Построение углов с помощью угольника. |
|
|
Строят углы с помощью угольника. Взаимоконтроль и самоконтроль. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
7 |
Многоугольники |
Ознакомление с многоугольником и его элементами |
|
|
Обозначают углы цифрами. Самостоятельная работа. Достраивают ломаную линию до многоугольника. Работают с таблицей. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
8 |
Треугольники |
Построение треугольников по данным вершинам. Проведение отрезков в треугольниках в соответствии с заданиями. |
|
|
Строят треугольники. . проводят отрезки внутри треугольников. Анализируют расположение точек. Распознают треугольники на рисунке. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
9 |
Четырёхугольники |
Построение четырёхугольников в соответствии с данным условием. |
|
|
Строят четырёхугольники в соответствии с заданными условиями. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
10 |
2 – я четверть Четырёхугольники, треугольники и прямые углы. |
Выделение четырёхугольников, треугольников, прямых углов на данных чертежах |
|
|
Проводят в четырёхугольниках и треугольниках отрезки по заданным условиям. Находят прямые углы. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
11 |
Прямоугольник и квадрат. |
Уточнение представление обучающихся о прямоугольнике и о квадрате как его разновидности. |
|
|
Самостоятельная работа, задание 33. Взаимопроверка. Находят прямые углы с помощью угольника, Строят квадрат по точкам. Обозначают вершины квадрата. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
12 |
Видимые и невидимые линии. Многогранники. |
Уточнение знаний обучающихся о видимых и невидимых линиях на рисунках геометрических фигур. Знакомство с многогранниками. |
|
|
Распознают видимые и невидимые линии. Знакомятся с понятием «многогранник» и изображением многогранников на плоскости. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
13 |
Соотнесение объекта с его изображением. Видимые и невидимые части объекта. |
Соотнесение объекта с его изображением, выделение на рисунке видимых и невидимых частей объекта. |
|
|
Заканчивают раскраску рисунков. Соотносят объект с его изображением. Выделяю выделяют на рисунках видимые и невидимые части объекта. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
14 |
Повороты куба в пространстве и их графическая интерпретация |
Ознакомление с возможными поворотами куба в пространстве. |
|
|
Выполняют рисунки гранях куба. Вырезают развёртку куба. Самоконтроль. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
15 |
Чтение графической информации. |
Обучение чтению графической информации. Соотнесение рисунков на видимых гранях изображение с поворотами его модели в пространстве. |
|
|
Читают графическую информацию. Рисуют невидимые грани. Соотносят изменение рисунков на видимых гранях изображения с поворотами его модели в пространстве |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
16 |
Соотнесение изображения куба с его развёрткой и с поворотами куба в пространстве. |
Соотнесение изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве. |
|
|
Соотносят изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве. Вырезают развёртки куба. Самоконтроль. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
17 |
3-я четверть Соотнесение модели куба с его развёрткой. |
Обучение соотнесению модели куба с его развёрткой. |
|
|
Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
18 |
Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. |
Преобразование куба. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников. |
|
|
Читают графическую информацию. Выполняют преобразования куба. Выделяют видимые и невидимые линий на изображениях многогранников. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
19. |
Сечение многогранника. |
Ознакомление с первоначальным представлением о сечении многогранника. |
|
|
Соотносят изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; Знакомятся с понятием сечения многогранника. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
20 |
Чтение графической информации. Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. |
Чтение графической информации. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников. |
|
|
Читают графическую информацию. Выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. Самостоятельная работа. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
21 |
Сечение многогранников. |
Формирование представлений о сечении многогранников. |
|
|
Закрашивают видимые части многогранника разными цветами. Самоконтроль. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
Повторение (2ч) |
|
|||||||||||||||||
22 |
Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки» |
Повторение изученного материала |
|
|
Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
23 |
Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники» |
Повторение изученного материала |
|
|
Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
Дополнительные часы (12) |
|
|||||||||||||||||
24 |
Резерв Дополнительные часы Обобщение материала, изученного во 2 классе. |
Повторение и обобщение изученного материала. |
|
|
Повторяют и обобщают ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
25 |
Обобщение материала, изученного во 2 классе. |
Повторение и обобщение изученного материала. |
|
|
Повторение и обобщение изученного материала. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
26 |
Контроль и учёт знаний. |
Проверка знаний обучающихся. |
|
|
Самоконтроль |
|
|
|
||||||||||
27 |
Повторение по теме «Ломаная линия». |
Повторение построения ломаных линий по данным вершинам. |
|
|
Строят ломаные линии по данным вершинам |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
28 |
4-я четверть Повторение по теме «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч». |
Повторяют материал о взаимном расположении лучей, . положении точки на прямой и вне прямой. |
|
|
Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
29 |
Повторение Куб. Чтение чертежей. |
Модель и развёртка куба. |
|
|
Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
30 |
Повторение Многогранники, развертка многогранника. |
Многогранники, развертка многогранника. |
|
|
Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
31 |
Повторение. Сечение многогранника. |
Сечение многогранника. |
|
|
Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют понятие «сечение многогранника». |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
32 |
Повторение. Сечение многогранника. |
Сечение многогранника. |
|
|
Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
33 |
Урок-праздник «Хвала геометрии!» |
Урок-праздник «Хвала геометрии!» |
|
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
34 |
Геометрический КВН. |
Геометрический материал, изученный в течение года. |
|
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
35 |
Конкурс знатоков геометрии. |
Геометрический материал, изученный в течение года. |
|
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. |
ЭОР |
Мультимедийное оборудование |
|
||||||||||
|
Итого: |
35 ч |
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
У обучающего будут сформированы:
любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
У обучающегося могут быть сформированы:
-
понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-
адекватно воспринимать предложения учителя;
-
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
-
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
-
адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
-
восполнять пробелы в знаниях и умениях,
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
пользоваться различными дополнительными источниками информации;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
-
выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать участие в работе парами и группами;
-
воспринимать различные точки зрения;
-
использовать простые речевые средства;
-
контролировать свои действия в классе;
-
понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
-
использовать в речи язык математики
-
совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
-
проявлять инициативу в поиске и сборе информации
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
-
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
-
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
-
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
-
распознавать и называть геометрические тела (куб, многоугольник);
-
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
-
измерять длину отрезка;
-
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
распознавать плоские и кривые поверхности;
-
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
-
распознавать, различать и называть геометрические тела: куб, многоугольник;
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
- Н.Б.Истомина Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.
- Г.Ю. Гаркавцева , Е.Н.Кожевникова, З.Б. Редько Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 2 класс, М., Линка - Пресс, 2007.
Интернет- ресурсы:
-
http://www.liveinternet.ru/users/galina_solovyeva_3568363/post299462150/
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
-
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
-
http:www.Nachalka.com.
-
http://school-collection.edu.ru/
Для учащихся:
- Н.Б.Истомина Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Проектор, ноутбук, интерактивная доска
- Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса
- Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
- Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО